Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СТРУКТУР МИРОВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С. В. ТАРАСОВ

Когда человек описывает (оценивает) себя и окружающий мир, он применяет категории. Процесс категоризации - это не только обобщение опыта, но и взаимодействие с другими, с собой, со всем окружающим миром. Категории могут включать как научные знания (философии, психологии, физики и др. ), так и обыденные представления о мире. Взрослый человек обычно применяет и те и другие категории. Однако нас интересует категориальный строй сознания школьников, которые только начинают овладевать научными категориями. Проблема мировосприятия имеет важное значение и для педагогики, которая ставит перед собой цель сформировать и развить у учащихся не только конкретные знания и умения, но и общее понимание мира - природы, общества, и самого человека, живущего в этом мире.

Процесс понимания и ценностного отношения к миру во многом определяется теми категориальными структурами, сквозь призму которых ребенок воспринимает мир [5]. В данной публикации речь пойдет о восприятии мира природы.

Категории можно рассматривать как "совокупность признаков, в зависимости от которых объекты группируются как эквивалентные" [1; 30]. Если научные категории могут представлять собой понятийные образования, развивающиеся в достаточно стройную систему, то "категории обыденного, житейского сознания представляют собой синкретические, расплывчатые обобщения, а в качестве их носителя могут выступать образы, символы, поэтические метафоры" [4; 35-36].

В данном исследовании анализируется аспект вербальных значений слов-символов, поскольку через них возможно увидеть некоторые категориальные структуры сознания школьника.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Процедура изучения категорий мировосприятия основывается на выявлении и анализе смысловых единиц информации (контент-анализ), которую сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульного материала. Существующие в языке слова-символы могут вступать во взаимодействие с различными структурами сознания. В результате рождается письменный текст, анализ которого приоткрывает образно-смысловой тезаурус человека, предоставляя возможности для эмпирического изучения категорий мировосприятия.

В человеческом языке существуют слова-символы, которые могут являться своеобразными "ключами" к различным структурам сознания. Слова-символы могут вступать во взаимодействие с "кодами сознания", заключающими в себе универсальное (общечеловеческое), социокультурное и личностное содержание. Поэтому для исследования были выбраны слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира как в мифологических представлениях многих народов, так и в некоторых философских учениях. Каждое слово-символ (небо, земля, огонь, воздух, вода, звезды) заключает в себе содержание, связанное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом.

В качестве стимульного материала были использованы шесть слов-символов, а задание формулировалось следующим образом: "Составить небольшой рассказ, сочинение, либо несколько не связанных между собой по смыслу предложений, в которые необходимо включить следующие слова: огонь, небо, вода, звезды, земля, воздух". Задание произносилось устно и фиксировалось на доске в классе.

На выполнение задания давалось 40 мин. Учащиеся начальной школы получали инструкцию и выполняли задание индивидуально, это позволяло им уточнить смысл задания. Подчеркивалось, что отметки выставляться не будут, и учащиеся могут свободно фантазировать. Задание выполнялось на отдельных листах бумаги, испытуемых просили указать лишь пол и возраст. По наблюдениям, большинство учеников всех возрастных групп с интересом и ответственностью выполняли данную работу.

Полученная информация подвергалась обработке с помощью контент-анализа [7]. Этот метод обычно используется при изучении массовых источников сложного характера, содержащих однородную информацию по изучаемой проблеме. Под однородностью информации в данном случае понимается повторяемость высказываний, обозначений, выражений и групп взаимосвязанных выражений, т. е. повторяемость предметных характеристик, которые могут отличаться полисемантичностью. В текстах имеется то общее или отличное, что связано с чувствованием, ощущением, осознанием как окружающего, так и внутреннего мира.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц. Смысловая единица - это идея, тема, отраженная в определенных понятиях. В качестве смысловых единиц в данном случае выступают понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов.

Объектом анализа выступают содержание текстов учащихся, их тематика и смысловые значения. Предмет - образ мира, отражающийся в текстах, особенности восприятия мира детьми школьного возраста. В исследовании ставится задача выявить категории восприятия мира в зависимости от возраста и пола детей.


Далее...