Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

17 июня с. г. в Психологическом институте на Моховой состоялось обсуждение книги А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского "Основы теоретической психологии" (М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с. ).

А. В. Петровский рассказал об общем замысле книги, особо отметив, что в ней впервые обосновывается само понятие "теоретическая психология". Изданная в качестве учебного пособия для педвузов и факультетов психологии университетов, книга характеризует предмет, категориальный строй, объяснительные принципы и ключевые проблемы теоретической психологии.

М. Г. Ярошевский поделился воспоминаниями о том, как рождался замысел книги. В 70-е гг., когда в советской науке господствовала единая методология, его стал занимать вопрос о том, чем объяснить, что в мировой психологии главенствуют одновременно несколько разных направлений (фрейдизм, бихевиоризм и пр. ). Возникла мысль о том, что в психологии как конкретной науке должна существовать некая категориальная схема, которая позволит выйти за пределы философии и методологии. Предпринимавшиеся прежде (в частности, Л. С. Выготским) попытки найти теоретическую основу (в данном случае в трудах К. Маркса), по отношению к которой разные психологические теории были бы частными выражениями, не привели к решению проблемы. Тогда же, в 1971 г., была издана книга "Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки" (М.: Политиздат), в которой М. Г. Ярошевский не только рассказывал о важнейших теоретических проблемах психологической науки, но и показывал, как работает аппарат теоретической психологии при объяснении психологических явлений, обозначал место психологии в общей системе наук. Это была теория самой теории - попытка представить, как строятся теоретические знания в рамках самой теории.

Зачином для всех последующих построений, осуществленных авторами книги "Основы теоретической психологии", стала идея категориального строя психологической науки. Развитие этой идеи воплотилось в создании схемы, которая отражает основные блоки психологических понятий, собранные в единую категориальную систему; до этого психология имела дело с достаточно разрозненным набором психологических понятий. Для осуществления задуманного авторы предварительно отобрали целый ряд психологических категорий, описывающих психосферу (понятие, введенное Н. Н. Ланге для отграничения специфической предметной области психологии), и обозначили их как базисные. А. В. Петровский особо подчеркнул, что приведенная в книге схема представляет собой открытую теоретическую конструкцию, отражающую попытку преодолеть некоторую смуту в теоретической психологии на основе рефлексии того, что представляет собой психология как наука. Схема вобрала в себя базисные категории, на основе которых были построены те или иные психологические теории.

Первые же вопросы, заданные авторам книги, касались упомянутой выше схемы. Так, Д. А. Фарбер (Институт возрастной физиологии РАО) высказала необходимость обозначения не только вертикальных, но и горизонтальных связей психологических категорий, а среди первых - не только восходящих, как обозначено стрелками, но и нисходящих связей; иными словами, следовало бы дополнить схему указанием связи всех уровней и всех категорий.

Ряд замечаний по книге высказал В. А. Иванников (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова); основным из них является необходимость дать четкие определения всех психологических категорий, задействованных в схеме, ведь все они имеют свою историю и зачастую понимаются по-разному.

В основу категориального каркаса психологического познания, предложенного авторами книги, был положен принцип историзма, отметила Е. П. Гусева (Психологический институт РАО), в него не вошли понятия, разрабатывавшиеся в доэкспериментальный период развития психологии (например, категория "душа"). Отвечая на возникший у нее в связи с этим вопрос о точке отсчета при создании этого каркаса, М. Г. Ярошевский отметил, что современное понимание души весьма отличается от старинного; так, Аристотель понимал под "душой" способ организации живого тела, душа мыслилась материалистически; в современной же психологии вообще не существует понятия о душе как объяснительного принципа.

Н. С. Лейтес (Психологический институт РАО) считает особой заслугой авторов создание сетки (схемы связей) исходных психологических категорий, набор которых был существенно пополнен ими. Однако в предложенной схеме имеются некоторые неувязки; к примеру, категория "личность", которой посвящена целая глава в третьей части книги под названием "Метапсихологические категории", в схеме помещена на уровень экстрапсихологических категорий, категория "активность" утратила свой формально-динамический аспект. Что касается схематического отображения основных психологических категорий, то здесь имеется поле для дальнейших разработок, отметил он. Н. С. Лейтес выделил также дидактический аспект книги, она являет собой не абстрактную теорию, а способ представления теоретических знаний, в ней много конкретных, живых примеров; ее следует расценивать как вклад не только в общую психологию, но и в культуру в целом, так как книга имеет значение и для других областей знаний.

В. С. Мухина (МПГУ им. В. И. Ленина) приветствовала создание новой отрасли - теоретической психологии, как и сам труд по созданию каркаса психологической науки. Однако книга имеет и огрехи. Хотя издание заявлено как учебное пособие, оно представляет собой научную монографию и в этом качестве нуждается в именном указателе, а также в более полном соответствии библиографии содержанию книги.

Книга очень интересная, отметил А. А. Леонтьев (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова), в каждой главе есть необычные, заставляющие думать повороты. Это очень важно для учебного пособия, которое не должно заунывно излагать общеизвестные истины. Вместе с тем нельзя не почувствовать, что с начальных строк каждой главы видно авторство каждого из создателей книги, главы получились разные, они не полностью слились. Не везде соблюдена корректность при упоминании отдельных специалистов, даже если их работы уже ушли в прошлое. В целом же обсуждаемая книга принадлежит к числу тех, которые хочется перечитывать.

Социальные аспекты новой области науки - теоретической психологии - привлекли внимание Д. И. Фельдштейна (Московский психолого-социальный институт). Сейчас, когда психология стала модной наукой, приходится постоянно сталкиваться с ее профанацией: в различные психологические центры пришло на работу множество людей, не имеющих отношения к психологии. В этой ситуации появление книги о методологии психологической науки имеет большое значение.

Преподавательский опыт позволил Т. Д. Марцинковской (Институт воспитания и развития личности РАО) отметить, что представленная в книге категориальная схема облегчает студентам усвоение курса истории психологии, она дает возможность соединить отдельные психологические направления в гештальт. Эта схема - не застывшая, ее можно развивать.

Поиск "клеточки", единицы психического, сейчас не отвечает реальному состоянию дел в психологической науке, считает М. Ю. Кондратьев (Московский городской психолого-педагогический институт); существенны сам принцип и направление поиска, этому помогает всеобъемлющая сетка понятий. Важно понять необходимость разработки теоретических вопросов психологии именно теперь, в сложившейся социальной ситуации, иначе через десять лет существенно снизится уровень и прикладной психологии. Кроме того, опасность представляют также попытки рассмотрения психологической проблематики с религиозных позиций, когда научная парадигма подменяется иной. Обсуждаемая книга может служить заслоном для возможного прорастания ненаучных подходов внутри психологической проблематики.

Свое видение представленной в книге схемы психологических категорий изложил В. А. Петровский (Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО). Он пояснил, какие философские категории стоят за обозначенными на схеме вертикальными связями.

А. В. Юревич (ИИЕиТ РАН) отметил своевременность издания книги. Он выразил надежду на то, что "когнитивное" рождение новой области науки будет способствовать и социальной консолидации теоретических психологов. И. Е. Сироткина (ИИЕиТ РАН) выразила мнение о том, что обсуждаемая книга отражает желание социального утверждения психологов.

Появление метатеоретических построений позволяет психологам взглянуть на свою науку с более широких позиций, сказал В. В. Рубцов (Психологический институт РАО). Обсуждаемая книга содержит размышления о том, как устроена психологическая наука; она представляет собой одну из тех работ, которые поддерживают культуру науки на должном уровне. Авторы книги сумели ввести разговор о психологической теории во время и пространство жизни ученых, творивших психологическую науку. Пусть в Обществе психологов нет секции теоретической психологии, но есть А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский - ученые, которые держат научную психологическую мысль в постоянном напряжении. Следует помнить, что если теоретическая психология не будет развиваться, то психологи превратятся в фельдшеров от психологии.

А. В. Петровский высказал признательность за интересные соображения, высказанные участниками обсуждения. Отвечая на заданные ими вопросы, он, в частности, пояснил, что использованным в категориальной схеме понятиям даются определения в готовящейся психологической энциклопедии, не говоря уже о том, что эти определения содержатся в изданных психологических словарях под редакцией авторов книги. Свои выступления А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский закончили призывом ко всему психологическому сообществу заполнять своими трудами теоретический вакуум в психологии.

Е. В. Щедрина

Москва


Далее...