ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
А.И. ДОНЦОВ, Г.М. БЕЛОКРЫЛОВА
Профессиональное мировоззрение психологов
чрезвычайно редко выступало предметом
целенаправленного эмпирического изучения.
Проблемное поле проведенного нами исследования
задано попытками ответить на следующие вопросы:
существуют ли, а если да, то в чем состоят,
профессиональные представления психологов?
Когда они возникают и как изменяются за время
обучения в вузе? Каковы факторы, определяющие
динамику профессиональных представлений? Следуя
традиции изучения социальных представлений как
устойчивых форм коллективного сознания, а также
учитывая опыт исследования профессионального
менталитета, систему профессиональных
представлений психологов мы рассматриваем как
состоящую из двух основных взаимосвязанных
подсистем: субъектной и предметной. Первая из них
образована совокупностью представлений
специалистов о психологе как субъекте
профессиональной деятельности, вторая задана
совокупностью представлений о содержании
деятельности.
Исследование проводилось в течение 1996-1997 гг. на
факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В
нем приняли участие 150 студентов дневного
отделения, из них 80 студентов I курса (средний
возраст 17 лет), 70 студентов IV курса (средний
возраст 20 лет) и 140 студентов спецотделения, т.е.
вечернего отделения для лиц с высшим
образованием, из них 70 студентов I курса (средний
возраст 28 лет), 70 студентов III курса (средний
возраст 29 лет), 50 преподавателей факультета
психологии (средний возраст 38 лет); всего 340
человек, из них 60,6 % лиц женского пола и 39,4 % -
мужского.
В качестве основного метода исследования было
избрано анкетирование. Структура опросника
соответствует рассмотренной структуре
профессиональных представлений. Блок вопросов,
направленных на получение информации о
субъектной подсистеме профессиональных
представлений, включал закрытый вопрос о
мотивации выбора профессии психолога: "Что
побудило Вас поступить на факультет
психологии?" - и открытый вопрос: "Если бы Вы
вновь оказались в ситуации выбора, избрали бы Вы
вновь психологию как сферу профессиональной
деятельности?" Для исследования структуры
представлений о профессионально важных
качествах и личностных особенностях психолога
было задано два открытых вопроса: "Кто такой
психолог и чем он занимается?" и "Чем
отличается хороший психолог от плохого?" Кроме
того, были предложены полярные профили
личностных качеств, которые нужно было оценить
по степени соответствия "типичному"
психологу. Для выяснения представлений о
внешности "типичного" психолога были заданы
закрытые вопросы: "Как выглядит типичный
психолог? Каковы наиболее характерные черты его
внешнего облика?" и "Как Вы представляете
лицо типичного психолога?" Чтобы выявить
представления о временной протяженности
профессионального становления, был задан вопрос:
"Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо,
чтобы стать психологом-профессионалом в
избранной Вами области?"
Мнения о содержании деятельности психолога, в
частности представления о ее цели, предмете и
средствах, выяснялись с помощью следующих
открытых вопросов: "Что такое психология?",
"Как Вы считаете, какая проблематика наиболее
актуальна в современной психологии?", "Какая
проблематика будет ведущей через 10 лет?" Кроме
того, было предложено назвать пять основных
психологических теорий, а также ответить на
вопрос: "Должна ли психология изучать
парапсихологические явления (экстрасенсорику,
телекинез, полтергейст, телепатию и пр.)?" Для
выяснения представлений об объекте
психологического исследования или воздействия
были заданы открытые вопросы: "Кто такой
человек?", "От чего страдают люди?", "Что
им приносит счастье?", "От чего зависит
судьба человека?" Ряд вопросов несли
информацию о том, как оцениваются средства
профессиональной деятельности: "Чего больше в
работе психолога: профессиональных знаний и
навыков или призвания, дара?", "Считаете ли
Вы, что для хороших знаний практической
психологии необходимо глубоко изучать
теорию?", "Считаете ли Вы обоснованным
обращение к экстрасенсам в сложных жизненных
ситуациях?"
Вторая часть опросника была нацелена на изучение
таких индивидуально-психологических
особенностей респондентов, как смысложизненные
ориентации и самоотношение. Смысложизненные
ориентации исследовались с использованием
теста, разработанного и адаптированного Д.А.
Леонтьевым на основе теста PIL (Purpose-in-Life Test) Дж.
Крамбо и Л. Махолика. Самоотношение
исследовалось с помощью методики, предложенной
В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым.
Обработка ответов на открытые вопросы анкеты
производилась посредством процедуры
частотно-смыслового анализа, которая
предполагает выделение смысловых категорий,
характеризующих высказывания большинства
респондентов, а затем подсчет частоты их
использования.
Анализируя данные, полученные с помощью всех
названных процедур, мы стремились: 1) выявить
общие характеристики профессиональных
представлений, свойственные всем респондентам; 2)
установить специфику представлений каждой из
групп респондентов, сравнив взгляды студентов
дневного отделения, спецотделения и
преподавателей; 3) определить динамику
профессионального сознания студентов в процессе
обучения, что требовало сопоставить ответы
студентов начального и завершающего этапов
обучения и сравнить динамику этих ответов с
данными преподавателей;
4) изучить индивидуально-психологические
особенности личности студентов разных сроков
обучения и преподавателей. Эмпирические данные
были подвергнуты обработке стандартными
методами математической статистики, такими, как
дисперсионный двухфакторный анализ,
корреляционный анализ и пр.
Подводя итоги исследования представлений о
субъекте деятельности, можно отметить, что у всех
респондентов доминирующими выступили две группы
мотивировок поступления на факультет
психологии: 1) стремление помочь людям,
"очеловечить" общество и 2) намерение решить
собственные психологические проблемы,
обеспечить личностный рост и саморазвитие. И то,
и другое требует специальных знаний, получить
которые можно на факультете. Характерно, что эти
мотивировки господствовали в ответах всех
респондентов независимо от стажа обучения,
возраста и наличия иного профессионального
опыта. По-видимому, надежда на то, что
приобретение психологических знаний является
средством решения собственных и "чужих"
проблем, отражает стереотипы массового сознания
по отношению к психологии. Психология, по
существу, рассматривается здесь как средство
воздействия на себя и других и тем самым лишается
самоценности в качестве предмета познания.
Далее...
|