Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЫДЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

И.В. КРЯЖ

В последние годы психологами активно разрабатывается эколого-психологическая проблематика. Особое место занимают исследования экологического сознания как "совокупности экологических представлений, существующего отношения к природе, соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней" [1; 12]. В относящихся сюда работах акцент делается преимущественно на изучении психологических особенностей восприятия как природы в целом, так и отдельных "природных объектов" ([2], [5], [9] и др.).

Вместе с тем индивидуальные экологические представления формируются в соответствии с опытом взаимодействия с природным окружением, опыт же отдельного индивида определяется особенностями отношений социума с природой. Эти особенности находят свое отражение в обыденных экологических представлениях, которые, в свою очередь, опосредствуют выбор конкретных форм поведения в экологически значимых ситуациях.

Отношение к природе проявляется в том, какой смысл имеют для человека совершаемые им экологически значимые действия (под последними понимаются действия, выполнение которых может более или менее непосредственно сказываться на природном окружении). Смысл же таких действий раскрывается в представлениях об их мотивационной основе.

Целью нашей работы являлось изучение обыденных представлений о мотивах экологически значимых действий. Исследование проводилось в рамках психосемантического подхода, позволяющего эксплицировать категориальные структуры обыденного сознания, опосредствующие восприятие и осознание субъектами различных содержательных сфер деятельности [6]. Был применен достаточно апробированный метод психосемантического исследования мотивации, основу которого составляет косвенное субъективное шкалирование [3], [7]. Рассматривая обыденные экологические представления как системное многоуровневое образование, мы поставили задачу проведения сравнительного анализа категориальной организации представлений, функционирующих на разных уровнях рефлексии.

Исследование проводилось в 1993-1994 гг. и осуществлялось в два этапа. На подготовительном этапе были привлечены 28 учителей - слушателей спецфакультета практической психологии Харьковского университета (возраст от 24 до 42 лет) и 26 студентов отделения экологии ХГУ (21-24 года). Из них 24 слушателя (первая группа) и 16 студентов-экологов (вторая группа) участвовали и в основном этапе исследования. Также на основном этапе в исследовании приняли участие 16 студентов физического факультета ХГУ в возрасте 19-22 лет (третья группа). Состав экспериментальных групп был обусловлен проблемами экологического обучения и воспитания, остановиться на которых не позволяет объем данной статьи.

На предварительном этапе участниками исследования последовательно описывалось 29 поступков, совершаемых взрослым человеком, и предлагалось назвать все возможные мотивы для каждого из них. Поступки варьировали от внешне простых и незначительных до более сложных, связанных с ценностными ориентациями личности (провел время в парке - отправился разнорабочим в геологическую экспедицию), от вызывающих однозначную оценку отношения к природе (регулярно браконьерствует, вступил в дружину охраны природы) до неоднозначных (поймал ежа в лесу, отправился в заповедник). Помимо действий, входящих в область взаимоотношений с природным окружением, в списке были представлены поступки, связанные преимущественно с социальной и духовной сферами (крестился в церкви, выдвинул свою кандидатуру на выборах в местные органы власти и др.). Полученные ответы обобщались и унифицировались с привлечением экспертной оценки, после чего отбирались наиболее часто упоминаемые мотивы. Окончательный перечень содержал описание 45 мотивов.

На основном этапе исследования испытуемым предлагалось, используя 6-балльную шкалу (от 0 до 5), оценить для каждого из предложенных суждений вероятность того, что оно описывает мотив того или иного поступка. По результатам субъективного шкалирования были построены матрицы усредненных данных для групп учителей, студентов-экологов и студентов-физиков. Данные, полученные на подготовительном этапе в первых двух группах, также были сведены в матрицы частот соответствия мотивов анализируемым поступкам. Сравнение наиболее употребимых на подготовительном этапе мотивов с мотивами, получившими самые высокие среднегрупповые баллы на основном этапе исследования, выявило заметные расхождения в оценке ряда поступков.

В целом для обеих групп можно отметить, что в процессе субъективного шкалирования происходило расширение смыслового поля поступков и смещение акцентов в сторону социально значимых и одобряемых мотивов. Следует подчеркнуть, что на подготовительном этапе большинство респондентов в обеих группах называли три-четыре мотива для каждого поступка, реализуя свой творческий потенциал в основном при перечислении практических смыслов обсуждаемых действий: поехал в лес, чтобы собрать грибы, ягоды, травы; поймал ежа, чтобы изготовить намордник для теленка; вступил в партию "зеленых", чтобы сделать карьеру и т.п. При работе с предложенным перечнем мотивов основная роль начинает отводиться таким побуждениям, как "любовь к животным", "желание знать и понимать животных", "потребность в общении с другим живым существом", "тревога о будущем", "экологическая озабоченность" и т.п.


Далее...