Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

37

 

ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ю. В. ГРОМЫКО

 

В. В. Давыдов был, несомненно, выдающимся психологом и педагогом. Его работы "Виды обобщения в обучении" (1997), "Проблемы развивающего обучения" (1986) и "Теория развивающего обучения" (1996) представляет собой выстроенное теоретическое представление, которое задает принципиально новое понимание практики образования и способы ее построения. Основная особенность этой практики состоит в том, что в ней создаются условия для развития ребенка-учащегося и педагога-взрослого.

Уже в своей первой книге, посвященной этой проблеме, В. В. Давыдовым была создана логическая, а точнее логико-философско-психологическая форма организации знаний, которая лежит в основе

 

38

 

существующих сегодня форм учения ребенка и форм обучения его педагогом. Построение подобной формы является весьма принципиальным моментом в гуманитарных разработках. Оно равнозначно построению отсутствовавшего до этого предмета возможных конструктивно-технических преобразований практики. После того как форма организации знаний в обучении вычленена, может быть осуществлен следующий шаг: проектирование новой формы, в настоящий момент не существующей и не используемой педагогами, управленцами и исследователями практики образования [3]. Создание подобной другой формы создает условия для осуществления принципиального шага изменения существующей практики образования.

Удивителен же, на наш взгляд, сам исходный способ рассмотрения "ядра" практики образования, который был применен В. В. Давыдовым. Оказывается, можно сконструировать форму организации процессов мышления, которая должна быть передана ребенку для того, чтобы обеспечить его самостоятельное движение, и существует теоретический способ определения тех форм и способов мышления, передача которых ребенку будет обеспечивать другой способ его продвижения в учебном материале. Но что является в этом случае содержанием образования? Заслуга В. В. Давыдова состоит в том, что он первым поставил вопрос о деятельностном содержании образования и о конструировании учебных предметов, включающих в свою структуру деятельностное содержание образования.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Что же следует понимать под деятельностным содержанием образования? В. В. Давыдов пишет в своей книге [5] о понятии как способе деятельности, которое и образует ядерную структуру деятельностного содержания образования. Осваивая способы деятельности, стоящие за каждым из понятий, которые включены в данный учебный предмет, ребенок продвигается в освоении содержания учебного материала.

Но имеет ли с теоретической точки зрения право на существование вообще подобное сочетание: деятельностное содержание образования? При каких условиях мы можем говорить о нем? Не следует ли всякий раз рассматривать деятельность с категориальной точки зрения как форму, которая может реализовываться на разном предметном материале, внутри которой может быть самое разнообразное предметное содержание?

Деятельность превращается в содержание образования только при одном условии: когда она становится предметом рефлексии в ситуации учения - обучения. Именно в системах рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совершенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содержание. Таким образом, мы подходим к одному весьма принципиальному обстоятельству: деятельностное содержание образования предполагает формирование весьма существенной антропологической предпосылки - рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, для которого только и может существовать деятельностное содержание образования. Если рефлексивное мышление и рефлексивное сознание не сформированы, то не существует и деятельностного содержания образования.

 Для построения деятельностного содержания образования необходимо, чтобы способы деятельности, которые и образуют для В. В. Давыдова устройство понятия, выступили для учащегося предметом освоения. Каким образом возможно реализовать данную идею? В. В. Давыдовым был найден интересный и невероятно точный теоретический ход. Способ деятельности, образующий механизм и основу понятия, может быть представлен в виде объективно выделенной структуры учебной работы, все элементы которой должны быть последовательно выполнены ребенком. Затем эта структура работы - способ деятельности - интериоризируется и вращивается внутрь сознания ребенка, составляя основу его способностей. Именно поэтому для В. В. Давыдова очень важным является оспариваемое нами теоретическое положение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского об интериоризации как механизме формирования психических функций [4]. Действительно, если внутренние структуры психики, образующие способности, формируются на основе освоения, проделывания и деятельностного проживания объективно выделенных и зафиксированных способов, то данное теоретическое положение концепции Л. С. Выготского является наиважнейшим и подходит как один из фрагментов головоломки к общей интуитивно конструируемой фигуре - образовательным механизмам формирования способностей. Устанавливается соответствие между внешне представляемым и описываемым способом деятельности и раскрывающейся лишь внутренне, интериоризированной способности.




Далее...