Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ

C. Е. ПИНЯЕВА, И. В. АНДPЕЕB

Проблема личностного и Профессионального развития изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др. ), в том числе представителями психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным школам и направлениям в психологии, однако, несмотря на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и/или профессионализации.

В данной статье мы рассматриваем особенности личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости. Актуальность этого вопроса объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др. ) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей — активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др. ), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации[1].

С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например на формирование самооценки, самоотношения и т. д. Так, Л. Н. Корнеева [11] пишет об экспериментах, которые показали динамику профессионально важных качеств личности на протяжении всего профессионального пути человека. Ею было выявлено, что на начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня. При трех-пятилетнем стаже работы она снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период.

На каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличаются своим содержанием и динамикой. Мы акцентируем внимание на закономерностях личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости (взрослости), так как он характеризуется, -во-первых, продолжением развития и формирования личностных (психических и социально-психологических) качеств и, во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.

Границы взрослости различные исследователи определяют неодинаково. Так, Э. Эриксон [17] называет раннюю (20—45 лет), среднюю (40/45—60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). По Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранней (21—25 лет), средней (25—40 лет), поздней взрослости (40—55 лет) и предпенсионного возраста (55—65 лет). В периодизации по Ш. Бюлер (цит. по [12]) зрелость находится между 25/30— 45/50 годами. Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант (цит. по [2]) выделяют семь периодов взрослой жизни, начинающейся в 16/22 года и заканчивающейся после 50 лет. Б. Г. Ананьев [1] придерживается периодизации, в которой средний возраст (зрелость) делится на две фазы: 21/22—35 лет и 36—55/60 лет. Такое разнообразие в определении границ рассматриваемого периода различными исследователями может объясняться действием временных, экономических, социальных и других факторов.

Учитывая существующие периодизации, мы предлагаем относить зрелость к отрезку жизни между 20 и 60 годами и описывать ее по фазам — временным интервалам в 7—10 лет[2]. Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом.

В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно устойчивые возрасты развитие совершается главным образом за счет «микроскопических изменений личности» [4; 249], длящихся несколько лет, которые, накапливаясь, затем скачкообразно обнаруживаются в виде возрастного новообразования. При кризисах, которые значительно короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, развитие принимает бурный, стремительный характер [4]. Нормативные кризисы развития являются наиболее чувствительными к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию определенных качеств личности, в том числе и профессионально важных.

К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформированы определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ Я, готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения [9], [13].

[1] Под профессиональной деформацией пони­маются социально-психологические и психические изменения личности, возникающие в процессе вы­полнения профессиональной деятельности.

[2] Уточним, что такое деление периода зрело­сти на фазы является условным. Эта условность объясняется недостаточной изученностью вопро­са об определении границ обсуждаемого периода и каждой его стадии, а также неоднозначностью в обозначении этих границ различными исследо­вателями.


Далее...