Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОДИНОКИХ ЛЮДЕЙ В ТЕКСТЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

Ю. П. КОШЕЛЕВА

Современный период социальных изменений сопряжен с перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействия между людьми. Не каждому человеку удается быстро приспособиться к меняющимся условиям. Не удивительно, что заметное место в области психологии отношений занимает проблема одиночества. Его преодоление становится для многих не только актуальной, но порой и неразрешимой задачей.

Не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема. Первоначально оно возникало у человека лишь в моменты его полной физической изоляции от общества [4], принимающей формы обрядов и испытаний, насильственного изгнания из рода или добровольного уединения с целью самосовершенствования.

Интерес к обсуждаемому феномену как социально-психологическому возник с XVIII в., что совпало с расцветом романтизма в искусстве [6]. Ведущий мотив творчества данного периода — рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность. В XX в. проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы — одиночество становится сугубо личностным явлением. Теперь иначе осмысляется степень влияния общества на индивида и большее значение придается тому, как сам человек определяет свое положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира (подобное течение можно наблюдать и в философии — например, в концепции интенциональности, солипсизме). Смещение акцентов, усиливающих психологическую окрашенность феномена одиночества, по мнению ряда авторов связано, с одной стороны, с развитием самосознания человека (см., например, [1]), а с другой — с социальными изменениями [11].

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества, ставших уже традиционными:

так, например, экзистенционалисты видят истоки одиночества в самой природе человека [8]. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяют внешние условия, формируя у человека патологические черты характера или мешая ему реализовывать свои глубинные потребности [12]. В гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я [9]. И наконец, в социологической традиции одиночество индивида рассматривается как нормативный среднестатистический показатель, зависящий от процессов, происходящих в обществе [5].

Особняком от других стоит модель одиночества У. Садлера [10], в которой изучаемый феномен определяется через внутренний мир личности, или мир Я, как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека: утрата основополагающих связей, личностно значимых для человека в его внутреннем мире, ведет к переживанию чувства одиночества. В своей работе мы опираемся на садлеровское определение одиночества как субъективного переживания, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [10][1].

Зарубежные эмпирические исследования феномена одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих феномена (например, когнитивной, эмоциональной и поведенческой), сопутствующих состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества.

В отечественной психологии в сравнении с западной проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные публикации появлялись лишь в последние десятилетия. В них можно заметить определенную общность с теоретическими подходами к данной проблеме зарубежных психологов. Вместе с тем некоторые из них привлекают внимание специфичными для нашей психологии понятиями (например, «Я-» и «Мы-сознание»), используемыми для объяснения феноменологии одиночества [4], и своеобразными ракурсами «обжитой» проблемы [3]. Главное, в них нет интонации тотального трагизма, свойственного психологической литературе по данной теме западных авторов, — они имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену.

Явление одиночества как предмет эмпирического психологического исследования у нас в стране изучен пока недостаточно.

[1] Работы нового поколения 1980—1990 гг., по­священные проблеме одиночества, следуют выше­перечисленным традициям.


Далее...