Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ: COBPЕMEHHОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ*

Т.А. СТРОГАНОВА, Е.В. ОРЕХОВА

Психофизиология индивидуальных различий у детей первого года жизни, роль генотипа и среды в фенотипической дисперсии психофизиологических признаков являются новыми темами в психобиологии развития. Работы, посвященные этим проблемам психофизиологической индивидуальности младенцев, появились только в 80-х гг., а вопрос о природе индивидуальных вариаций психофизиологических характеристик только начал ставиться [30]. Пока те результаты, которые появляются в печати, крайне малочисленны и фрагментарны, но тем ни менее они дают возможность проследить основные перспективные направления исследований в этой области.

Непосредственным импульсом к изучению индивидуальных вариаций в психофизиологических характеристиках детей раннего возраста стали успехи, достигнутые в смежной области исследований — психобиологии развития (соотношение развития мозга и поведения в раннем онтогенезе человека). Не ставя перед собой цели обзора результатов этих исследований, мы хотели бы выделить те основные их моменты, которые задают ракурсы анализа проблемы психофизиологии индивидуальных различий.

ПСИХОБИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Историческая ирония видится в том, что при огромном интересе к физиологическим основам индивидуальных психологических различий человека (достаточно вспомнить исследования темперамента [26]) исследования психофизиологической индивидуальности младенцев были не нужны психологии развития. Хорошо известно, что ранний период постнатального онтогенеза отличается фантастическими темпами созревания нейронной организации практически всех структур мозга [49], [29] и столь же стремительной онтогенетической динамикой характеристик, описывающих его функциональную активность, будь то показатели метаболизма глюкозы в структурах мозга [7] или параметры суммарной электрической активности мозга и вызванных потенциалов [58]. Тем более удивительным представляется тот факт, что до последнего времени фактор созревания мозга не рассматривался как необходимый теоретический конструкт фактически ни в одной из теорий психического развития младенцев [54]. Фундаментальные нейропсихологические идеи об уровневом иерархическом строении психологической функции, индивидуальной специфике мозговой организации как одном из непременных источников психологической индивидуальности игнорировались теоретиками психического развития. В этой ситуации исследование индивидуальных вариаций психофизиологических характеристик оказалось бы фактически бессмысленным.

Положение существенным образом изменилось за последние 10 лет. Прогресс в нейрофизиологических исследованиях развития мозга и поведения животных [61], [32], [34] предопределил необходимость пересмотра взглядов на две основные парадигмы психологии развития: соотношение природы и среды в развитии (nature vs nurture) и созревания мозга (биологических факторов) как неких исходных условий (constraints) психического развития, которые не имеют прямого отношения к его источникам и механизмам.

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 96-06-80283.


Далее...