Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. ЯСВИН

Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего существования.

Иоганн Генрих Песталоцци. «Метод». 1800 г

Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования школьников связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность школьников рассматривается как некое обязательное следствие экологического просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он "автоматически" окажется и экологически воспитанным.

Однако реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении школьникам соответствующих знаний, советов, инструкций и т. п. Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания "лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению" [13; 12].

Можно полностью согласиться с мнением известного российского культуролога и философа Г. Д. Гачева, который считает, что "на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и "окружающую среду", то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки - как к объекту.. . Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект" [2; 12-13].

Эту точку зрения сегодня разделяет и большинство ведущих специалистов в области экологического образования. Так, Д. Н. Кавтарадзе констатирует, что для решения экологических проблем необходимы новые формы экологического образования. Необходимо "вернуться к природе" в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и это представляет наиболее трудную воспитательную задачу [7]. Безусловно, проблема формирования нового типа экологического сознания, по существу, требует создания новой парадигмы экологического образования ([5], [6], [11] и др. ), которая должна опираться на соответствующую "психологическую базу".

В последние годы психологами проведен ряд исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты формирования отношения к природе. В частности, Д. Ф. Петяевой [16] исследовано развитие представлений о живой природе у дошкольников; Г. В. Шейнис [17] показано влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление; С. Д. Дерябо [3] изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются как своего рода субъекты. В наших экспериментальных исследованиях установлены как количественные, так и качественные структурные различия субъективного отношения к природе у лиц с высоким и низким уровнем его интенсивности, а также показаны особенности отношения к природе у школьников различного возраста [18].

При этом проблема исследования психологических механизмов взаимодействия человека с миром природы остается одной из центральных в процессе разработки психологических основ современного экологического образования.


Далее...