Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНЫХ РИСУНКОВ

Т. В. Иванова

Современный этап развития человечества характеризуется обострением национальных проблем. Этнические противоречия отмечаются не только на территории бывшего СССР, но и в других странах (Бельгия, Ирак, Канада, Югославия). Безусловно, национальные и этнические отношения в каждом случае имеют определенную специфику, но тем не менее возможно выделение некоторых констант, обостряющих межнациональные отношения. В частности, сюда могут быть отнесены процессы формирования национального самосознания, проблема языка и возможность проявления национальной культуры, т. е. факторы, определяющие национальную самобытность человека.

В отечественной научной литературе существует достаточно большое число исследований состояния национальных отношении, различных аспектов национальной культуры, языка, обычаев и т. д. [1], [6]—[8]. Особенностью такого рода исследований является то, что они ограничиваются преимущественным образом анализом экономического и социального развития наций. Вопросам же непосредственных межнациональных отношений, связанных с уровнем развития национального самосознания, с особенностями авто- и гетеростереотипов, уделяется недостаточно внимания.

Но, как показывает опыт последних лет, рост национального самосознания, этностереотипы в конфликтной ситуации могут играть деструктивную роль, углубляя национальные противоречия и предубеждения [21]. В настоящее время мы можем наблюдать самые разнообразные формы национального возрождения. Продолжающаяся “суверенизация” ставит задачу объективного исследования национальных вопросов. Это, в частности, относится и к необходимости изучения психологических аспектов этнической проблематики. Своевременная фиксация негативных моментов в формировании национального самосознания может помочь в разработке мер по предотвращению межнациональных конфликтов и проявлений национал-экстремизма.

Изучение психологических аспектов этнической проблематики предполагает выбор адекватных методик исследования.

В отечественной социальной психологии в качестве основного методического инструментария для изучения национальных стереотипов достаточно часто используется семантический дифференциал [3], [14], [17]. Этот метод обладает рядом преимуществ и достоинств, что неоднократно отмечалось в соответствующих работах. Однако возможно применение и других методов, а использование комплекса различных методических приемов делает объект исследования более многомерным, открывая новые внутри- и межобъектные связи и закономерности.

В настоящей работе для диагностики особенностей восприятия различных национальных групп использовался проективный рисунок. Этот метод достаточно традиционен в возрастной и медицинской психологии. В частности, он широко применяется для диагностики внутрисемейных отношений [9], [13], [20]. В последнее время появился ряд публикаций, где проективный рисунок использовался в качестве основного метода исследования [2], [15]. Сделаны достаточно многообещающие попытки стандартизации графических методов [16].

Проективный рисунок, ориентированный на образное мышление испытуемого, может стать достаточно адекватным инструментом исследования национальных стереотипов, которые представляют собой в значительной мере обобщенное образно-эмоциональное отношение. Кроме того, использование вербальных методов (семантический дифференциал, анкетный опрос) ставит проблему адекватного перевода терминов и возможности сопоставления результатов исследования в разных языковых группах. В случае же применения проективного рисунка процедура исследования оказывается практически идентичной для представителей разных культур и лиц с разным возрастным и образовательным уровнем.

Если выделение методического инструментария отвечало определенным исследовательским интересам автора, то выбор стимульных объектов — конкретных национальных групп — был обусловлен прежде всего внешними условиями проведения исследования. В настоящее время различные аспекты национальных проблем выходят далеко за пределы научных изысканий, перемещаясь в центр жизненных интересов многочисленных социальных групп, волею судеб очутившихся на территориях национальных государств. Происходит смещение в оценках близких и далеких в социально-культурном отношении этносов. С одной стороны, этносы, имеющие целый ряд общих черт в социально-культурных, экономических, бытовых аспектах, начинают акцентировать различия между собой. С другой стороны, жизнедеятельность далеких этносов становится объектом пристального внимания и подражания. Можно говорить об изменении семантического поля национальной само-идентификапии, которое включает не только “свое” национальное и культурное образно-символическое пространство, но и принимаемые/отвергаемые черты иных этносов, так или иначе опосредующих отношение к собственному этносу и национальной самоидентичности.

Таким образом, выделение поля исследования предполагало изучение, во-первых, особенностей и взаимосвязи национальных авто- и гетеростереотипов этносов, проживающих в непосредственной близости, имеющих общую историческую судьбу, отношения между которыми в настоящее время претерпевают значительные изменения. В данном случае, с учетом страны проживания автора, выделились такие стимульные объекты, как русский и украинец. Во-вторых, интерес представляли особенности восприятия далеких этносов, являющихся в настоящее время объектом достаточно пристального внимания (по крайней мере, если судить по количеству кино- и телепродукции). В данном случае в качестве стимульного объекта был выбран образ американца.


Далее...