Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 


ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



Н.К. РАДИНА

Методология и методы гендерных исследований в настоящее время в психологической литературе широко не обсуждаются. Однако исследования, касающиеся анализа полоролевых различий, выполненные по традиционному алгоритму, становятся значимыми для развития отечественной гендерной психологии. Выделение гендерной специфики может выступать для исследователя как решение одной из задач в русле общей программы исследования, но уровень данной задачи настолько высок и существен, что ее решение способно изменить первоначальную иерархию проблем и целей. Таким образом, исследование, первоначально выстроенное в русле определенной проблематики, обретает иное звучание, выходит на постановку принципиально иных задач при введении в программу исследования гендерного фокуса. В качестве примера подобной трансформации рассмотрим два исследования, выполненные на кафедре детской психологии Нижегородского государственного педагогического университета.

Первое исследование было направлено на изучение половозрастных особенностей развития вербальной и невербальной самооценки у старших дошкольников. В экспериментальном исследовании участвовали 46 мальчиков и девочек от 6 до 7 лет из сельских районов Нижегородской области. Программа исследования включала косвенное измерение системы самооценок - КИСС (с ее помощью определялась невербальная самооценка) и методику Дембо - Рубинштейн (для определения вербальной самооценки) с одинаковым набором шкал для обеих методик, чаще всего используемых в работе с дошкольниками, а именно: умный - глупый, добрый - злой, здоровый - больной, красивый - некрасивый, смелый - трусливый, честный - нечестный, послушный - непослушный. Были использованы стандартные процедуры сбора и анализа данных. Кроме того, учитывались наблюдения за детьми в процессе экспериментального исследования и беседы с педагогами.

Анализировать гендерную специфику предполагалось для выяснения особенностей соотношения вербальной и невербальной самооценки девочек и мальчиков, гипотезы исследования были связаны с указанием на возможное рассогласование вербальной и невербальной самооценки. Неожиданные результаты представились, как только была закончена обработка экспериментальных данных: речь шла не просто о рассогласовании самооценок. Невербальная самооценка мальчиков оказалась существенно ниже (различия статистически достоверны) невербальной самооценки девочек, что не соответствовало общепринятой позиции, согласно которой мальчики в среднем имеют более высокую самооценку. Кроме того, "образ Я" мальчика из сельского района оказался нетрадиционным.

Наиболее высокий показатель невербальной самооценки у мальчиков отмечался по шкале послушание, затем по мере убывания следовали честность, красота, доброта, ум. Самое последнее место в системе общей самооценки занимали позиции здоровье и смелость. Таким образом, в наибольшей степени мальчики определяли себя как послушных и честных, а в наименьшей степени считали себя здоровыми и смелыми.

У девочек эти показатели имели существенное различие. Наиболее высоко девочки оценивали себя по шкале честность, несколько ниже по шкале красота и доброта. Затем следовали шкалы здоровье, ум. Низкие показатели у девочек отмечены по шкалам послушание и смелость. По всем шкалам результаты девочек выше в среднем на 0,20 балла.

Количественные данные позволяют нам представить усредненный автопортрет девочки и мальчика из группы испытуемых. Мальчик: робкий, несмелый, болезненный, не отличающийся выраженными умственными способностями, не очень красивый, но честный перед друзьями и взрослыми, открытый, признающийся во всем, добрый

и при этом послушно выполняющий волю взрослых. Девочка: честная, красивая, добрая, в большей степени, чем мальчик, здоровая, умная и не очень послушная.

Таким образом, перед нами две относительно полярные картины, в которых мальчики и девочки как бы поменялись своими ролями: женственный мальчик и более независимая девочка. Вероятно, и те, и другие оказались в особых воспитательных условиях, явившихся следствием своеобразных культурных и социальных традиций данного сельского района. Интересен факт, что все ключевые управленческие позиции района занимают женщины, а характерными областями приложения сил для населения являются ферма и тепличный комплекс, где преобладает тяжелый физический труд и трудятся преимущественно женщины. Фактически женщины лидируют во всех областях жизни данного региона, притязая на традиционно "мужские" сферы влияния. Для мужского населения характерны алкоголизм и безработица, по сути отсутствие какой-либо содержательной позиции.

Количественные данные, характеризующие ценностную сферу дошкольников, свидетельствуют о том, что для девочек наиболее ценными качествами являются: красота, доброта и ум; честность и послушание занимают четвертую и пятую позиции, а наименее значимые ценности - здоровье и смелость.

У мальчиков картина ценностей несколько иная: прежде всего они ценят ум, причем значительно выше, чем девочки. Далее идут такие качества, как красота и доброта, четвертую и пятую позиции занимают послушание и честность, а наименее ценными качествами для мальчиков также являются здоровье и смелость.

Анализируя полученные результаты для девочек и мальчиков, мы видим, что практически не существует различий между их ценностными предпочтениями. И все-таки положение мальчиков более неблагоприятное, чем у девочек. Соотнеся ценности и самооценки, мы представляем такую ситуацию, что "средний" мальчик как бы говорит: "Я слишком честный, я слишком послушный, я слишком красивый, но я ужасно глуп, поэтому я так себя не люблю". Фактически можно продолжить воображаемый монолог: "Я не похож на мальчика, поэтому я так себя не люблю".

Сопоставление показателей вербальной и невербальной самооценки позволило сделать следующие выводы.

1. Девочки по всем шкалам невербальной самооценки обнаруживают более высокие показатели, чем мальчики, что отражает более высокий уровень самопринятия.

2. Содержательная структура шкал невербальной самооценки по методике КИСС у мальчиков и девочек представляет собой такой тип самооценивания, который можно охарактеризовать следующими доминирующими чертами: робость, послушание, пассивность, слабость, открытость, внешняя приятность, добродетельность, низкий интеллект, неприятие себя (у мальчиков) - что, на наш взгляд, характеризует феминный тип в общепринятом понимании половых ролей. У девочек - внешняя приятность, добродетельность, сила, открытость, своеволие, принятие себя - что, на наш взгляд, можно отнести скорее к андрогинному типу (т.е. выражены как феминные, так и маскулинные черты).

3. Высокий уровень вербальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста преобладает и независим от пола, по результатам данного исследования.


Далее...