Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

XV КОНФЕРЕНЦИЯ ISSBD

С 1 по 4 июля в Берне (Швейцария) состоялась XV конференция Международного общества по изучению развития поведения (ISSBD). В работе конференции приняло участие около 1200 человек. Программа конференции была очень насыщена: за четыре дня проведено 76 симпозиумов (по четыре доклада в каждом), 28 тематических рабочих встреч, представлено 600 индивидуальных стендовых докладов. Приглашенными специалистами было прочитано более 25 лекций. Прошла встреча с редакцией журнала International Journal of Behavioral Development и целый ряд других мероприятий

Без преувеличения можно сказать, что конференция прошла под знаком межкультурной интеграции. Подавляющее большинство проблем формулировалось с учетом социально-культурного контекста, во-первых, и включало сравнительный анализ изучаемых явлений в разных культурных сообществах и странах, во-вторых. В наиболее выпуклом виде данная стратегия представлена, например, в международной программе по изучению родителей, детей и школ (ISPCS), в которой участвуют семь западных стран. На рабочей встрече, посвященной этой программе (С. Супер, США; А. Элиас, Польша), обсуждались родительские имплицитные этнически обусловленные представления о роли семьи и сетях социальной и психологической поддержки, о личности, темпераменте ребенка, поведенческих проблемах и условиях, которые обеспечивают успешность школьного обучения.

В кросскультурном контексте обсуждались проблемы дома и домашней среды (Д. Зевалкинк, Нидерланды; Е. Дуброу, США). Большинство исследований было связано с результатами применения специального опросника HOME (Р. Bradley, С. Caldwell), который используется для оценки домашней среды американских детей, особенно живущих в плохих условиях. Ранее было показано, что дети, демонстрирующие высокие баллы по этому опроснику, как правило, лучше учатся и имеют меньше проблем в поведении. Недавно начались исследования с применением этого опросника в развивающихся странах. В связи с этим обсуждалось, какие его шкалы в равной степени применимы ко всем культурам и какие аспекты домашней среды им не улавливаются, т. е. являются специфическими для конкретной культуры и т. д.

Еще одним примером служит рабочая встреча, посвященная проблемам употребления наркотических веществ подростками и молодежью, на которой рассматривались кросскультурные перспективы эпидемиологии, изучения и лечения (Х. Хопс, США; М. Бологнин, Швейцария). С кросскультурных позиций анализировались и многие другие проблемы: особенности родительского воспитания, способности родителей оценивать компетентность детей, переход от обучения в школе к трудовой деятельности, отношение к окружающей среде, онтогенез женской агрессивности и т. д.

В теоретическом плане кросскультурные аспекты развития человека обсуждались на специальном симпозиуме; при этом существенное внимание уделялось анализу понятия этничности и личностного самоопределения (П. Дасен, Швейцария; М. Лавале, Франция). Один из симпозиумов был посвящен такому вопросу, как правомерность приложения принятых в западной культуре представлений о закономерностях и условиях психического развития к иным сообществам (Ф. Кессел, США, А. Доус, Южная Африка). Интенсивное распространение представлений, в соответствии с которыми ребенок воспринимается как автономный индивидуум, имеющий права на обеспечение оптимальных условий для своего развития, привело к созданию своеобразной системы экспертиз, с помощью которых оценивается политика местных властей по отношению к детям, подросткам, юношеству. В результате широкого распространения этих принципов, в том числе и благодаря деятельности ISSBD, они стали внедряться в тех сообществах, где местные традиции вступают с ними в противоречие (например, в некоторых африканских странах), что создает определенные проблемы в практике воспитания. Однако проблема, заключающаяся в выборе гуманистического признания прав ребенка или приверженности национальной традиции воспитания, не имеет однозначного решения.

Широко были представлены исследования, касающиеся психологических особенностей разных возрастов.

Проблемы младенчества обсуждались в очень широком диапазоне, начиная от синдрома внезапной младенческой смерти и кончая первыми признаками проявления самосознания. Например, на специальном симпозиуме анализировалось значение акустической стимуляции в развитии ранней вокализации у младенцев. Вопреки принятой ранее точке зрения, связывавшей спонтанную вокализацию и лепет младенцев с процессами созревания, было установлено, что слуховое восприятие имеет решающее значение в развитии лепета. При этом обнаружена связь между двигательным и речевым развитием и выделены определенные двигательные действия, которые можно считать предшественниками появления лепета (Н. Масатака, Япония; Д. Кимборо, США).

Подростки и их проблемы обсуждались в самых разных вариантах и контекстах. Например, с позиций экопсихологического подхода рассматривалась их жизненная среда на симпозиуме "Повседневная экология семейной жизни подростков" (Р. Ларсон, США; В. Суман, Индия). С позиций системного подхода анализировалась структура и иерархия связей, действующих в подростковой среде (Б. Браун, США). На отдельном симпозиуме рассматривались взаимосвязи между родительскими и подростковыми действиями и жизненными позициями. В частности, анализировалось, как родительские представления, практические приемы воспитания влияют на поведение подростков, каковы пути достижения консенсуса в ситуации взаимодействия всех членов семьи, при каких условиях подростки принимает позицию близкую к родительской и т. д. (A. Бордж, Норвегия; К. Палмерус, Швеция).

Отмечается также повышенный интерес к проблемам старения и изменения психического функционирования, личностных особенностей и межличностных отношений в пожилом и старческом возрастах, в том числе в кросскультурном контексте, т. е. анализируется общее и различное в процессах старения и социальной адаптации в пожилом возрасте в разных странах. Кроме того, проблемы старения включены в более широкий контекст изучения жизненного пути. В этом контексте обсуждались следующие проблемы: переходные периоды, их значение для развития личности в любом возрасте, причины преобразований, связываемые с физиологическими (внутренними) источниками и внешними социальными воздействиями (Л. Сиппола, Канада; Б. Краке, Германия).

В последнее десятилетие на первый план выдвинулась проблема построения моделей успешного развития и старения (Дж. Хекхаузен, Германия; Р. Шульц, США). Предметом анализа здесь являются следующие вопросы: что может служить критерием успешного развития и старения, каким способом можно интегрировать биологические, интеллектуальные, социальные и субъективные функции и состояния в этом процессе и т. д. В отличие от ранее принятого подхода, сосредоточенного на изучении старости как таковой, новые модели ориентированы на пролонгированную перспективу, охватывающую весь жизненный путь индивида. Кроме того, в новых моделях преобладает мультидимензиональный подход, т. е. успешное старение рассматривается как комплексный результат благоприятного социального контекста и индивидуальных усилий человека на протяжении достаточно длительных периодов жизни и в самых разных ее сферах.

На конференции был отмечен также факт увеличения за последнее десятилетие числа лонгитюдных исследований, соответственно этому развиваются и усложняются статистические методы, анализирующие и моделирующие данные лонгитюдов. Возникает вопрос о выборе соответствующих методов и способов их адекватного использования. Этому был посвящен специальный симпозиум (C. Спил, Австрия; A. Фонай, США). Отдельно рассматривался вопрос о применении метода структурного моделирования для анализа лонгитюдных данных (Дж. Макардл, США; Х. Майер, Германия) и математического моделирования индивидуальных траекторий развития (Н. Нагин).

В работе конференции активное участие принимали российские психологи, в частности, в организации симпозиумов, посвященных информационным технологиям и их влиянию на психическое развитие (А. Е. Войскунский, Ю. Д. Бабаева, МГУ), сравнительному анализу различных подходов к изучению креативности (И. А. Петухова, РГГУ, Д. Б. Богоявленская, ПИ РАО, и другие).

Очередную XXIV конференцию ISSBD решено провести в 2000 г. в Китае.

Т. М. Марютина Москва


Далее...