Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

I ДАВЫДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

19-20 сентября 1998 г. в Москве состоялись I Давыдовские чтения, учрежденные президиумом Российской Академии образования в честь выдающегося отечественного ученого В. В. Давыдова. Чтения будут проводиться регулярно, с периодичностью один раз в два года.

Открывая чтения, со вступительным словом выступил председатель Оргкомитета В. П. Зинченко. В частности он сказал: "45 лет научной деятельности, к тому же достаточно цельной, хотя и ведущейся широком фронтом - это редкий случай в науке; еще реже встречается своеобразное соединение теории и практики. В научной биографии В. В. Давыдова практика всегда была теоретична, а теория - практична. На образовательном поле соединить академизм и дидактику, педагогическое мастерство - это вообще нечто из ряда вон выходящее. На ум приходит лишь одно имя классика немецкой психологии М. Вертгеймера, оставившего нам относящиеся к преподаванию математики образцы подобного сочетания в книге "Продуктивное мышление".

Наследие В. В. Давыдова - трудный орешек. Язык не поворачивается рассматривать теорию развивающего обучения (образования) наряду с другими инновациями. Это особый феномен, и нам предстоит долгая работа по пониманию, освоению и развитию научного наследия В. В. Давыдова. На этом пути опасны иллюзии понимания, которых он сам всегда старался избегать и предупреждал против этого других, об этом говорят его последние выступления, изданные к нашим Чтениям и к собранию Ассоциации развивающего обучения в Риге.

Любимыми словами В. В. Давыдова были "поиск", который согласно его характеристике принципиально не может быть завершен, как искусство не может быть досказано, и "рефлексия", понимаемая как рассмотрение оснований своих действий, в том числе и поиска. А базой для поиска оснований своих действий, выполняемых порой в предельно узкой области, была для него вся психология, целые разделы философии, любимая им гегелевская диалектика и фундаментальные разделы конкретных наук. Это весьма поучительный пример. Мы как-то стали забывать, что образованием должны заниматься и в образовании должны работать образованные люди; добавлю: глубоко образованные люди, а не всезнайки и скорохваты. Я согласен с Э. Фроммом, что настоящему образованию "шведский стол", состоящий из экзотических блюд, противопоказан.

Будем помнить пример В. В. Давыдова: чем глубже он шел, докапываясь до корней, до сути, тем выше он поднимался по духовной вертикали. Но это уже психология его личности.. .

За эти два дня мы лишь прикоснемся к его научному наследию, и, может быть, это будет хорошим началом развития не только этого наследия, но и нас самих".

На чтениях обсуждались следующие темы: "Философские основания теоретико-психологических идей В. В. Давыдова". Докладчиками здесь выступили: В. А. Лекторский "В. В. Давыдов и теория учебной деятельности", А. В. Брушлинский "Специфическая трактовка абстракций и обобщения - основа теории В. В. Давыдова", Ф. Т. Михайлов "Креативность самосознания"; "Идея развития в психологии". Докладчики: В. П. Зинченко "Проблема внешнего и внутреннего становления образа себя и мира", В. И. Слободчиков "Психология развития человека", В. С. Лазарев "Проблемы модели психического развития в теории деятельности", В. Т. Кудрявцев "Продуктивное воображение и психическое развитие ребенка". Содокладчиками выступили Г. А. Цукерман, Б. С. Братусь, Л. Ф. Обухова, Л. В. Берцфаи.

По следующей теме "Развивающее образование и учебная деятельность" с докладами выступили В. В. Рубцов "Проблемы и перспективы системы развивающего обучения", Б. Д. Эльконин "Учебная задача: два акцента в понимании", Ю. В. Громыко "Идея деятельностного содержания образования - ядро теории В. В. Давыдова", П. Г. Щедровицкий "Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика". Содокладчики: Н. Г. Салмина, Н. Г. Алексеев, С. Д. Неверкович.

В рамках чтений была проведена общая дискуссия по теме: "Состояние и перспективы развития наследия В. В. Давыдова", в ней приняли участие ведущие психологи, философы, педагоги - соратники и ученики В. В. Давыдова, а также ученые, на чьи исследования оказали влияние его идеи.

Подводя итоги чтениям В. П. Зинченко отметил их успешность. Он сказал: "Речь действительно шла о научном наследии и о незаурядной личности В. В. Давыдова. Выступавшие не упрощали теорию учебной деятельности, напротив, обогащали, амплифицировали ее, рассматривали ее как преобразование, ломку предметов учения. Именно на такой ее трактовке настаивал В. В. Давыдов в своих последних выступлениях. Чтения продемонстрировали не только то, что есть, что развивать (в этом мало кто сомневался), но и то, что есть, кому развивать".


Далее...