Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: ОТ ЛИЧНОСТИ К ГРУППЕ

В. А. ШТРОО

Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. "Защита психологическая - социальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.. . В широком смысле термин "Защита психологическая" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.. . " [18; 121] - одно из самых общих определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями (см. [34], [35] и др. ) стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда [19], [20]. Однако практика работы с социальными группами в самых различных областях общественной жизни: в педагогике [8], [31], [43], [46], [51], в управлении [1], [16], [17], [21], [41], в групповой психотерапии [22], [29], [36], [47] - обнаруживает недостаточность только индивидуального уровня анализа этой проблемы. Иными словами, есть все основания предполагать существование иного уровня проявления психологической защиты, когда ее субъектом становится группа.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

Первоначально защитные механизмы личности были связаны с классическим психоанализом, а именно с теорией либидо и фрейдовской структурной моделью личности, включающей три инстанции: Оно, Я и Сверх-Я. Свою классическую работу "Психология "Я" и защитные механизмы" А. Фрейд посвятила анализу "средств, с помощью которых "Я" обороняется против неудовольствия и страха и старается утвердить свое господство над импульсивным поведением, аффектами и влечениями" [20; 12]. Если кратко изложить основные теоретические положения относительно категорий защитных механизмов в психоаналитической традиции, то 1) защита является одной из функций (или деятельностей) Я, направленных в большинстве случаев против Оно, а также против неприятных или невыносимых представлений и аффектов; 2) мотивами защиты являются главным образом страх или неудовольствие; 3) защитные меры служат укреплению границ Я; 4) существует огромное разнообразие типов защиты (например, защита против влечений, защита против аффектов, постоянные защитные проявления, образование симптома и т. д. ) и конкретных видов (механизмов) защиты, таких, как вытеснение, смещение, изоляция, формирование реакции и т. п.

Один из ярких представителей эго-психологии Х. Хартманн [39] высказал мысль о том, что защитные механизмы Я могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру.

Всего А. Фрейд упоминает десять способов защиты: вытеснение, регрессия, формирование реакции, изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По ее мнению, все упомянутые защитные механизмы, за исключением сублимации, играют негативную роль для психического здоровья человека. Помимо этого она описала ряд защитных техник, используемых детьми (отрицание реальности, идентификация с агрессором, интеллектуализирование), которые позднее были отнесены последователями к числу самостоятельных защитных механизмов.

Однако такого рода неясности в полной мере закономерны в этой области: сказывается крайняя сложность и запутанность самого предмета исследования для его научного описания и объяснения. В своих текстах и сам З. Фрейд, и его дочь не были в достаточной степени строги в употреблении понятий "психологическая защита" и "защитные механизмы", развивая довольно сложные и разветвленные теоретические построения на основании одного-двух клинических случаев.

Можно указать большое число попыток верифицировать сведения об отдельных защитных механизмах, оставаясь в рамках их психоаналитического истолкования [30], [32], [43], [49]. Вместе с тем многие соответствующие факты допускали свою интерпретацию с иных теоретических позиций. Например, вытеснение, обнаруживающееся во фрейдовском понимании как неспособность индивида вследствие наличия определенных мотивов вспомнить ранние содержания сознания, в некоторых случаях более точно могло бы быть определено как "мотивированное забывание" [40].


Далее...