Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ*

А. К. ОСНИЦКИЙ

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СООТВЕТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИИ (Субъектно-ориентированная адаптация дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова)

В процессе социализации и профессионального самоопределения учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Иными словами, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности; эта активность выступает прежде всего как "самоориентирование" учащегося, выступающего в качестве субъекта самоопределения [2; 15]. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения и важно оценить сформированность субъектной активности учащегося.

Ряд существенных показателей сформированности субъектного отношения к собственным действиям можно получить с помощью дифференциально-диагностического опросника, предложенного Е. А. Климовым (ДДО). Нашей целью было, не изменяя формы опросника, направленного на выявление интереса к занятиям, дополнить его оценкой умений, затрачиваемых усилий и отношения к социальному давлению.

Среди факторов, которые определяют выбор той или иной профессии или сферы труда, важнейшее место отводится выраженности интересов к данному виду труда (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, В. В. Ярошенко); но для выяснения субъектной позиции учащегося недостаточно знать степень этой выраженности. Удовлетворенность выбором обеспечивается также подготовленностью учащихся, т. е. наличием умений, необходимых для самостоятельной работы, и готовностью преодолевать возможные (обусловленные обстоятельствами выполнения работы) дискомфортные состояния: вынужденность или навязанность, ощущение социального давления. У учащихся к VII-IX классам уже формируются представления об имеющихся у них умениях, о том, как переживаются ими принуждение и другие формы давления со стороны взрослых.

Противодействие принуждению, особенно болезненно ощущаемому в подростковом возрасте, сопровождается как неприятными переживаниями от выполняемого поручения, задания, так и ожиданием этих неприятных переживаний в предчувствии подобной работы. Сопоставление интересов и предпочтений с подготовленностью учащихся и их отношением к вынужденному выполнению заданий в разных сферах деятельности оказалось возможным без существенного преобразования исходной формы ДДО - путем простого добавления повторных обследований с новыми инструкциями и заключительного анализа всех данных.

Сравнительный анализ результатов, полученных при использовании опросника, разработанного Е. А. Климовым, и результатов выполнения заданий, разработанных для указанных выше целей [5], [6], дает возможность получить информацию об интересах, умениях, предпочтениях учащегося и сформированности его как субъекта деятельности, а также успешно прогнозировать удовлетворенность избираемой профессиональной деятельностью.

Опросник предъявляется несколько раз. При первом предъявлении дается инструкция: "Вам дан список профессиональных занятий. Предлагаются они попарно. Представьте себе, что после соответствующего обучения Вас научили выполнять любую работу. Вы все знаете, все умеете. Но если бы пришлось выбирать из двух возможных занятий только одно, какое из них Вы бы предпочли?

В соответствующей графе (клеточке) бланка в правом верхнем углу отметьте косым крестиком выбранный Вами вид занятия".

Список предлагаемых в методике Е. А. Климова видов занятий используется нами без существенных изменений. Многократные испытания подтвердили, с одной стороны, их четкую соотнесенность с указанными сферами интересов, с другой - относительную независимость от этнических, региональных, возрастных и половых факторов. Результаты заполнения бланков по первой инструкции также обрабатываются по методу, предложенному Е. А. Климовым, - в итоге определяются интересы и предпочтения в мире профессий.

Второе предъявление опросника предваряется новой инструкцией: "Сейчас будет еще раз прочитан список ранее перечисленных видов занятий. Отметьте кружком те, в которых у Вас в настоящее время есть хоть какие-нибудь умения. Речь не идет о мастерстве - главное, чтобы у Вас были хотя бы простые начальные умения. Поэтому, если Вы хоть что-то умеете делать сами, в каком-либо виде занятий, обведите кружочком в левом верхнем углу номер графы бланка". Виды занятий зачитываются уже не попарно, а просто по порядку. Обработка результатов заполнения бланка при работе с этой инструкцией и последующими будет изложена ниже.

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 97-06-08121.


Далее...