Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

А.И. ДОНЦОВ, Г.М. БЕЛОКРЫЛОВА

Профессиональное мировоззрение психологов чрезвычайно редко выступало предметом целенаправленного эмпирического изучения. Проблемное поле проведенного нами исследования задано попытками ответить на следующие вопросы: существуют ли, а если да, то в чем состоят, профессиональные представления психологов? Когда они возникают и как изменяются за время обучения в вузе? Каковы факторы, определяющие динамику профессиональных представлений? Следуя традиции изучения социальных представлений как устойчивых форм коллективного сознания, а также учитывая опыт исследования профессионального менталитета, систему профессиональных представлений психологов мы рассматриваем как состоящую из двух основных взаимосвязанных подсистем: субъектной и предметной. Первая из них образована совокупностью представлений специалистов о психологе как субъекте профессиональной деятельности, вторая задана совокупностью представлений о содержании деятельности.

Исследование проводилось в течение 1996-1997 гг. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В нем приняли участие 150 студентов дневного отделения, из них 80 студентов I курса (средний возраст 17 лет), 70 студентов IV курса (средний возраст 20 лет) и 140 студентов спецотделения, т.е. вечернего отделения для лиц с высшим образованием, из них 70 студентов I курса (средний возраст 28 лет), 70 студентов III курса (средний возраст 29 лет), 50 преподавателей факультета психологии (средний возраст 38 лет); всего 340 человек, из них 60,6 % лиц женского пола и 39,4 % - мужского.

В качестве основного метода исследования было избрано анкетирование. Структура опросника соответствует рассмотренной структуре профессиональных представлений. Блок вопросов, направленных на получение информации о субъектной подсистеме профессиональных представлений, включал закрытый вопрос о мотивации выбора профессии психолога: "Что побудило Вас поступить на факультет психологии?" - и открытый вопрос: "Если бы Вы вновь оказались в ситуации выбора, избрали бы Вы вновь психологию как сферу профессиональной деятельности?" Для исследования структуры представлений о профессионально важных качествах и личностных особенностях психолога было задано два открытых вопроса: "Кто такой психолог и чем он занимается?" и "Чем отличается хороший психолог от плохого?" Кроме того, были предложены полярные профили личностных качеств, которые нужно было оценить по степени соответствия "типичному" психологу. Для выяснения представлений о внешности "типичного" психолога были заданы закрытые вопросы: "Как выглядит типичный психолог? Каковы наиболее характерные черты его внешнего облика?" и "Как Вы представляете лицо типичного психолога?" Чтобы выявить представления о временной протяженности профессионального становления, был задан вопрос: "Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо, чтобы стать психологом-профессионалом в избранной Вами области?"

Мнения о содержании деятельности психолога, в частности представления о ее цели, предмете и средствах, выяснялись с помощью следующих открытых вопросов: "Что такое психология?", "Как Вы считаете, какая проблематика наиболее актуальна в современной психологии?", "Какая проблематика будет ведущей через 10 лет?" Кроме того, было предложено назвать пять основных психологических теорий, а также ответить на вопрос: "Должна ли психология изучать парапсихологические явления (экстрасенсорику, телекинез, полтергейст, телепатию и пр.)?" Для выяснения представлений об объекте психологического исследования или воздействия были заданы открытые вопросы: "Кто такой человек?", "От чего страдают люди?", "Что им приносит счастье?", "От чего зависит судьба человека?" Ряд вопросов несли информацию о том, как оцениваются средства профессиональной деятельности: "Чего больше в работе психолога: профессиональных знаний и навыков или призвания, дара?", "Считаете ли Вы, что для хороших знаний практической психологии необходимо глубоко изучать теорию?", "Считаете ли Вы обоснованным обращение к экстрасенсам в сложных жизненных ситуациях?"

Вторая часть опросника была нацелена на изучение таких индивидуально-психологических особенностей респондентов, как смысложизненные ориентации и самоотношение. Смысложизненные ориентации исследовались с использованием теста, разработанного и адаптированного Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL (Purpose-in-Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика. Самоотношение исследовалось с помощью методики, предложенной В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым.

Обработка ответов на открытые вопросы анкеты производилась посредством процедуры частотно-смыслового анализа, которая предполагает выделение смысловых категорий, характеризующих высказывания большинства респондентов, а затем подсчет частоты их использования.

Анализируя данные, полученные с помощью всех названных процедур, мы стремились: 1) выявить общие характеристики профессиональных представлений, свойственные всем респондентам; 2) установить специфику представлений каждой из групп респондентов, сравнив взгляды студентов дневного отделения, спецотделения и преподавателей; 3) определить динамику профессионального сознания студентов в процессе обучения, что требовало сопоставить ответы студентов начального и завершающего этапов обучения и сравнить динамику этих ответов с данными преподавателей;

4) изучить индивидуально-психологические особенности личности студентов разных сроков обучения и преподавателей. Эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики, такими, как дисперсионный двухфакторный анализ, корреляционный анализ и пр.

Подводя итоги исследования представлений о субъекте деятельности, можно отметить, что у всех респондентов доминирующими выступили две группы мотивировок поступления на факультет психологии: 1) стремление помочь людям, "очеловечить" общество и 2) намерение решить собственные психологические проблемы, обеспечить личностный рост и саморазвитие. И то, и другое требует специальных знаний, получить которые можно на факультете. Характерно, что эти мотивировки господствовали в ответах всех респондентов независимо от стажа обучения, возраста и наличия иного профессионального опыта. По-видимому, надежда на то, что приобретение психологических знаний является средством решения собственных и "чужих" проблем, отражает стереотипы массового сознания по отношению к психологии. Психология, по существу, рассматривается здесь как средство воздействия на себя и других и тем самым лишается самоценности в качестве предмета познания.


Далее...