Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

МЕЖВОЗРАСТНЫЕ СВЯЗИ ОБОБЩЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЛИЗНЕЦОВ

Н. М. ЗЫРЯНОВА

Одним из показателей умственного развития дошкольников является степень сформированности действий наглядно-образного мышления, т. е. оперирования наглядными, но обобщенными образами, отражающими реальные предметы и явления.

Высшей формой развития наглядно-образного мышления является образно-схематическое мышление - оперирование обобщенными и схематизированными образами, которое является основной характеристикой мышления детей старшего дошкольного возраста [1]. Именно образно-схематическое мышление выступает, по мнению Л. А. Венгера, в качестве промежуточного звена между образным и абстрактным мышлением.

Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, который приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А. В. Запорожец [2] писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное, а преждевременно "тащить" ребенка на ступень абстрактного формально-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития ребенка.

Создавая методики диагностики умственного развития детей, Л. А. Венгер с соавторами [1] исходили из принципа, что диагностика должна вскрывать не мифический интеллектуальный потенциал, а реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения.

Д. Векслер, разрабатывая свои тесты интеллекта, рассматривал интеллект как глобальную способность, включающую ряд вербальных и невербальных элементов, которая позволяет индивиду действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно взаимодействовать со средой [3].

Целью нашего исследования было проанализировать, как связаны между собой показатели наглядно-образного мышления по Л. А. Венгеру, полученные у детей в 6 и 7 лет, и показатели теста интеллекта Векслера у детей от 6 до 14 лет, как меняются эти взаимосвязи в процессе развития ребенка, какова роль генотипических факторов в детерминации этих взаимосвязей.


Далее...