Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

КНИГА О ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКАХ

В. П. СИМОНОВ

МОСКВА

Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 1997. 320 с.

Работа представляется весьма актуальной по целому ряду причин. Во-первых, в наше трудное время число детей с девиантным поведением довольно значительно возросло и приняло разнообразные, порой неожиданные формы. Во-вторых, возрастная и педагогическая психология в России совершает давно ожидаемый от нее обществом крутой поворот к решению практических учебно-воспитательных задач, а рецензируемая книга именно такого плана. В-третьих, предлагаемые автором разнообразные методы и методики изучения и исправления трудных школьников зиждутся на принципах уважения своеобразия личности учащегося и индивидуального подхода к нему, что особенно требуется сейчас, при строительстве новой демократической школы в нашей стране. В-четвертых, большой теоретический и научно-методический материал, основанный на широком обобщении и анализе не только отечественных, но и зарубежных работ, полезен и при воспитании обычных детей, имеющих эпизодические трудности в поведении. Ведь все дети в тот или иной период проходят через трудности, обусловленные, в частности, возрастными кризисами и неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Поэтому адрес книги широк: студенты средних и высших педагогических учебных заведений, учителя начальной и средней школы, родители, знакомящиеся с научно-популярной литературой по психологии и педагогике.

Такая широкая адресность обеспечивается, в частности, тем, что во всех разделах пособия кратко раскрываются и обсуждаются основные применяемые автором психолого-педагогические понятия. Это облегчает понимание текста книги родителями и учителями и способствует закреплению уже пройденного материала учебников по общей и педагогической психологии в сознании студентов.

Рецензируемая книга имеет девять глав. Первые две главы являются теоретическим введением ко всей работе. В них раскрывается и обсуждается содержание основных понятий, применяемых в данном учебном пособии. С принятых многими отечественными психологами позиций там сообщается также об основных закономерностях психического развития детей и подростков.

Главы III, IV, V посвящены детальному обсуждению самых различных аспектов проблемы обусловленности многих видов девиантного поведения индивидуальными и возрастными особенностями личности школьника, отдельными затруднениями и задержками в их развитии, отсутствием необходимых черт характера или их деформацией. В первых параграфах главы III, в основном связанных с анализом отклонений в развитии потребностно-мотивационной сферы личности школьника, даются современные и весьма полезные для воспитателей сведения об основных принципах и методиках психодиагностики и психокоррекции индивидуальных особенностей учащихся. Из относящегося к коррекции познавательной сферы материала особо удачными можно считать параграфы о сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности школьников. В них сообщаются, помимо прочего, данные собственных многолетних исследований автора, могущие способствовать повышению эффективности не только воспитания, но и обучения детей.

В другом разделе учебного пособия ведется довольно любопытное и нужное обсуждение особенностей меняющегося в условиях реформ мышления российских граждан, его ошибок и просчетов, существенно осложняющих поведение детей и взрослых.

Выраженную практическую направленность имеет параграф об эмоционально-волевой сфере личности и учете индивидуальных особенностей ее развития в процессе психокоррекции. Новым для подобных пособий является параграф о гиперсексуальности и отклоняющемся поведении подростков и старшеклассников. Автор использовал и обсудил материал, заимствованный им из специальной научной литературы. Введение подобного материала следует считать весьма своевременным, тем более что научные работы по половому воспитанию сейчас буквально тонут в мутном потоке сомнительных изданий по вопросам эротики. Неожиданным может показаться параграф, где рассматривается связь между способностями и девиантным поведением школьников. Отклонения в поведении одаренных школьников могут быть вызваны как их собственными жизненными взглядами и установками, так и отношением к ним соучеников. Эти явления большинство педагогов наблюдают повседневно, но пристального внимания ученых они не привлекли до сих пор.

Наибольшая приближенность к современной жизни и практическая направленность обнаруживаются в главе IV, где речь идет об учете особенностей темперамента и характера трудных детей и подростков.

В основу положены классификация и трактовка типов трудных школьников, предложенные нашим известным характерологом Н. Д. Левитовым. Но автор и сам дает глубокое современное толкование исходных понятий: леность, неорганизованность, эгоизм, недисциплинированность и пр. Он вносит в содержание этих понятий существенные уточнения и дополнения, призывая в то же время избегать крайностей при анализе этических категорий. Так, выступая против привычного советского стереотипа коллективизма, он также против полного исключения этого понятия из психолого-педагогического словаря, предостерегая тем самым от воспевания крайне выраженного индивидуализма. Параграф насыщен методическими рекомендациями и примерами успешной коррекции в разной степени деформированных черт характера школьников.

Глава VI посвящена проблеме акцентуации личности школьников, причем материал успешно адаптирован автором к педагогической и родительской аудитории. К сожалению, автор свел изложение в основном к трудам пионера в области разработки этой проблемы К. Леонгарда, но не нашел места для столь же подробного описания работ А. Е. Личко, специализировавшегося на акцентуациях у подростков. Делая это замечание, мы в то же время понимаем, что размеры учебного пособия не могут быть очень большими.

Нестандартно написаны В. Г. Степановым последующие главы, где он соединяет изложение наиболее важных достижений отечественной психологии с зарубежными. Проиллюстрировать сказанное можно на примере главы VII, трудных учащихся в школе. Там рассказывается, например, о смысловом барьере между школьником и учителем, фундаментально изученном в свое время Л. С. Славиной. В то же время достаточно места уделяется новой теме: тренингу гуманных отношений между педагогом и учащимся. В главе VI об отношениях в семье говорится о не так уж редко встречающихся случаях насилия над личностью ребенка со стороны некоторых взрослых.

Новым является для таких пособий материал главы VIII, где описывается история молодежных неформальных групп общения за рубежом и в России и даются психолого-педагогические рекомендации по воспитательной работе с трудными школьниками из этих групп. Автор умело и корректно использовал данные интересных научных исследований, проведенных под руководством Д. И. Фельдштейна.

Заключительная глава IX содержит интересный и практически важный материал о школьниках с делинквентным поведением.

В целом можно сказать, что мы получили наиболее широкое и обобщающее учебное пособие по важным проблемам детской и педагогической психологии. Оно имеет выраженное современное звучание и явную практическую направленность.

В книге В. Г. Степанова используется большое количество теоретических работ и конкретных научных методик отечественных и иностранных авторов, указываемых, в частности, в достаточно развернутых списках литературы после каждого самостоятельного раздела пособия. Работа написана ясным и доступным для указанной читательской аудитории языком. Полагаем, что рецензируемое учебное пособие найдет достойное место на полках современной психолого-педагогической литературы.


Далее...