Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

КАК МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ*

Я. И. ТРОФИМОВА. Е. В. ЧУДИНОВА

Видение объекта как развивающегося — существенная характеристика теоретического мышления, основы которого возможно формировать у детей уже в начальной школе [2], [4], [5]. Теоретическое мышление понятийно по своей природе, и понятие выступает в нем как «такая форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта» [5;67] Иметь понятие об объекте — это значит мысленно воспроизводить, строить его, понимать его сущность. Теоретическому мышлению противопоставляется мышление эмпирическое, рассматривающее мир как ставший, неизменный. Для такого мышления характерна опора на внешне наблюдаемые признаки явлений и объектов, которые задают объектность и дискретность мира |5; 87]. По внешнему виду часто нельзя сделать вывод о сохранении единой сущности изменившегося объекта. (Внешний вид головастика сильно меняется, когда он взрослеет, но его лягушачья сущность остается неизменной. )

Категория «развитие» является «сверхкатегорией» для теоретического знания вообще и для естественнонаучного знания в частности. Современная наука описывает процессы, образующие «мир необратимых явлений» [9; 436]. Внутри развивающегося природного целого все вещи изменяются, исчезая в своем прежнем качестве и появляясь в новом. «Новое качество внутри более широкого взаимодействия вещей выступает как необходимое следствие бытия исчезнувшей вещи, удерживающее от нее все положительное. Эта связь является универсальной в пределах всей природы» [6; 180].

Рассмотрение любой системы — от Вселенной до мушки-дрозофилы — предполагает два основных аспекта: анализ ее структуры (собственно системность) и ее развития. В структуре фиксируется момент устойчивости и дискретности процесса развития [7; 232]. Развитие, в свою очередь, может иметь два плана: первый — формирование, эволюция системы по отношению к более широкой системе; второй — цикл развития данной вещи, данной конкретной системы. В биологии, например, эти планы представляют собой филогенез и онтогенез.

Для осознанного представления цикла развития в макропроцессах (горообразование, становление коры Земли, появление жизни и т. д. ) необходимы сведения, которые нельзя получить непосредственно чувственно. Процесс горообразования, подъем и опускание дна, появление и разрушение коралловых островов — это циклы, которые повторяются на протяжении изученной историй Земли. Отследить подобные изменения состояний изучаемого объекта на протяжении сравнительно короткой человеческой жизни невозможно.

Многочисленные исследования организации человеческого восприятия — одного из информационных каналов познавательной функции — показывают, что важнейшей его особенностью является означенность, или категоризованность. До появления человека «на Земле извергались вулканы, лилась магма, летели камни, но грохота не было. Более того, не было не только звука как формы психической презентации, не было "вулканов" и "камней" как форм категоризации человеческого восприятия, особенности которого проявляются в том, что в качестве фигуры из фона выделяются твердые объекты (камни), жидкие (магма), а не движение. Понятия "вулкан", "камни" суть некоторые формы обобщения, под которые подводятся и через призму которых воспринимаются конкретные единичные объекты в их завершенности» [3; 233]. Наблюдения показывают, что восприятие большинства людей «вещно», «событийно», «срезово», т. е. категории обычного, повседневного восприятия выделяют прежде всего объекты в их временной неизменности. Понятие «развитие» (как одно из содержательных опор мышления), опосредствуя восприятие, очевидно, может фиксировать внимание на моменте изменения объекта, определяя выделение в восприятии моментов становления, движения. Представляя теоретический уровень познания, это понятие дает возможность прогнозировать будущее состояние выбранного объекта с выделением его существенных связей и их преобразований в разных возможных вариантах течения событий.

Как же понятие развития может сформироваться у ребенка?

Образование как «житейских» (Л. С. Выготский), так и эмпирических понятий в науке укладывается в формально-логическую схему — абстрагирование и обобщение сходных признаков некоторого числа объектов. Научно-теоретические понятия призваны раскрыть сущность явлений в их внутренней связи. Что такое плод? Для дошкольника это то, что едят и что растет. Научное понятие: «плод — образование, возникшее после оплодотворения на месте цветка и несущее в себе семена» [1;23]. Способ образования таких понятий у ребенка — особым образом организованное систематическое усвоение [5; 58].

Путь становления научного понятия возможно осуществить только при специально организованном обучении детей. Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и их учениками и последователями в теоретических и экспериментальных исследованиях неоднократно показано [2], [4], что в младшем школьном возрасте при развертывании учебной деятельности возможно усвоение детьми теоретических знаний в форме научных понятий. Это обнаруживает и многолетняя практика обучения детей в начальной школе по системе Эльконина — Давыдова, отличающейся от традиционной: 1) способом выстраивание содержания — от общего к частному, раскрывающим процесс происхождения теоретического знания, 2) методом его введения с помощью системы учебных задач, позволяющим первоначально овладеть содержательным общим способом, чтобы затем использовать его при безошибочном подходе к каждой частной задаче, 3) групповой формой работы детей, позволяющей обострять понятийные противоречия через особым образом распределенное позиционное взаимодействие. Система в целом дает возможность формирования у младших школьников основ теоретического мышления (см., например, [4]).

Так как понятие «развитие» в качестве генетически исходного существенного отношения представляет собой опору теоретического мышления и является «сверхкатегорией» для естественнонаучного знания, было сделано предположение о необходимости его введения в обучение младших школьников.

* Работа выполнена при финансовой поддерж­ке РГНФ (проект № 95-06-17444).


Далее...