ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ Ю. А. КЛЕЙБЕРГ 1. Введение Общая характеристика курса, его структура, виды учебных занятий и форма аттестации. Требования к изучению курса. Библиографический обзор литературы. 2. Психология девиантного поведения как специальная психологическая теория Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания. Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США. Структура психологии отклоняющегося поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях. 3. Соотношение понятий "социальная норма" и "девиантное поведение" Определение понятий "социальная норма", "социальные отклонения" и "девиантное поведение". Основные подходы, объясняющие эти феномены: теория социальной аномии Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо. Два подхода к нормогенезу: социально-исторический и системно-конструктивный. Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и для общества. Функции социальных норм. Классификация социальных норм. Морфологическая структура нормы: диспозиции и императив. Аксиология социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания. Социальные отклонения: понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа). Концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон). Концепция "агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения" (А. Бандура, А. Басс, М. Лазарус). Концепция "лабелинга" - "запятнанной репутации", "наклеивания ярлыков" (Э. Гоффман, Г. Беккер). "Этогенический подход" Р. Харре к изучению социальных отклонений и девиантного поведения. Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу). Механизмы взаимодействия и функционирования социальных норм и отклонений. 4. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема Понятие "нормальной" ("здоровой") и "ненормальной" ("деструктивной") личности в психологии. Специфика межличностных отношений людей в культурно-досуговой среде. Социальные позиции и диспозиционное поведение личности. "Акцентуированная личность" в психологии. Ролевые и позиционные отклонения. Социально-психологические последствия отклонения. Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированности личности. Девиантный паттерн самореализации. Феномен "криминальной личности" и "криминального общества". Девиантное поведение и средства массовой информации. Отклонения в искусстве. Понятие "асоциальное поведение", "делинквентное поведение", "аддитивное поведение" и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения. Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения. Характеристика деструктивного поведения и его форм. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения. 5. Причины девиантного поведения О причинности в психологии. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения. Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта. Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. Характеристика социально-культурных ситуаций, стимулирующих и провоцирующих отклоняющееся поведение человека. Кризис духовности, ценностный вакуум, девальвация навыков и норм - источники девиантного поведения. 6. Типология отклоняющегося поведения Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика. Локус контроля девиантного поведения личности. Основные типы девиантного поведения и его характеристика. Детская и молодежная преступность. Основные виды. Внутренние причины. Пьянство и алкоголизм. Состояние и тенденции. Внутренние причины. Понятия "наркотизм", "наркомания", "токсикомания". Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социально-психологический портрет наркомана и токсикомана. Внутренние причины. Наркотики и СПИД. Правовой аспект данной проблемы. Проституция в подростковой и юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен "сексуального поведения". Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиаций. Проституция. СПИД и другие заболевания. Правовой аспект проблемы. Суицид (самоубийство); понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции; внутренние причины; медико-психологический комментарий. "Черный" юмор детей и молодежи как специфическая форма девиантного поведения. Психологическая характеристика подросткового вандализма (граффити). Социальный и психологический портрет рисовальщика, его мотивы; гендерные различия и граффити; восприятие граффити, их влияние на поведение; отношение к рисовальщикам; способы предотвращения вандализма подростков. Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения. 7. Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде Психологическая диагностика девиантного поведения в подростково-молодежной среде. Социально-культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения; ее состояние, назначение, функции, характеристика; воспитательные возможности. Уровни, виды и типы социально-культурной среды молодежных субкультур. Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие, классификация, характеристика. Взаимосвязь статуса личности и социальной роли. Механизм формирования статуса личности и его проявление в различных ситуациях. Ценностные ориентации и установки личности, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение. Осознанная и неосознанная девиация. Социальная среда, жизненные притязания и девиантное поведение подростков. 8. Основные закономерности отклоняющегося поведения Понятие социальных законов. Взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения. Зависимость различных отклонений от социально-экономических, демографических, этнических, психологических и иных факторов. Региональные, территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и проявления девиантного поведения. 9. Система профилактики девиантного поведения Понятие профилактики девиантного поведения и социального контроля. Общая и специальная профилактика. Система социальной профилактики в России и основные направления ее совершенствования. Перспективы развития служб социально-психологического реагирования, их функциональная характеристика. Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства, наркотизма, суицидального поведения и др. ). Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска. Предупреждение педагогической запущенности детей и подростков в школе. Социально-психологическая и педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп. 10. Психологическая технология коррекции девиантного поведения Социальный психолог как корректор девиантного поведения. Семейная и школьная социальная работа: понятие, специфика, методы. Социальная помощь детям и подросткам с девиантным поведением. Понятие о психологической технологии коррекции девиантного поведения. Социально-психологическая скрининговая диагностика девиантного поведения. Методы и методика психологической коррекции отклоняющегося поведения. Социально-психологическая реабилитация: понятие и содержание. Психологическая защита: механизм и формы реализации. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности. Индивидуальная и групповая коррекционные программы. Профессиональный опыт и компетентность специалиста. Задания для самопроверки и коллективного обсуждения 1. Опишите ключевые проблемы понимания социальных норм. 2. Каковы основные функции социальных норм в обществе? 3. Охарактеризуйте типологические подходы к социальным нормам и отклонениям. 4. Определите соотношение понятий "социальная норма" и "девиантное поведение". 5. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв. 6. Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона. 7. Объясните социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковых и молодежных субкультурах. 8. Дайте характеристику форм и видов девиантного поведения. 9. Дайте характеристику моделей девиантного поведения и процессу моделирования. 10. Презентация и защита коррекционно-воспитательных, адаптационных и реабилитационных программ для различных типов детско-подростковых учреждений. Список рекомендуемой литературы Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987. Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995. Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: РИФ "Стиль", 1997. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990. Габиани А. А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси, 1988. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО "Сфера", 1994. Гилинский Я. И. Эффективен ли запрет проституции? // СоцИС. 1988. № 6. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996. Долгова Т. П., Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь, 1997. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1992. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987. Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981. Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // СоцИС. 1992. № 3-4. Обучение и воспитание детей "группы риска": Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996. Оганесян М. Р. Феномен "запятнанной репутации" у несовершеннолетних правонарушителей // СоцИС. 1992. № 8. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП "Приз", 1994. Плахов В. Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. Плоткин М. М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996. Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1987. Социальные отклонения. М.: Юридич. лит-ра, 1996. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997. Далее... |