Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Ниже публикуются две рецензии на одно и то же учебное пособие И.А. Зимней. Редколлегия сочла целесообразным опубликовать оба отклика, так как они отражают разные точки зрения на это издание.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НАУЧНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

А.А.РЕАН

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие.

Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.480 с.

Книги по педагогической психологии всегда актуальны и всегда (сколько бы их ни издавалось) найдут свою аудиторию. Есть две области практики, имеющие непосредственную связь с психологией, — это медицина и Образование. При этом позиции психологии в системе образования, пожалуй, более прочны. По существу, современная практическая педагогика не мыслима без психологии. И очень важно, что эта позиция разделяется большинством ученых-педагогов и учителей-практиков.

За последнее время издано немало книг, в том числе учебного характера, по различным вопросам педагогической психологии. Однако рецензируемое учебное пособие — одно из немногих, которое ставит своей задачей не рассмотрение отдельных (пусть и крайне важных) проблем педагогической психологии, а целостное изложение курса педагогической психологии, отражающее современный уровень развития данной науки. Первая глава традиционно посвящена предмету педагогической психологии, ее структуре методам этой дисциплины, а также истории становления педагогической психологии. Во второй главе образование рассматривается как глобальный объект педагогической психологии. Автор акцентирует внимание на таких методологических вопросах, как место и роль образования в современном мире, приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе. При этом в пособии особе место уделяется личностно-деятельностной парадигме в педагогической психологии, делается акцент на взаимосвязи процессов обучения и развития, в связи с чем рассматривается концепция развивающего обучения в отечественной теории и практике образования.

Заявленный автором еще во введении личностно-деятельностный подход как базовая основа изложения курса педагогической психологии последовательно реализуется. Специальная глава книги посвящена педагогу и ученикам как субъектам образовательного процесса.

Именно здесь идет речь о субъектных свойствах педагога, индивидных и личностных качествах в структуре субъекта педагогической деятельности, а также о возрастных характеристиках субъектов учебной деятельности, об индивидных и личностных свойствах школьников и студентов как субъектов учебной деятельности.

В двух следующих главах акцент переносится на категорию “деятельность”. Одна из глав посвящена психологии учебной деятельности, а другая — психологии педагогической деятельности. Оба вопроса рассмотрены фундаментально, полно, основательно и при этом, что немаловажно, вполне доходчиво. Серьезное внимание в этих главах автор уделяет проблеме мотивации деятельности (соответственно — учебной и педагогической). Важно отметить этот момент, учитывая ту роль, которую играют уровень и структура мотивации в обеспечении эффективности учебной деятельности и продуктивности профессионально-педагогической деятельности. Большой практический интерес с точки зрения подготовки будущего специалиста-педагога представляют разделы, посвященные стилю педагогической деятельности и психологическому анализу урока.

В общей психологии пока все еще дискуссионным остается вопрос о соотношении категорий “общение” и “деятельность”. С одной стороны, в отечественной психологии имеется устойчивая традиция (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и многие другие) связывать понятие “общение” с категорией “деятельность”. При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения суть просто специфические формы совместной деятельности людей. С другой стороны, существует иной взгляд (Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков, А.А. Реан) на смысл и содержание категории “общение”, который состоит в утверждении самостоятельности, самоценности общения, несводимости его к деятельности, рассмотрении общения не только в функции средства, но и как цели. Не беремся судить, какую позицию занимает в этой общепсихологической дискуссии автор рецензируемого учебного пособия. Однако в конкретном прикладном аспекте (педагогическая психология, по Л.С. Выготскому, есть особая ветвь прикладной психологии), в аспекте педагогической психологии фактом является выделение в рецензируемом учебном пособии, наряду с “деятельностными” главами, особой отдельной главы, посвященной проблеме общения в образовательном процессе. В этой заключительной главе рассматриваются чрезвычайной важности проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса, вопросы учебно-педагогического сотрудничества. При этом особое внимание уделяется “барьерам” в педагогическом общении, общей характеристике затрудненного общения и описанию основных областей затруднения в педагогическом взаимодействии.

Одним из важных достоинств рецензируемого учебного пособия является его высокая научность. В данном случае мы, конечно, имеем в виду не то, что все, формулируемое в книге в виде выводов, теоретических позиций, интерпретаций, практических рекомендаций, вполне соответствует современным научным данным педагогической психологии. Адекватность излагаемого в любом учебном пособии материала научному знанию в соответствующей области науки является общим правилом для всех настоящих учебников. В рецензируемом же учебном пособии хочется отметить и приветствовать такой уровень научности, который стимулирует творчество читателя, пробуждает желание думать, рассуждать, сопоставлять, а не только запоминать готовые факты или рецепты педагогической деятельности.

К сожалению, этому критерию соответствуют далеко не все выпускаемые в последнее время учебные пособия по психологии и педагогике. Не секрет, что зачастую сами издательства стимулируют авторов к “простоте изложения” (читай — к упрощению). При этом предполагается, что сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос, дискуссионность изложения, постановка проблем — это удел монографий, а не учебных пособий. Мы все-таки полагаем, что критерий научности учебного пособия для высшей школы по своему содержанию вовсе не идентичен критерию научности учебника для средней профессиональной школы. И в этом плане данное учебное пособие соответствует высокому критерию научности учебника, ориентированного на подготовку профессионалов высокой квалификации — компетентных и творческих. Автор рецензируемого учебного пособия не только не боится обращаться к спорным вопросам педагогической психологии, но напротив, последовательно и целенаправленно представляет и анализирует различные, часто противоположные теоретические подходы и концепции. При этом автор не пытается навязать свою точку зрения читателям ни прямо, ни косвенно.

В учебнике анализируются принципы гуманистической “центрированной на мире детства” образовательной парадигмы. Например, приводя результаты имеющегося в психологической литературе сравнительного анализа традиционной и гуманистической (К. Роджерс) парадигм обучения, автор выходит на дискуссионный уровень их научного анализа. При этом отмечается, что рассмотренные принципы гуманистической образовательной парадигмы представляют собой некую идеализированную, пока не вполне реалистическую модель образования. Особо подчеркивается, что “полная педагогическая и родительская ориентация на такую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность “адаптации и последующей интеграции”, по А.В. Петровскому, в референтную для нее группу)” (с. 59). Важно отметить, что данная позиция основана не только на убеждении (чего для науки недостаточно), но и на имеющихся в современной возрастной и педагогической психологии (как отечественной, так и зарубежной) фактах, результатах исследований психологии социализации, воспитания и развития личности.

В учебном пособии приводится достаточно много результатов и выводов экспериментальных исследований из области педагогической психологии. Такой подход создает у студентов адекватное представление о современной педагогической психологии. Читая книгу, изучая различные конкретные разделы и проблемы педагогической психологии, представленные в ней, читатель попутно все больше убеждается, что это не описательная дисциплина, а важная теоретико-экспериментальная область научной психологии, имеющая достаточно строгие собственные законы и закономерности, которые необходимо знать и учитывать.

Следует заметить, что в рецензируемом учебном пособии наряду с результатами исследований, являющихся, по существу, классическими, представлено много новейших научных данных из области педагогической психологии. При этом в пособии не только используются данные монографических исследований, но и описываются и анализируются некоторые важные результаты диссертационных исследований (и даются ссылки на авторефераты диссертаций), а также научные результаты, представленные в журнальных статьях (“Вопросы психологии”, “Педагогика” и др.). Возможно, кто-то в этом и увидит отступление от канонов написания учебников, усмотрит смешение научного и учебного жанров. Мы же, в связи со всем сказанным выше о критерии научности учебного пособия для высшей школы, считаем это дополнительным плюсом и особым достижением рецензируемого учебного пособия.


Далее...