Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. С. ЛЕЙТЕСА

Исполнилось 80 лет со дня рождения Н. С. Лейтеса - доктора психологических наук, главного научного сотрудника Психологического института РАО.

Натан Семенович Лейтес - один из представителей того поколения психологов, которое в течение десятилетий определяло духовную атмосферу Психологического института РАО. Им присущи особая преданность науке, подлинная интеллигентность, чувство ответственности, а также гуманное, доброжелательное отношение к коллегам. На таких людях держится достоинство научного коллектива.

Начав свою научную деятельность как один из ближайших учеников и сотрудников Б. М. Теплова, Натан Семенович создал и обосновал оригинальную концепцию возрастного и индивидуального развития. С уверенностью можно говорить о ее значимости, эвристичности и перспективности. Редакция поздравляет юбиляра и желает ему крепости Духа, оптимизма и радости.

В связи с юбилеем мы попросили профессора В. Э. Чудновского взять интервью у Н. С. Лейтеса. Ниже публикуется текст их беседы.

- Натан Семенович, очень рад видеть Вас практически здоровым и активно работающим. Научной и педагогической общественностью Вы воспринимаетесь в основном как исследователь детской одаренности. Многие годы Вы были, пожалуй, единственным психологом в нашей стране, который разрабатывал эту проблему. Но только ли ею Вы занимались? Как бы Вы охарактеризовали основные линии Ваших изысканий, их эволюцию? Какие основные этапы можно выделить в Вашей научной деятельности?

- Да, получилось так, что проблемой одаренных детей я стал заниматься с самого начала моей работы в психологии, под руководством Б. М. Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию "Склонность к труду как фактор одаренности" на материале младших школьников, которые далеко опережали в своем умственном развитии сверстников. Позже была опубликована работа о своеобразии интеллектуальных и эмоциональных свойств у одаренных старшеклассников - "Опыт психологической характеристики темпераментов" (1956). Затем появилась книга "Об умственной одаренности" (1960), вобравшая в себя психологические характеристики некоторых типов школьников с незаурядным интеллектом.

- Это был период накопления фактов об одаренных детях?

- Проводился и анализ феноменологии, симптоматики этого явления, делались обобщения. Оказалось, например, что показательным симптомом ранней одаренности является повышенная потребность в интеллектуальном напряжении, в приложении умственных усилий; высокая умственная активность, сочетающаяся с необычной саморегуляцией. С другой стороны, данные о проявлениях своеобразия интеллекта, полученные методом сравнительных характеристик, в частности, у школьников с разными типами нервной системы, позволили сделать вывод, что проявления одаренности, будучи всегда индивидуальными, несут в себе те или иные типичные черты, которые могут выступить в индивидуальном стиле деятельности. По этим материалам и была подготовлена книга "Об умственной одаренности".

- Давайте остановимся на этой книге, которая значима не только по содержанию, по развиваемым в ней взглядам, но и по методу. Вы - мастер психологических характеристик, более того - психологического портрета. Конечно, в художественной литературе немало образцов психологической характеристики литературных героев, но использование психологического портрета как метода углубленного исследования человеческой индивидуальности достаточно редкое явление в науке. Как известно, Б. М. Теплов высоко ценил эту Вашу работу, ссылался на нее, обращаясь к идеям о качественных различиях в способностях и при рассмотрении достоинств "слабого типа". В этой связи: какова, по Вашему мнению, роль психологических характеристик и более широко - психологического наблюдения как метода исследования в современной психологии?

- На мой взгляд, это проблема, имеющая не только методическое, но, пожалуй, и методологическое значение. Широкое применение тестирования, экспериментальных, в том числе аппаратурных, методик, использование компьютерного моделирования и т. п. - все это несомненные достижения современной психологии. Однако заметна и некоторая ограниченность в развитии методического арсенала. Весьма распространено одностороннее подчеркивание преимуществ эксперимента. Применительно к изучению индивидуальных различий это выражается в предпочтении, отдаваемом тестам как якобы наиболее научным, статистически надежным способам диагностики. Но не следует преувеличивать возможности формализованных измерительных методик и недооценивать роль "старомодного" наблюдения. Обычно указывают на активный характер эксперимента, позволяющий вызывать нужное явление. Но наш объект - ребенок - так активен, что он сам себя многосторонне выражает, и путем наблюдения очень многое можно узнать. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачу, соответствующие условия. При этом очень важны опытность и интуиция психолога-исследователя. По-моему, следует указать на существеннейшую роль наблюдений и описаний в некоторых разделах психологии и, может быть, особенно при изучении индивидуально-психологических различий, где так нужна целостная характеристика; она может быть получена путем разносторонних наблюдений. Наблюдательности нужного учить. Но наше психологическое и педагогическое образование не уделяют этому внимания - без каких-либо оснований.

- Давайте вернемся к проблеме одаренных детей. По-видимому, значимой вехой явилась Ваша книга "Умственные способности и возраст" (1971), удостоенная первой премии Академии педагогических наук. Что произошло за время между выходом в свет двух этих книг? Насколько я понимаю, это был переход от описаний и анализа феноменологии детской одаренности, типических ее вариантов к выявлению зависимости характеристик одаренности от возрастных особенностей ребенка?

- Видимо, так. Меня больше всего стало занимать соотношение возрастного и индивидуального в детском развитии.

- Что послужило толчком для некоторой корректировки направленности исследований?

- Это было естественное продолжение того, с чем я имел дело на предыдущем этапе. Достаточно большой материал, полученный при изучении одаренных детей разного возраста, заставил задуматься над более общими вопросами о связи признаков одаренности с особенностями того или другого возраста и с самим ходом возрастных изменений.

- Говоря о "возрастном", Вы, по-видимому, имеете в виду прежде всего сензитивные периоды, "возрастную чувствительность"?

- Да, главное состоит в том, что в годы возрастного созревания возникают своеобразные сензитивные периоды, когда обнаруживаются особые, специфические для того или другого возраста возможности детской психики - неповторимые внутренние предпосылки умственного роста. Эти временные состояния повышенной сензитивности могут рассматриваться как возрастные факторы одаренности.

- В Вашей работе 1978 г. подробно рассматривается сензитивность основных периодов детства1. Меня в свое время удивила там фраза о том, что "с точки зрения предпосылок способностей дети как бы одареннее взрослых". Не могли бы Вы дополнительно пояснить этот интереснейший тезис.

- Та формулировка звучит действительно парадоксально, но такова реальность. Известно, что в ранние годы развитие идет в таком темпе, с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. При этом по мере того, как ребенок становится старше, происходит не только подъем психики на более высокий уровень, но и ограничение, а то и утрата некоторых внутренних условий, благоприятствующих развитию. Эти возрастные предпосылки умственного роста можно дифференцировать следующим образом: предпосылки, которые являются преходящими и исчезают при переходе на следующий этап; более долговременные предпосылки, которые, проявляясь в течение нескольких возрастных этапов, затем сходят на нет, и, наконец, предпосылки, которые становятся устойчивой индивидуальной особенностью человека. Таким образом, собственно индивидуальная одаренность выявляется по мере того, как из череды сменяющихся возрастных свойств выступают те свойства, которые укореняются, за которыми будущее. Все это происходит в ходе возрастного развития.

- Возрастное переходит в индивидуальное?

- Думаю, что именно так. Но, конечно, существуют и некоторые собственно индивидуальные предпосылки становления индивидуальных особенностей. Наиболее изученные - свойства типа нервной системы. Они, конечно, тоже с возрастом изменяются, но совсем не так, как сензитивные периоды, о которых шла речь.

- Свойствами типа нервной системы Вы, помнится, специально занимались, Ваша двигательная методика определения уравновешенности нервной системы (изучение "последействия") в свое время получила распространение. Были ли эти изыскания связаны с основным руслом Ваших научных интересов? Как Вы теперь относитесь к работам такого плана?

- Мое посильное участие в той психофизиологии, основоположником которой был Б. М. Теплов, было для меня школой научности и существенно содействовало теоретической ориентировке в проблеме способностей, одаренности, а затем и возрастных особенностей. Мои методические разработки, о которых Вы упомянули, проводились в лаборатории Б. М. Теплова. Потом, когда лабораторией уже заведовал В. Д. Небылицын, я был руководителем не-скольких аспирантских работ, посвященных умственной активности и ее саморегуляции у школьников разных возрастов. Одновременно другими сотрудниками лаборатории (под руководством В. Д. Небылицына) психическая активность изучалась на взрослых с помощью ЭЭГ-методик. Предполагалось, что в дальнейшем собственно психологический и психофизиологический подходы к изучению активности будут соотнесены. Но - человек предполагает.. . После гибели В. Д. Небылицына, когда произошел раздел лаборатории, я остался с небольшой внелабораторной научной группой. С ней продолжил изучение активности и саморегуляции, теперь уже в связи с проблемой склонностей у детей и подростков. При этом сохранялся некоторый контакт с лабораторией дифференциальной психофизиологии и способностей, которой руководила Э. А. Голубева. В частности, было осуществлено совместное консультирование докторской диссертации Б. Р. Кадырова, посвященной психофизиологии способностей и склонностей.

В дальнейшем я сосредоточился на психолого-педагогическом подходе к одаренным детям. В своих статьях, как Вы могли заметить, ссылался на данные нашей дифференциальной психофизиологии: по-моему, наиболее существенный вклад в разработку проблемы прогноза одаренности можно ожидать именно от психофизиологии и психогенетики. Так что изучение свойств типов нервной системы - не в стороне от моих интересов. Я считаю себя собственно психологом, но сознаю свое родство с психофизиологической школой Теплова - Небылицына. Не мыслю психологии индивидуальных различий, которая не признавала бы их обусловленности врожденными предрасположениями.

- Натан Семенович, книга Ваших избранных трудов называется "Возрастная одаренность и индивидуальные различия" (1997). Вы исходите из того, что дети в каждом возрасте по-своему одаренные? Почему Вы ввели в психологию новое понятие - "возрастная одаренность"?

- Оно обозначает действительное явление. Оно напоминает, что каждый детский возраст несет с собой потребность в развитии, особые внутренние предпосылки. Оно необходимо, когда речь идет о детях, называемых одаренными. Преимущество этого термина в том, что он имеет некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости, например, раннего подъема интеллекта, незаурядных умственных качеств ребенка от специфических возможностей детства, хода возрастного созревания. Употребление понятия "возрастная одаренность" привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок, чьи способности не указывают достаточно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Родители и педагоги должны знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность. В этой связи заметим, что в детях с признаками особой одаренности нужно ценить не только их вероятное будущее. Детство - пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность.

- Позвольте подвести некоторый итог того, о чем говорилось. Насколько я понимаю, главная направленность Ваших работ - создание концепции психического развития ребенка, которая позволяла бы понять, как на основе всей полноты человеческих задатков, в тех или иных социально-педагогических условиях, уже в ходе возрастного развития, проявляются индивидуальные различия и в конечном счете происходит становление уникальной индивидуальности.

- В самом общем виде - так. Но моя работа сосредоточена на более частной проблеме - взаимопроникновении возрастного и индивидуального. Я не теоретик, а эмпирик. Правда, одну из своих недавних статей назвал "Концепция возрастного подхода к детской одаренности", но вся она основана на фактах, которые мной наблюдались. Когда-то М. И. Лисина подарила мне свою книгу с надписью - "От тоже эмпирика".

- Считаете ли Вы себя психологом широкого профиля?

- И да, и нет. Я вел работу на стыке психологии индивидуальных различий и возрастной психологии. Вместе с тем, ограничивался в основном такими методами, как наблюдение, беседа, сравнительные характеристики; применение лонгитюда. Думаю, что это не лучше и не хуже других исследовательских подходов и установок. Мне хочется привести ход мысли и формулировку Б. М. Теплова, который, защищая свою позицию, когда избрал путь "от физиологии к психологии" (это многих тогда шокировало), писал так: "Мы не считаем, что этот путь является единственно возможным, но твердо уверены в том, что это один из возможных путей". Мне кажется, что психолог на большее не должен претендовать. Не надо утверждать достоинства своей позиции за счет умаления достоинств других позиций. Надо лишь быть уверенным, что твой подход тоже имеет право на существование.

- Натан Семенович, многих удивил

в свое время Ваш уход из Психологического института в 60-летнем возрасте. Не могли бы Вы рассказать, что тогда произошло? На этот счет были разные слухи.

- Я ушел тогда, когда получил право на пенсию, но не потому, что руководство Института подталкивало меня к этому. Ничего подобного не было. Да, я не мог принять представлений директора Института В. В. Давыдова о приоритетном значении "теории учебной деятельности" и "формирующего эксперимента". Казалось бы, какое значение имеет мое отношение к его установкам? Но дело в том, что направление, которое представлял новый директор, провозглашалось как единственно прогрессивное, как программное, во всяком случае применительно к возрастной психологии (а она была и моею областью занятий). Во всех работах о детях подчеркивалось: деятельность, формирование. Никому не было нужно то, чем я занимался (соотношение возрастного и индивидуального, выдающиеся дети). Меня не включили в новый Ученый совет, хотя в прежнем я активно работал; моего аспиранта, в котором видел своего преемника, после защиты не оставили при мне. Возможно, надо было бороться, вступить в теоретическую дискуссию, но у меня не было для этого ни сил, ни желания, да и вряд ли я мог рассчитывать на поддержку. А продолжать работать в одиночку я мог и вне Института. Так что причину моего ухода можно определить так - невостребованность. Когда в дальнейшем проблема "одаренные дети" вдруг стала признанной и даже модной, я вернулся в Институт (по приглашению нового директора А. М. Матюшкина). С В. В. Давыдовым у меня были и оставались в дальнейшем вполне лояльные отношения. Он положительно отнесся к книге под моей редакцией "Психология одаренности детей и подростков" (1996) - поздравил меня с ее выходом.

- Кстати, как Вы сами оцениваете этот коллективный труд, изданный в виде учебного пособия? Вы сумели объединить в нем восемь авторов и сами написали для него четыре главы, введение и заключение. Прежде по такой теме учебного пособия вообще не было, не только у нас, но и за рубежом.

- Это была совместная работа с высоко профессиональными специалистами. По-моему, поставленная цель была достигнута. Удалось представить современный подход к одаренным детям (осветить вопросы выявления, обучения и воспитания таких детей). Наряду с так называемой общей (умственной) одаренностью рассмотрены и некоторые виды одаренности детей в области искусства (музыки, рисования, литературно-художественного творчества); достаточно подробно освещена и естественнонаучная сторона проблемы. Мне кажется, это учебное пособие предостерегает от упрощенного, легковесного подхода к вопросам одаренности детей и подростков.

- Над чем Вы сейчас работаете, каковы ближайшие планы?

- Подготовил к печати книгу избранных психологических трудов П. Ф. Каптерева, известного педагога и замечательного детского психолога второй половины XIX - начала XX в. Я состою в научной группе А. В. Петровского, готовящей Психологическую энциклопедию.

- Натан Семенович, с каким настроением встречаете свой юбилей? Как переживаете это событие?

- Именно переживаю. Предыдущие юбилейные даты проскочил, не придавая им значения, почти не замечая. Думалось: да, я в новой возрастной группе, но у каждого свой индивидуальный биологический и психологический возраст. Наступавшие "круглые даты" почему-то не были для меня напоминанием о приближении конца. На сей раз иначе. Не стану выходить на столь близкую Вам профессионально тему - о смысле жизни. Для меня эти вопросы слишком личные и слишком трудные.

- Натан Семенович, примите сердечные поздравления с замечательным юбилеем и пожелание здоровья и творческого долголетия. Знаю, что для Вас работа в области психологии будет насущной потребностью и в дальнейшей Вашей жизни. Но и Вы нужны психологии. Эта "взаимная необходимость" - один из значимых результатов Вашей полувековой научной деятельности.


Далее...