Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ИПТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

В. В. БЕЛОУС

К изучению психической реальности можно подойти с двух позиций: редукционистской и интегративной. Обе позиции отражают разные, но одинаково необходимые пути познания научной картины мира. При первом подходе составляющие целостной психической реальности либо суммируются, либо поэлементно (в лучшем случае попарно) перечисляются и в итоге рассматриваются независимо друг от друга в плоскости одномерного пространства. Совершенно по-другому осуществляется познание сложноорганизованного объекта действительности при интегративном подходе: в центре внимания оказываются взаимосвязи и взаимопроникновения частей целого в плоскости многомерного пространства.

Естественно, встает вопрос о том, как сказываются названные выше стратегии исследования на психологической характеристике того или иного возраста. При этом мы оставляем в стороне проблему анализа многочисленных (свыше 20, по данным А. А. Митькина [11], попытавшегося интегрировать их на принципах системности) теорий развития, сложившихся в отечественной и зарубежной психологической науке. Наша задача более скромная; она состоит в том, чтобы, идя от возраста к возрасту, независимо от множества общепризнанных концепций психического развития и от той, которая создается на основе их интеграции [11], показать, какие возможности дает характеристика определенной ступени возрастного развития по отдельным и интегральным мерилам. Мы полагаем, что если один и тот же возрастной портрет по набору отдельных свойств и по их взаимосвязи выглядит по-разному, то мы, видимо, вправе говорить о целесообразности и реальности выдвижения идеи об интегративной психологии развития.

Отправными методологическими и теоретическими предпосылками для построения интегративной психологии развития служили положения общей теории систем Л. Берталанфи, разработки П. К. Анохина об интегративной деятельности мозга, учение С. Л. Рубинштейна — А. В. Брушлинского о субъекте деятельности, а также достижения научных школ Б. Г. Ананьева и B. C. Мерлина соответственно по комплексному и интегральному исследованиям индивидуальности.

Конструирование интегративной психологии возрастного развития осуществлялось посредством метаязыка математики на основе межуровневого (взаимосвязь разноуровневых свойств одного и того же возраста) и одноуровневого (структурно-функциональная характеристика отдельных уровней конкретного возраста) анализов возрастных структур интегральной индивидуальности. Применение средств универсальной формализации для выражения интеграционных процессов на определенной ступени возрастного развития сопровождалось обязательной психологической интерпретацией моделируемой системы [2]. Полученный фактический материал дал четкий ответ на вопрос о возможностях редукционистской и интегративной стратегии исследования возраста, начиная от старшего дошкольного и кончая вторым средним (по Б. Г. Ананьеву).

Дошкольный возраст (одноуровневый аспект). В экспериментальной работе О. А. Костиниковой [7] исследовалась продуктивность совместной познавательной деятельности в зависимости от пола и типа темперамента — порознь и в их соотношении. Использовались десять единичных и один интегральный показатель продуктивности совместной познавательной деятельности. Установлено, что между разными вариантами половых и темпераментальных диад в отдельности статистически значимые различия существуют только по некоторым индивидуальным показателям продуктивности совместной познавательной деятельности и не существуют по интегральному показателю, вычисленному путем дискриминантного анализа. Это образец редукционистского анализа психической реальности. К совершенно иным результатам мы приходим на основе учета продуктивности совместной познавательной деятельности в зависимости от соотношения пола и типа темперамента. В этих условиях более ощутимые различия между полотемпераментальными диадами обнаруживаются по интегральному показателю продуктивности совместной познавательной деятельности, нежели по индивидуальному (преимущество в два раза). В этом факте весьма отчетливо проявляется различная роль поэлементного и интегративного подходов к изображению возрастного портрета дошкольника.

Младший школьный возраст (межуровневый аспект). А. А. Коротаев [6] из лаборатории В. С. Мерлина выяснял особенности структуры темперамента у младших школьников корреляционным и дискриминантным способами. Сопоставив целый комплекс неструктурированных свойств темперамента с силой/слабостью нервной системы, автор не обнаружил между названными показателями индивидуальности ни одной статистически значимой корреляции.

Между тем интегральный структурированный показатель свойств темперамента в тех же самых условиях статистически значимо коррелирует с упомянутым свойством нервной системы.


Далее...