11
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ОНТОГЕНЕЗ ПОЗНАНИЯ*
Проблемы онтогенеза человеческого познания
исследуются по преимуществу психологической наукой, в частности детской
психологией. При их изучении советские психологи опираются на философское
диалектико-материалистическое понимание познания, в основе которого лежит
общественно-историческая практическая деятельность людей, и прежде всего
коллективная, целенаправленная, чувственно-предметная трудовая деятельность,
преобразующая окружающую действительность.
Марксистская теория познания
исходит из того, что человеческое познание формируется в процессе
взаимосвязанного осуществления людьми трех видов деятельности: коллективной
практической деятельности, коллективной познавательной деятельности и
коммуникативной деятельности. Эта теория ориентирована на изучение исторически
развивающейся коллективной (а не индивидуальной) познавательной
деятельности, средства и продукты
12
которой выступают в объективированной форме [23]. Хотя онтогенез познания связан со
становлением и развитием его у индивида, психологи-марксисты учитывают
существенную роль трех указанных коллективных видов деятельности людей при исследовании
этих процессов.
Такому подходу к изучению
генезиса познания способствует фундаментальное психологическое положение,
сформулированное в свое время Л. С. Выготским на основе достаточно обширного
эмпирического материала. Согласно этому положению, все психические функции (к
ним можно отнести и познавательные функции индивида, например, мышление)
проходят в своем становлении две основные генетически связанные стадии:
первоначально они осуществляются во внешне-социальной форме отношений людей
(или в их коллективной деятельности), а затем во внутреннем плане, который
регулирует деятельность отдельных индивидов. "Функции, - писал Л. С.
Выготский, - сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем
становятся психическими функциями личности" [8;
146 — 147].
Л. С. Выготский был
создателем культурно-исторической теории психического развития человека,
согласно которой источники и детерминанты развития сознания и познания лежат в
исторически развивающейся культуре. "Культура, - считал он, - и есть
продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая
постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас
непосредственно в социальный план развития" [8;
145 — 146]. В процессе превращения коллективной деятельности людей в
индивидуальную происходит интериоризация обеспечивающих их психических функций
человека, когда внешняя форма осуществления последних превращается во
внутреннюю (при этом происходит существенное изменение как содержания, так и
познавательных возможностей этих функций).
В процессе интериоризации
важную роль играет знак как реальный носитель человеческой культуры, как
проводник культурной (или социальной) детерминации индивидуальной деятельности,
индивидуального сознания и познания. Л. С. Выготский специально выделял стадии
"внешнего" и "внутреннего" знака. При этом знак он считал
прежде всего социальным средством, своего рода "психологическим орудием".
"... Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и
служит по существу общественным органом или социальным средством" [8; 146].
Рассмотрение приведенных
положений Л. С. Выготского позволяет полагать, что для него детерминация
индивидуального сознания и познания имела следующую схему: коллективная
(социальная) деятельность в форме общения людей - культура - знаки - индивидуальная
деятельность - индивидуальное сознание и познание [8; 156]. Изучение онтогенеза сознания и познания
предполагает прослеживание всех звеньев приведенной схемы, в частности,
выявление роли коллективной деятельности и ее коллективного субъекта в
детерминации индивидуального сознания и познания.
Следует отметить, что в
некоторых современных работах специально обсуждаются существенные особенности
именно такой детерминации сознания и познания. Так, в одной из них говорится
следующее: "Индивидуальный субъект, его сознание и познание должны быть
поняты, учитывая их включенность в различные системы коллективной практической
и познавательной деятельности" [24; 281].
И далее: коллективный субъект "существует в известном смысле вне каждого
отдельного индивидуального субъекта. Коллективный субъект выявляет себя и
законы своего функционирования не столько через внутренние структуры сознания
индивида, сколько через внешнюю предметно-практическую деятельность и
коллективную познавательную деятельность с системами объективированного знания"
[24; 283]. Таким образом, изначальным и
подлинным субъектом всех форм деятельности (особенно предметно-практической)
является коллективный субъект, и, лишь включаясь во все многообразие
коллективных форм деятельности, индивид становится субъектом собственной
деятельности, в том числе и познавательной.
* От редакции. Настоящий текст был написан для 3-томного коллективного труда «Теория познания» и опубликован во втором томе; см.: Социальная и культурная природа познания / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1991.