Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

Штрихи к портрету В.С. Мерлина

Е.А. Климов

Вольф Соломонович Мерлин оставил яркий след в истории отечественной психологической науки. В дни, когда отмечается 100 лет со дня его рождения, хочется воздать должное не только научным достижениям ученого, но и его личности.

Научный замысел В.С.Мерлина, к реализации которого он стремился в течение ряда десятилетий, состоял в том, чтобы, опираясь и на теоретические, и на эмпирические (и прежде всего экспериментальные) основания, преодолеть «клочковатость» важнейшего, центрального для нашей науки раздела — психологии личности. Над. этой задачей он работал до самых последних дней жизни.

В общей сложности В.С.Мерлин опубликовал свыше 250 работ. Однако далеко не все его замыслы нашли в них свое воплощение. Только ученики В.С.Мерлина и те, кто общался с ним, знают о лавине идей, профессионально-психологических ценностных ориентации, вариантов образа мыслей и личностных отношений, которые живут в людях, непосредственно окружавших его.

В.С.Мерлин был прекрасным педагогом/Он много сил и времени отдавал студентам, умел видеть в каждом нечто особенное и именно положительное. Найдя нечто ценное в студенте, услышав от него хоть что-нибудь произведенное усилием мысли, дотошный вопрос или дельное возражение, а тем более заметив что-либо самостоятельно найденное в эмпирическом поиске, Вольф Соломонович буквально расплывался в радостной улыбке, сопровождая ее характерным для этих случаев жестом потирания затылка, и обязательно обращал на это внимание группы. Будучи очень строгим, даже жестковатым в деловом общении, он в то же время исповедовал принцип «воспитывать на положительном» (положительном переживании от малейших продвижений в деле). Тенденции критиканства и «ниспровергательства» на семинарах и совещаниях, консультациях он терпеливо преодолевал. Сознательная стратегия «воспитывать на положительном» приводила к тому, что студенты на семинарах увереннее обосновывали свою позицию, четче отстаивали те или иные взгляды.

Временами резкий в общении (терпеть не мог, например, научного суесловия, пустого производства слов из слов), Вольф Соломонович был удивительно терпим к иному образу профессионально-психологической мысли, в том числе и к несогласию с ним самим.

В.С.Мерлин был способен очень многое лично привнести в работу своего ученика,буквально:отредактировать курсовую, дипломную работу, не говоря уже о диссертациях, авторефератах, рукописях статей. Он мог не один раз прочитывать наши студенческие работы, поправлять, наставлять, снова читать. Я одно время думал, что это так и «заведено» в науке, поскольку долгое время В.С.Мерлин был единственным крупным психологом, с которым мне довелось непосредственно взаимодействовать. При этом он не присоединял свою фамилию в качестве соавтора даже тогда, когда изрядная часть усилий по проведению исследования и подготовке материала к печати была приложена именно им, а не его оперяющимся учеником.

В.С.Мерлин культивировал самостоятельность и смелость мысли, а также полемический дух у своих учеников и сам был увлекающимся полемистом, но со своеобразным полезным ограничением: «Вам не нравится теория "эгоцентрической" речи Ж.Пиаже? Пожалуйста, критикуйте, но либо предложите свою, либо присоединитесь к позиции Л.С.Выготского. И уж во всяком случае проведите свои опыты, подтверждающие ваш взгляд на вещи».

Еще штрих, характеризующий внимание В.С.Мерлина к «подрастающим психологам». Его письменные отзывы даже на курсовые работы студента были четко индивидуализированы и несли на себе отпечаток его творческой личности. Он иной раз, благодаря своей проницательности, хвалил автора за то, что тот сам едва ли выделял.

Научный интерес к проблематике личности, индивидуальности был у B.C. Мерлина очень органично связан с его главной практической работой — подготовкой кадров психологов; он выражался в особом внимании к специфике «вот этого» человека. Излишне говорить, что его всегда основательные, сопровождавшиеся демонстрационными экспериментами и другими наглядными средствами лекции по общей психологии — по проблематике ощущений, восприятия, мышления, памяти и т.д. — были буквально пропитаны идеями «личностного подхода». Такой подход к студентам выражался, в частности, в том, что он, компенсируя недостатки учебного плана, давал студентам очень тонко и дальновидно продуманные индивидуальные задания и, будучи человеком разносторонне осведомленным в науке, вовсе не принуждал никого идти в кильватере своих главных научных интересов.

После всего сказанного не удивительно, что вокруг В.С.Мерлина всегда было много хороших учеников. Он является основоположником оригинальной и большой школы психологов, которая продолжает жить и развиваться.

В.С.Мерлин не раз подчеркивал, что свою научную «родословную» он ведет по линии «А.Ф.Лазурский — М.Я.Басов», и требовал от себя и от своих учеников эмпирического обоснования понятийных конструкций.

Если мы посмотрим на работы самого В.С.Мерлина и работы его последователей, то на первый взгляд они могут показаться собранием «тысячи частностей», притом разнородных: корреляции психофизиологических показателей. социально-психологических, дифференциально-психологических, из области психологии труда, спорта или учения, игры, а, случается, чуть ли не из чистой физиологии и даже биохимии. Но нам должно быть совершенно ясно, что уходы в частности, в детали, в разные области психологии и даже смежных наук, отходы от практики и другие кажущиеся эффекты объединены дальновидной стратегией В.С.Мерлина, нацеленной на то, чтобы внести некоторое единое общее понимание в проблему индивидуальности человека.

Одна из существенных особенностей научной школы В.С.Мерлина (как бы ее ни называли: «уральской», «пермской», «казанской», «казанско-пермской») — практическая ориентированность исследований (в перспективе) при весьма высоком их теоретическом уровне. Понятие индивидуальности, одно из центральных для данной школы, служит, в частности, существенным условием, средством, позволяющим психологу, педагогу, руководителю, пропагандисту дойти до каждого человека, являющегося предметом изучения, формирования, воспитания. «Доходить до каждого» — одно из важнейших требований в воспитательной и учебной работе всех уровней, но оно может оказаться декларативным, если индивидуальность как психическая реальность не будет исследоваться всесторонне, основательно и систематически.

Индивидуальность понимается В.С.Мерлиным не как особая группа свойств человека, противопоставленных типичным, в частности социально типичным, его свойствам, а как особая функциональная констелляция тех же самых свойств, которые в иных связях образуют и свойства типичные, социально типичные. Это положение позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании личности, который отнюдь не предполагает преодоления индивидуального своеобразия человека.

Следует, правда, признать, что при недостаточной разработке проблемы индивидуальности и низком уровне педагогической и социально-управленческой техники не исключены такие ходы в воспитательной работе, когда воспитание может стихийно мыслиться как некая подгонка разных людей под единый «наилучший» образец. Концепция В.С.Мерлина ценна и тем, что она теоретически (на уровне конкретной науки) преодолевает отмеченное выше противоречие и позволяет строить воспитание, которое характеризуется, в частности, бережным отношением к своеобразию личности в каждом случае. Индивидуальное своеобразие — одно из условий кооперации людей, а значит, и существования подлинного коллектива. Общество одинаковых людей — не идеал, а нонсенс.

В.С.Мерлин ввел в психологическую науку оригинальный теоретический объект — интегральную индивидуальность. Вопросы индивидуальности человека он рассматривал начиная с биохимического уровня (это целесообразно с точки зрения логики фундаментального исследования и также важно для ясного понимания места обсуждаемой проблемы в системе современного научного знания) и кончая уровнем личности и коллектива. На промежуточных уровнях анализировались, в частности, проблемы нейроди-намики и психодинамики.

Поставив весьма интересный и новый вопрос о метаиндивидуальности и интраиндивидуальности (имеется в виду, в частности, та неповторимая социальная ситуация, которая складывается вокруг каждого человека в контактной группе благодаря его личным качествам), В.С.Мерлин занялся изучением онтогенеза индивидуальности, индивидуального стиля деятельности (в частности, учебной, учебно-производственной и трудовой), индивидуального стиля общения, а также социально-психологических предпосылок индивидуального стиля деятельности человека. Стиль он понимал как нечто, создающее систему из разноуровневых свойств индивидуальности. Применительно к разным уровням индивидуальности стиль приобретает различный «облик», но в любом случае он выполняет функцию опосредующего звена в связях разноуровневых свойств человека.

Оригинальная и продуктивная трактовка индивидуального стиля деятельности позволяет глубже понять, как человек, воздействуя в процессе труда на внешний мир, изменяет свою собственную природу. Казалось бы, в этом обстоятельстве можно увидеть непосредственную реакцию человека на новые требования среды, но тогда остается за бортом идея о существенной роли внутренних условий деятельности и развития личности. В соответствии с трактовкой В.С.Мерлина, именно благодаря индивидуальному стилю деятельности изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же. Такой подход позволяет понять, почему, например, может сравнительно быстро возникнуть картина поведения и деятельности, которая как будто не согласуется с присущими данному человеку свойствами типа нервной системы и темперамента.

В.С.Мерлин ставил своей задачей с достаточным основанием и логически связно упорядочить научные сведения о самых разных уровнях индивидуального своеобразия человека — в контексте проблемы интегральной индивидуальности. В качестве эвристического средства для анализа большой системы интегральной индивидуальности, складывающейся из свойств очень разных уровней, В.С.Мерлин использовал математическую идею разнообразия связей между явлениями (связей много-многозначных, много-однозначных, одно-многозначных, взаимно-однозначных). Основываясь на этой идее, он обсуждал вопрос о двух разновидностях детерминации изучаемых явлений: «каузальной» и «телеологической». В.С.Мерлин использовал словосочетание «телеологическая детерминация» для обозначения зависимости явлений, характеризующих индивидуальность, от заданной человеку цели.

 Позиция В.С.Мерлина является хорошей основой для педагогического оптимизма в условиях, когда нельзя игнорировать роль фактора наследственности в развитии личности. Он убедительно показал, что осуществление и развитие социально типичного в человеке, в личности невозможно иначе, чем через посредство той реальности, которую он обозначал как «интегральная индивидуальная», ибо это и есть реальная форма существования человека, характеризующаяся одновременно признаками разных уровней, начиная от «химии» и кончая «социумом».

 Развивавшиеся В.С.Мерлиным идеи входят в состав психологического обоснования практической работы по формированию активной позиции личности подрастающего человека, оптимизации взаимоотношений людей.

Поступила в редакцию 9.ХП 1997 г.


Далее...