Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ВОСПРИЯТИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Г.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Современная психология подчеркивает существенную роль гуманитарного образования, в котором важное место принадлежит литературе и особенно поэзии в развитии личности подростка.

В "Психологии искусства" Л.С.Выготским показано, что психологический эффект восприятия литературного произведения конституирован в его форме. Позднее М.М.Бахтин ввел понятие внутренней, архитектонической формы - динамического образования, возникающего в процессе полноценного восприятия стихотворения и активно опосредующего процесс коммуникации поэта и читателя.

Поэзия, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, играет важную роль в развитии личности подростка. Поэзия становится одним из культурных средств, при помощи которого подростки выражают свои переживания. Интерес подростков к форме поэтического произведения обусловлен активным поиском средств самовыражения, индивидуализации, связанным в этом возрасте с контекстом интимно-личностного общения.

Предметом нашего исследования являются особенности структуры и развития восприятия отдельных аспектов формы поэтического текста в подростковом и юношеском возрасте. Его общая цель - выявить возрастно-психологические изменения восприятия поэтической формы и поэтического стиля в связи с развитием личности подростка. Гипотеза заключается в том, что динамика восприятия поэзии проявляется в переходе от ориентации в подростковом возрасте на внешнюю композиционную форму к опоре на архитектоническую смысловую форму в юношеском возрасте.

В психологической литературе развитие восприятия поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте рассматривается в контексте изучения детской или подростковой одаренности и эстетического развития. Выделяемые исследователями показатели развития эстетического восприятия можно разделить на три группы.

1. Социологические - показатели литературного вкуса. Здесь обычно выясняются любимые поэты и поэтические произведения, мотивы их предпочтения.

2. Педагогические - это средние оценки по литературе, экспертные оценки сочинения по картине, по поводу музыкального или литературного произведения.

3. Психологические - различные факторы запоминания, понимания, эмоционального акцентирования деталей поэтического текста.

Однако при этом остаются невыясненными основные факторы эстетического развития личности подростка, в частности динамика восприятия поэтической формы. C целью выяснения этого нами был проведен эксперимент.

Задачи эксперимента. 1. Описать особенности восприятия поэтических текстов в подростковом возрасте. 2. Выделить при помощи специального экспериментального приема психологические составляющие художественного впечатления, создаваемые структурами поэтического текста, и изучить их роль в процессе его восприятия подростками. 3. Исследовать способность подростков дифференцировать различные метрические формы в поэзии: трехдольник, четырехдольник (четырехстопный ямб или хорей), пятидольник (народный стих) и шестидольник (шестистопный ямб или хорей).


Далее...