Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

В.С. МЕРЛИН: УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ
(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Б.А. ВЯТКИН, Е.А.СИЛИНA


В.С. Мерлин. 1960-е гг.
Фотография из архива Е.А. Климова

Вольф Соломонович Мерлин — доктор психологических наук, профессор, видный ученый, один из основоположников отечественной психологической науки родился 22 января 1898 г. в Могилеве в семье учителя. После окончания в 1918 году гимназии работал инструктором по внешкольному образованию.

В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования, который окончил по педагогическому факультету. В 1923— 1924 гг. В.С.Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде. В 1924—1925 гг. он — научный сотрудник, занимающийся изучением педагогической работы со взрослыми при Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял профессор М.Я. Басов, учеником которого Вольф Соломонович считал себя всю жизнь.

Встреча с М.Я. Басовым для B.C. Мерлина стала определяющей в дальнейшей судьбе: под руководством М.Я. Басова он выполнил свои первые научные изыскания, под его редакцией увидели свет первые публикации В.С.Мерлина (1925 и 1930 гг.). Возможно, благодаря содействию М.Я. Басова В.С.Мерлин в 1924 г. стал ассистентом, а затем с 1929 г. доцентом кафедры психологии Петроградского педагогического института.

Одновременно В.С.Мерлин являлся научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики, в 1930—1931 гг. там же руководил научной группой, которая занималась вопросами изучения мировоззрения ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса.

После печально известного Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов» имя М.Я.Басова нигде не упоминалось. В.С.Мерлин неоднократно предпринимал попытки переиздать труды своего учителя, но это ему удалось сделать лишь в 1975 г. Несмотря на это, вся дальнейшая научная деятельность В.С.Мерлина является доказательством того, что он стал преемником идей М.Я.Басова, их творческим исполнителем. Он как бы достраивал здание, заложенное учителем.

Союз единомышленников прервала смерть М.Я.Басова в 1931 г.; В.С.Мерлин оказался в Саратове, где с 1932 по 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую деятельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической наукой в России, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф.Лазурского и М.Я.Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей школы В.С.Мерлина, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.

С 1938 по 1948 г. В.С.Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Великая Отечественная война потребовала от ученого приложения всех сил, знаний и опыта. Вольф Соломонович одновременно с педагогической работой в институте становится в 1942 г. научным консультантом в клинике института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске. Он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранения ослепших бойцов. Позднее это направление нашло блестящее отражение в монографии «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1967) (в главе «Психологические конфликты») — уникальной в своем роде работе, где теоретическое понимание личности реализуется в практической помощи человеку.

С 1948 по 1954 г. В.С.Мерлин работал в Казанском университете, готовил к защите докторскую диссертацию на тему «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 г.). Здесь стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности. В.С.Мерлин не раз отмечал, что в то время невозможно было не заинтересоваться трудовой деятельностью человека, так как в стране развернулось массовое движение стахановцев, многостаночников. Исследования того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В то время под его руководством была выполнена кандидатская диссертация Е.А.Климова, давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности.

В центре научных интересов В.С.Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Одно из важнейших теоретических построений В.С.Мерлина — концепция личности — теснейшим образом связано с теорией личности А.Ф.Лазурского. В.С.Мерлин справедливо отмечал, что впервые понятие отношений личности было введено А.Ф.Лазурским (1916, 1922). Отношения личности А.Ф.Лазурский отличает от чисто случайных, временных, изменчивых отношений, определяя их как стойкие, привычные, хорошо укоренившиеся. В концепции В.С.Мерлина это один из важнейших признаков свойств личности.

Прогрессивная сторона концепции А.Ф.Лазурского, по мнению В.С.Мерлина, заключается также в том, что, вводя понятие отношений личности, он впервые в истории психологии подошел к характеристике личности с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью. Это еще один признак личности в концепции В.С.Мерлина. По своему содержанию отношения личности выражают ее направленность: А.Ф.Лазурский впервые показал, что в чертах характера проявляется направленность личности. Аналогичная мысль содержится в описании структуры личности В.С.Мерлиным: «Каждое свойство личности одновременно является выражением направленности и характера, и способностей, оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков».

В 1954 г. он переехал в Пермь, где до своей смерти в апреле 1982 г. заведовал кафедрой психологии Пермского государственного педагогического института. Основные положения теории личности были изложены В.С.Мерлиным в «Очерке психологии личности» (1959).

Эта книга была высоко оценена психологической общественностью. Автор не только поставил вопрос об уникальности, неповторимости каждой личности, но и показал истоки этой уникальности, представил оригинальную позицию в понимании структуры личности, взаимосвязи и влиянии ее отдельных компонентов. Позднее, в 1968— 1970 гг. В.С.Мерлин опубликовал «Проблемы экспериментальной психологии личности», «Лекции по психологии мотивов человека», в которых отразились современное состояние и исследования отечественной и зарубежной психологии того времени и развитие автором теоретико-экспериментальных работ по личностной проблематике.

Другое направление исследовательской деятельности В.С.Мерлина и его сотрудников — дифференциальная психофизиология — развивалось одновременно с исследованиями школы Б.М.Теплова.

Работы по темпераменту, писал в 1967 г. В.С.Мерлин, были логическим развитием его предшествующего исследования зависимости волевого акта от структуры условно-рефлекторных связей, начатого еще в лаборатории М.Я.Басова в 1929 г.: «Развивая мысли своего учителя, я на основе экспериментальных фактов пришел к выводу, что связь между нервно-физиологическими процессами имеет многозначный характер» (Материалы к совещанию, посвященному 50-летию советской психологии на Урале. Пермь, 1967). Руководствуясь этим общим принципом, в своих исследованиях по темпераменту В.С.Мерлин также стремился раскрыть многозначную зависимость между общим типом нервной системы и темпераментом. Принцип многозначной связи между типом нервной системы и типом темперамента привел его к утверждению о специфичности психологических закономерностей темперамента.

В отличие от «аналитического» направления исследований, свойственного школе Б.М.Теплова («от свойств к типам»), B.C. Мерлин подвергал анализу не отдельные свойства, а определенные симптомокомплексы. Такое направление определило содержание его последующих работ: оно позволило существенно продвинуться в разработке собственно типологической проблематики. Поэтому наибольшие успехи этим коллективом были достигнуты именно в изучении психологических характеристик темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы, а затем и в выделении устойчивых типов темперамента.

В 1964 г. в издательстве «Просвещение» вышел фундаментальный труд В.С.Мерлина «Очерк теории темперамента», который подвел итог большого периода исследований автора, его учеников и сотрудников и по сей день является учебником по проблемам темперамента. Во второе издание, появившееся в 1973 г., вошли главы, написанные учениками и сотрудниками В.С.Мерлина, посвященные возрастному развитию темперамента, взаимосвязи темперамента и способностей, темперамента и различных видов деятельности.

Поскольку в отечественной науке школой Б.М.Теплова осуществлялось систематическое и наиболее глубокое изучение свойств нервной системы человека, коллектив, руководимый B.C. Мерлиным, мог сконцентрировать свои усилия на работе по определению психологических переменных, детерминируемых этими параметрами. Используя в дальнейшем принципы системного анализа в изучении различных уровней организации человека (нейродинамического, психодинамического и собственно личностного) и взаимосвязей между ними, В.С.Мерлин наметил основы теории интегральной индивидуальности, являющейся логическим продолжением всего направления его научной деятельности.

Наиболее благоприятными для В.С.Мерлина можно считать 70-е гг. Наконец-то его давний интерес к личности как к целостной системе совпал с возрастающим общественным интересом к человеческому фактору, дискуссией психологического сообщества о структуре личности и все более широким применением системного подхода. Образно выражаясь, системный подход как инструмент пришелся мастеру по руке, только его ему и не хватало. Система взглядов В.С.Мерлина довольно быстро выстроилась в стройную концепцию, лаконичную и красивую.

Именно в конце 70-х — начале 80-х гг. начинается новый этап в научном творчестве В.С.Мерлина и его учеников, который связан с изучением не отдельных свойств человека, а его целостной индивидуальной характеристики — интегральной индивидуальности. Возник новый системный междисциплинарный подход к изучению человека и психолого-педагогическому обеспечению его развития в активной деятельности, направленной на самостоятельный активный выбор действий, который определяется не только объективными требованиями и задачами, но и сложившимися ранее индивидуальными особенностями человека. Использование системного подхода, принципа значности привело к появлению исследований разноуровневых свойств и взаимосвязей, онтогенетического их развития, влияния на опосредующие звенья в многоуровневой иерархии индивидуальности. Первые аспиранты В.С.Мерлина защитили докторские диссертации (Е.А.Климов, Б.А.Вят-кин, В.В.Белоус).

В.С.Мерлин был не только выдающимся ученым-теоретиком, но и заботливым учителем и педагогом-новатором. Он придавал большое значение учебно-методическим вопросам преподавания психологии, внедрял новые методы и формы обучения студентов, направленные на совершенствование психологической подготовки будущего учителя. Так, под редакцией В.С.Мерлина был выпущен сборник «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей», им написаны главы «Темперамент» и «Характер» в двух первых изданиях учебника «Общая психология» под редакцией А.В.Петровского, создан первый «Сборник задач по общей психологии» (М.: Просвещение, 1974).

Активна и разнообразна общественная деятельность В.С.Мерлина. С 1958 г. он возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с 1959 по 1982 г. являлся членом Центрального Совета Общества психологов, в 1965 г. — членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 г. — членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР.

В.С.Мерлин был инициатором и организатором проведения в Перми многих научных форумов: Всесоюзного симпозиума по психологии личности, посвященного 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970), Всесоюзного семинара-совещания по возрастной и педагогической психологии (1973), Всесоюзных симпозиумов «Проблемы дифференциальной психофизиологии и ее генетические аспекты» (1975), «Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека» (1982). При его активном участии в Перми проведено три Всесоюзных симпозиума «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977 гг.).

Энциклопедически образованный ученый, теоретик и экспериментатор, чувствующий потребности общественной практики и в меру сил стремящийся разрешить их, В.С.Мерлин обладал многими удивительными чертами. Это и огромная работоспособность, и высочайшая требовательность к себе в научной, учебной, пропагандистской, словом, в любой работе, и бережное отношение к ученикам, их мнениям. Внимательное и доброе отношение к ученикам и сотрудникам при очень высокой требовательности, демократичная обстановка научных дискуссий — вот те условия, которые создали своеобразную научную психологическую школу В.С.Мерлина.


Далее...