(ОБЗОР
АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ)
Николай Александрович
Рыбников - одна из заметнейших, но несправедливо
забытых фигур в нашей науке. Николаю Александровичу некогда было заботиться о
своей известности - он работал. Ему надо было успеть собрать все, что где-либо
делалось по интересующим его проблемам - а интересовало его многое, - собрать,
не упустить, опубликовать, да прежде еще разобраться во всем этом, чтобы не
рекомендовать людям незрелые выводы и недостаточно обоснованные методики. Во
всех его работах поражает нацеленность на помощь - родителям в воспитании
детей, подросткам в выборе призвания, учителям в борьбе с неуспеваемостью,
учащимся в учении, исследователям в выборе предмета и методов и т.д.
Рассказывая о путях своей
подготовки к научной работе, Николай Александрович Рыбников указывает на одно
чрезвычайно важное обстоятельство - "нетипичность
опыта". И действительно, Николай Александрович, например, учился только в
начальной школе; курс средней школы он постигал самостоятельно, в порядке
самообразования, сдав экзамены экстерном. С психологией Николай Александрович
познакомился вообще только на 27-м году жизни. Психология, как отмечает Николай
Александрович, отсутствовала в программах государственных экзаменов
как в школе, так и в университете. "...С четырнадцати
лет мне пришлось прервать учебу в школе и на целые десять лет уйти в
практическую жизнь, работать в качестве торгового служащего, бухгалтера,
отбывать воинскую повинность – деятельность, мало отвечающая задачам подготовки
научного работника в области психологии", - вспоминал Николай
Александрович (неопубликованная рукопись "Из рода в род. История
семьи Рыбниковых за двухсотлетний период ее существования". ОР РГБ ф. 367,
к. 4, ед. хр. 2).
Лишь в
Преподаватели факультета
давали, по свидетельству Н.А.Рыбникова, "блестящие психологические
характеристики исторических личностей", - что и стало основным интересом
для Николая Александровича в изучении истории и немало способствовало углублению
интереса к психологии. Тогда еще в университете не было психологического
отделения, психология даже не входила в программу государственных экзаменов.
История преподавания
психологии в Московском университете представляет
97
отдельный интерес. В
В
В университет были
приглашены сергиев-посадские профессора, которые и
развернули изучение психологии. Однако были и светские преподаватели.
Н.А.Рыбников, в частности, высоко оценивал деятельность профессора
М.М.Троицкого, который читал психологию 25 лет. После него работали его
ученики, включившие в программу даже экспериментальные практические занятия.
Интерес Н.А.Рыбникова к
психологии получил реализацию лишь на третьем году пребывания в университете,
т.е. когда в Москву из Киева перевелся Г.И.Челпанов (
Поступив в семинар Г.И.Челпанова и начав работать в созданной им
психологической лаборатории, Николай Александрович целиком ушел в изучение
психологии под руководством прекрасного педагога и талантливого организатора,
каким был Г.И.Челпанов.
Тем временем на факультете
открылось философское отделение, но психология опять не вошла в программу
государственных экзаменов. Только в магистерские экзамены было введено
несколько тем по истории психологии, например "Учение о душе у Платона и
Аристотеля". "Современная научная психология полностью отсутствовала",
- отмечает Н.А.Рыбников.
Специфика филологического
факультета требовала отдавать много времени древним языкам - например, древних
философов надо было уметь читать в подлиннике. Это затягивало подготовку
магистерских экзаменов. Но не только это. Поскольку работа в Психологическом
Институте не оплачивалась, стипендии Н.А.Рыбников тоже не получал, ему
приходилось искать работу на стороне. Короче говоря, университетский курс
растянулся для него на целых 12 лет. Только к 37 годам удалось закончить сдачу
магистерских экзаменов.
Однако эти годы не прошли
даром для Николая Александровича. Исполняя с
98
Убедившись в том, что молодежи необходима помощь в
выборе жизненного пути, Николай Александрович организовал в Педагогическом
музее Учительского дома (в
Параллельно с этим
углублялось изучение детской и педагогической психологии. Н.А.Рыбников начал
собирать материалы о развитии детей, родительские записи, дневники и в
относительно короткое время собрал обширный архив, включающий наблюдение за
собственными детьми.
Поступив в университет в
В
Начиная с
Так, в № 108 за
В аналогичном стиле написана
рецензия на книгу Ф.Е.Рыбакова "Внимание при умственной работе у студентов
и слушательниц курсов" (М., 1911). Приведена обширная литературная база,
читатель легко и непринужденно вводится в проблему. Детальное и точное
рассмотрение методики, обнаруживающее несовершенство как количественного, так и
качественного анализа результатов, доказывает сомнительность выводов автора.
В том же
99
В
В журнале "Для
народного учителя" Н.А.Рыбников регулярно публикует рецензии, обзоры,
рефераты в помощь учителям. Так, он рекомендует учителям
книгу Э.Клапареда "Психология ребенка и
экспериментальная педагогика", У.Джемса "Беседы с учителями о
психологии", В.Прейера "Душа ребенка",
сборник под редакцией В.П.Кащенко "Дефективные дети и школа", сборник
под редакцией И.М.Соловьева "Дитя в его жизни и творчестве", обзор
работ, посвященных исследованию идеалов городских и деревенских детей школьного
возраста.
Публикуя рецензию на книгу В.К.Фармаковского "Педагогическая мнемоника",
представляющую собой популярное изложение книги Э.Меймана,
Н.А.Рыбников добавляет к ней серьезный аналитико-информационный обзор работ по
психологии памяти.
В журнале
"Педагогическое обозрение" (1912. № 8) Н.А.Рыбников помещает
аннотацию своего доклада, прочитанного в Московском педагогическом кружке, где
осветил тяжелое положение с умственным развитием детей, поступающих в
московские городские школы. В
В это время начинается и
публикация собственных научных исследований Николая Александровича. В журнале
"Для народного учителя" (1913. № 6) появилась большая статья
"Идеалы деревенских школьников". В этой работе изучалось, кто из
известных детям людей - к ним относились близкие люди, общественные деятели,
литературные герои, персонажи религиозной истории - более других привлекает
деревенских школьников и выбирается ими как образец для подражания.
Опрашивались дети 8-14 лет.
Результаты обследования показали, что сначала дети выбирают "более
близкие" идеалы - семью, родственников, знакомых. С возрастом ребенок
начинает более критично относиться к окружающим, реже выбирает их в качестве
идеала. Появляются в этом качестве общественные деятели, писатели, литературные
герои. Любопытно, что у девочек "местные" идеалы исчезают гораздо
медленнее, чем у мальчиков; девочки также чаще выбирают религиозные идеалы.
Девочки больше мальчиков тяготеют к материальным благам, обосновывая ими свой
выбор; правда, с годами высокая оценка богатства уменьшается как у мальчиков,
так и у девочек.
В работе сделан анализ
мотивации выбора, приведены примеры, характеристики отдельных детей, помещена
даже фотография группы детей, о которых идет речь. В заключение сделан
педагогический вывод: "Школа должна привести ребенка в общение с великими
душами, примером которых мог бы воодушевиться ребенок".
В этом же году опубликована
статья Н.А.Рыбникова "Религиозные представления школьников". В ней
излагаются исследование Х.Польмана "Очерк по
психологии ребенка школьного возраста" (в той части, которая касается
усвоения религиозных понятий) и данные, полученные самим Н.А.Рыбниковым при
проведении исследования по методу Х.Польмана на
русских школьниках Московской, Смоленской и Тверской
100
губерний. Николай Александрович отмечает достаточно
формальный, "заученный" характер ответов детей на вопросы о
религиозных понятиях, отсутствие действительно религиозного чувства (кстати, то
же самое отмечал Х.Польман и у немецких детей).
В том же
Например, отношение к войне:
"Некрута
вы, некрута,
Вам дороженька не та,
Вам дорожка в Порт-Артур,
Не вернуться вам оттуль".
И даже к политической деятельности:
"Я с миленочком стояла,
Речи были - аромат,
А теперича
узнала,
Говорят, он демократ".
Но больше всего в частушке
отводится места "делам сердечного характера", как пишет Николай
Александрович:
"Погодите, не летите,
белые снежиночки,
Дайте поле перейти
Мому ягодиночке".
Не только радости любви
воспеваются в частушках. Записана Н.А.Рыбниковым и
классическая:
"Я страдала, страдать
буду,
Тебя, милый, не
забуду".
В 1913-
Взяв за основу программу Э.Клапареда, Николай Александрович организовал через
Московский учительский дом и Педагогический музей сбор детских рисунков в
деревенских и городских школах; было собрано более 30 тысяч рисунков. Кроме
того, в Педагогическом музее были выставлены наиболее ценные коллекции детских
рисунков, собранные на Западе. Это были коллекции Э.Клапареда,
Г.Кершенштейнера, В.Штерна и других. Собранные
материалы проанализированы не только по тематике и содержанию рисунков; сделана
попытка выявить соотношение между графическими и другими способностями ребенка,
а также рассмотрены различия, проявляющиеся в рисунках детей, воспитанных в
разных культурах.
В 1914-1916 гг. опубликованы
"Конкретные представления у детей", "Деревенский школьник и
земство", "Социальные понятия деревенского школьника". Выходят
его работы по проблемам памяти: "Опыт экспериментального узнавания и
репродукции", "О логической и механической памяти", "К
вопросу о методике исследования памяти". Выходит из печати под редакцией
К.Н.Корнилова и Н.А.Рыбникова "Дневник матери" Н.И.Гавриловой и М.П.Стахорской (книга удостоилась двух положительных рецензий
- И.М.Соловьева и В.М.Экземплярского). Большой книгой выходит исследование
идеалов деревенского школьника. В помощь учителям и родителям выпущена
программа для наблюдения над душевным развитием ребенка "Как изучать
ребенка".
101
В
Еще одно начинание относится
к
В качестве первоочередной
проблемы Николай Александрович выдвигает систематическое всестороннее научное
изучение возможно большего числа биографий. Путь для решения этой задачи -
"психография", описание души, своеобразная
"психологическая фотография", представляющая собой схему, содержащую
перечень всех главнейших признаков и свойств, имеющих значение при изучении
индивидуальности.
Первая попытка использовать
биографический метод для изучения индивидуальных особенностей была сделана Г.Геймансом, изучившим 110 биографий известных деятелей в
различных областях и о каждом из них составившим психограммы.
Н.А.Рыбников ратует за
создание Биографического института, который мог бы коллекционировать
человеческие документы, относящиеся не только к великим людям. Воспоминания,
записки, мемуары, хроники - весь этот богатейший материал следует собрать и
систематизировать. Для психологии он даст много ценных наблюдений. "Жизнь,
внимательно и любовно изученная, даст для психолога несравненно больше, чем
самый гениальный художник", - замечает Н.А.Рыбников и сам принимает на
себя функцию Биографического института. Собранные и частично опубликованные им
жизнеописания рабочих, служащих, купцов и других представляют собой
интереснейший пласт психологических материалов, практически не тронутый
исследователями.
В перечне книг, выходивших в
составе "Библиотеки Педагогического музея Учительского дома в
Москве", мы находим книги Н.А.Рыбникова: "Деревенский школьник и его
идеалы", "Идеалы гимназисток", "Введение в изучение
ребенка", "Религиозная драма ребенка". Под редакцией М.А. и
Н.А.Рыбниковых выходит книга "На распутье" - сборник статей о выборе
профессии. Отдельным изданием выходит книга Николая Александровича
"Психология и выбор профессии".
"Призвание - это зов,
исходящий изнутри нас самих, самых интимных сторон нашей личности", - так
поэтически обосновывает Н.А.Рыбников первое требование к выбирающему
профессию. "Познай самого себя - вот какое напутствие должно быть дано каждому, отправляющемуся в
поиски за своим призванием". Задача психолога - помочь каждому разобраться
во всем разнообразии индивидуальных особенностей человеческой психики.
Классификация характеров, предложенная А.Ф.Лазурским, классификация
темпераментов Г.Гейманса, другие
102
попытки систематизировать индивидуальные особенности
личностей - все это должно помочь молодому человеку определиться в жизни.
Другая сторона этой работы - описание самой профессии, тех требований, которые
она предъявляет к желающим ею заниматься (Парсонс, Г.Мюнстерберг). Однако, как грустно констатирует Николай
Александрович, "выбор занятия, профессии в современном обществе
исключительно дело случая", от чего страдает и общество, не получающее от
личности всего, что она могла бы дать, и еще более сама личность. "Человек
становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли
найти его место, на котором он смог бы творчески выявить себя, испытать радость
и свободу от труда по призванию".
Завершает брошюру солидный
список психологической литературы в помощь молодым людям и психологам.
Тогда же Н.А.Рыбников в двух
статьях ратует за создание Биографического института и проектирует организацию
Педологического института. Он пишет: "На основе тех отрывочных данных,
которые экспериментальная психология получает, изучая отдельные стороны
психики, она бессильна воссоздать личность, ибо в душевном мире целое не равно
сумме слагаемых".
В
Под редакцией К.Н.Корнилова
и Н.А.Рыбникова в
Н.А.Рыбников в статье
"Идеалы современного ребенка" делает в свойственном ему несколько
романтизированном стиле такой вывод: "Мечты современного ребенка очень
реалистичны, у него нет смелости неведения, которым детство окрыляется,
отправляясь в поиски за "синей птицей"".
В
В
В
Поистине удивительна
работоспособность Н.А.Рыбникова: так, в его архиве хранится целых тринадцать
опубликованных им работ всего лишь за неполных два года
(1928-1929). Это оттиски статей и отдельные брошюры. Их тематика наглядно
демонстрирует широту научных интересов автора. Под редакцией Николая
Александровича вышли сборники "Сказка и ребенок", "Детское
чтение" и "Советский школьник".
103
В
В том же году выходят еще
три книги самого Н.А.Рыбникова: "Крестьянский ребенок",
"Автобиографии рабочих и их изучение", "Память, ее психология и
педагогика". Кроме того, выходят три сборника под его редакцией:
"Вопросы изучения языка ребенка", "Школьные орфографические
навыки", "Круг представлений современного школьника".
Много внимания уделяет
Н.А.Рыбников проблеме игры и роли игрушки в развитии ребенка. В архиве РАО
хранится созданная им библиография по теме "Игра в жизни ребенка",
охватывающая работы русских исследователей и досоветского, и советского периодов.
Кроме того, Николай Александрович, очевидно готовя очередной сборник, сохранил
ряд статей других авторов, рассматривающих различные классификации игрушек по
возрастам, средствам их изготовления и способам применения. В
этот сборник Н.А.Рыбников включил список тем, по которым могут проводиться
исследования проблемы игрушек, и, верный себе, в этом коротеньком списке не мог
не указать авторов, когда-либо высказывавших свои взгляды на игру (Ф.Фребель, К.Гросс, П.Ломброзо,
В.Штерн, К.Бюлер и другие), методы изучения игры и
игрушки и их авторов, авторов различных игрушек, а также всех, кто
когда-либо исследовал эволюцию игрового поведения, социальную значимость игры,
функциональный анализ игр и игрушек и прочие проблемы, имеющие отношение к игре
и игрушкам.
Скрупулезность и научная
дотошность Н.А.Рыбникова поистине удивительны! При
всей широте его научных интересов он никогда ничего не делает вполсилы. Все, за
что он берется, он прорабатывает тщательнейшим образом ab
ovo, учитывая - принимая или отвергая, но всегда учитывая - мнение всех, кто занимался этой
проблемой. Только после такого анализа он берется делать рекомендации тем, кто
намерен изучать проблему, или тем, кто уже ее изучает. И как корректно-беспощаден
Н.А.Рыбников к тем, кто, по его мнению, делает выводы без достаточных оснований
(вспомним его разборы работ Г.И.Россолимо).
Но к себе Николай
Александрович беспощаден не менее, если не более. Так, небольшая статья
"Эксперимент в педагогике" (1937) представлена в архиве в четырех
машинописных вариантах, множестве рукописных заметок, конспектов и переводов.
В конце
104
связи, а также с учетом недостаточности общей
политехнической осведомленности молодежи. Требуя расширения политехнического
кругозора, Н.А.Рыбников выдвигает любопытный тезис о необходимости повышения
уровня приспособленности подростков к овладению окружающей их производственной
средой. И как всегда, не ограничиваясь общими указаниями, тут же намечает пути
и способы конкретного воплощения в жизнь провозглашенных им идей - от
конструирования новых видов игр и игрушек для детей, использования таких
каналов, как детская книга и особенно кино, позволяющее показать процесс в его
динамике; радио, как одного из самых мощных и популярных средств
пропаганды, через графические средства информации, до способов
представления "связеведческих" знаний в
широкой печати и художественной литературе.
Но главное требование,
выдвигаемое Н.А.Рыбниковым, - введение хотя бы некоторых вопросов связеведения в программы общеобразовательной школы по
курсам математики, физики, химии и др.
Комплекс предлагаемых
Николаем Александровичем мер по устранению политехнической безграмотности
молодежи должен был, по его мысли, привести не только к повышению
технологической культуры работников связи, но и в
конечном счете к улучшению подготовленности молодежи, оканчивающей школу, к
ожидающей ее жизни. Этим выводам предшествовала серьезная исследовательская
работа по изучению интересов школьников, их кругозора, их знаний в области
выбираемой профессии, в частности профессии связиста. Изучение богатейшего
дневникового материала позволило Н.А.Рыбникову, например, сделать любопытное
замечание о тайных шифрах и кодах, которыми в определенный период развития
любят обмениваться подростки в переписке с друзьями. Своевременно подхваченная,
эта склонность подростков могла бы лечь в основу изучения ими телеграфных
кодов, - делает вывод Николай Александрович.
В
Период с 1940 до
105
В послевоенные годы Николай
Александрович продолжал собирать и систематизировать материалы по истории
русской психологии, составил биобиблиографический словарь русских психологов за
200 лет и мечтал написать историю Института психологии. "Я не считал бы
выполненным свой долг перед Институтом, если бы как-то не восстановил, не
описал бы его истории, не показал, как из скромного воспитательного учреждения,
психологической лаборатории при Историко-филологическом факультете вырос
Институт, как он стал ведущим Институтом психологии нашей страны, центром
подготовки психологических кадров". Рукописи биобиблиографического словаря
и истории института психологии были подготовлены, но так до сих пор и не
опубликованы. Однако материалы, собранные им в кабинете истории психологии
имеют неоценимое значение для науки. Б.М.Теплов назвал как-то Н.А.Рыбникова
"великим собирателем", а его деятельность по собиранию различных
материалов - не только по истории психологии, но и биографий, автобиографий, особенно
дневников развития детей, - научным подвигом.
К
По первой из этих проблем
был представлен исторический обзор, в который входили характеристики зарубежных
и русских оригинальных работ по изучению детских представлений, а также
библиография. Предваряет этот обзор краткое обоснование важности изучения
детских представлений для педагогической практики и столь же краткая
характеристика применявшихся в этом изучении методов.
В основной части работы
охарактеризованы исследования круга детских представлений, проведенные Ст.Холлом, П.Ломброзо, Э.Гартманом,
Р.Зейфертом и другими начиная с
Отбор русских оригинальных
работ был начат с проведенного в
В
В исследовании Н.В.Чехова
был применен метод опроса учителей о запасе знаний и навыков детей. Выводы
этого исследования, по мнению Н.А.Рыбникова, носят условный характер. В
дальнейшем по инициативе того же Н.В.Чехова в
106
Проведение опыта и обработка данных носили, как
отмечает Н.А.Рыбников, довольно примитивный характер, но все же это
обследование было известным шагом вперед.
В обзор были включены ранние
работы и самого Н.А.Рыбникова, в частности обследование деревенских школьников,
проведенное им в
После революции начатую
Педагогическим музеем Учительского дома работу продолжил Институт методов
школьной работы. В этих обследованиях, инициатором и руководителем которых стал
Н.А.Рыбников, были применены более углубленные подходы к изучению представлений
детей, позволившие получить более ясную картину о сведениях и опыте ребенка.
Материалы этой работы были представлены в сборнике "Круг представлений
современного школьника" (1930).
Несколько раньше, в
Интересно, по мнению
Н.А.Рыбникова, была задумана и проведена работа П.П.Блонского
"Развитие представлений в школьном возрасте" (1935), охватывавшая
самые различные виды детских представлений. В ней обследовались дети всех
школьных возрастов, которым предлагалось "писать, что хотят" о
заданном предмете, что снимало трудности словесного оформления. Но, по мнению
Н.А.Рыбникова, едва ли можно признать этот метод шагом вперед, ибо, по
существу, он близок к ассоциативному эксперименту, который, как замечает
Николай Александрович, не может дать полную картину содержания представлений
учащихся.
Использование художественной
литературы в семейном и школьном воспитании - тема, которая давно и долго
интересовала Н.А.Рыбникова. Но даже ему, с его потрясающей трудоспособностью,
видимо, не хватило времени довести свои замыслы до конца. В его архиве
сохранились только материалы, свидетельствующие о серьезности намерений
Н.А.Рыбникова и основательности подготовки к их осуществлению. "Настоящая
работа лишь первый шаг, - писал он, - в деле систематизации данных
художественной литературы с тем, чтобы помочь учителю овладеть этим
материалом". Образы детей в художественной литературе - различных возрастов,
складов, эпох и т.д. - должны были, как считал Н.А.Рыбников, помочь учителям
лучше понимать детей.
Среди заметок на эту тему
особый интерес представляют аналитические характеристики детей - героев классической
художественной литературы. Дети С.Т.Аксакова и В.Г.Короленко, незабываемый
Николенька Иртеньев Л.Н.Толстого, дети И.А.Гончарова,
А.П.Чехова, Л.Н.Андреева, Некрасова, Н.Г.Помяловского
и других русских писателей пристально рассмотрены глазами психолога. Эти
характеристики носят еще несистематизированный, отрывочный характер, они
перемежаются заметками о взглядах авторов на детство и любопытными фактами из
их собственной жизни. Приведены, например, отрывки из писем А.П.Чехова к
А.Л.Вишневскому и П.А.Сергеенко: "Думал
ли Крамсаков [учитель Чехова в гимназии. - Ред.], что я буду писать пьесы, что Вы будете
артистом?" "И кто бы мог когда-то подумать, что из
Вишневского, двоешника и безобедника,
выйдет актер, который будет играть
107
в Художественном театре в пьесе другого
двоешника и безобедника?"
Психологическая слепота учителей, не видящих в своих питомцах никого, кроме
"двоешников и безобедников",
отмечена в этих строках не без горечи. В своей статье "Чехов как
психолог" (в институтской стенгазете) Н.А.Рыбников писал: "Как
психолог, Чехов является более глубоким, а в некотором отношении и более
оригинальным, чем целый ряд специалистов-психологов, его современников...
Привлечение данных художественной литературы увеличит арсенал тех приемов и
методов, с помощью которых ведется собирание и изучение психологического
материала".
И, как всегда, даже не
систематизированные заметки сопровождаются солидной библиографией по проблеме.
Вопросы индивидуального
подхода к учащимся в школьном обучении давно занимали Н.А.Рыбникова. В
Но учитель, имеющий
уникальную возможность длительного наблюдения за учащимися в самых разных
условиях учения и общения, никогда не остающийся в роли пассивного свидетеля, а
подчиняющий свое изучение индивидуальных особенностей ученика педагогическим
задачам, скоро, по мнению Н.А.Рыбникова, научается видеть и понимать ребенка.
Выяснению причин отставания помогут рекомендуемые им изучение работ ребенка,
анализ его ошибок, изучение условий его жизни в семье. Очень советует Николай
Александрович учителям вести хотя бы краткие записи о каждом неуспевающем,
которые затем можно будет свести в содержательную характеристику, фиксирующую
причины и динамику неуспеваемости.
Статья дополнена несколькими
живыми зарисовками, примерами правильного и неправильного подхода к учащимся,
отличающимся от своих сверстников, а также рекомендациями учителю учитывать в
своей работе с детьми также и свои особенности и их
влияние на успешность работы учащихся.
Стойкость
и глубина интереса Н.А.Рыбникова к проблемам неуспеваемости подтверждаются и
любопытнейшей статьей "Динамика успеваемости учащихся по орфографии",
написанной по материалам диктантов с 1899 по
Активной борьбе с
"бездетностью" педагогики посвящена статья Н.А.Рыбникова "К
истории детства русского ребенка". "Детству, его представителям нужно
отвести гораздо большее внимание в науке о воспитании детей, населить эту
область образами детей, показать, как меняется их облик под влиянием тех или
иных педагогических воздействий, тех условий, в которых живет и развивается
ребенок". В статье анализируются работы психологов,
изучавших художественную литературу как источник психологических фактов
(И.В.Страхов "Л.Н.Толстой как
108
психолог", В.М.Беляева "Психологический
анализ в творчестве А.П.Чехова" и др.).
Н.А.Рыбников ставит вопрос о
необходимости проследить те изменения, которые претерпевают следующие друг за
другом детские поколения, чтобы получить картину исторической обусловленности
появления тех или иных психологических свойств и качеств в личности ребенка,
проследить динамику формирования его душевного мира. Ведь дети, как пишет
Николай Александрович, не только отражают особенности культуры той или иной
эпохи, но и являются носителями идей будущего.
Для изучения истории детства
Н.А.Рыбников рекомендует привлекать как художественную литературу, так и
обширный автобиографический материал. Важным источником являются дневники
родителей, хотя они, как правило, охватывают только раннее детство и дошкольный
возраст. Школьный возраст в дневниках почти не представлен, зато позже
появляются юношеские дневники, которые дают ценный материал.
Поставив перед психологами
такие обширные задачи, Н.А.Рыбников незамедлительно берется за их выполнение.
Он пишет "Историю русского ребенка. Опыт сравнительного изучения истории
детства русского ребенка (за 200 лет)". Это еще не исследование, это
только заявка, но она тщательно проработана. Указаны задачи, источники, объем
исследований, прописана последовательность развертывания работы с включением
предварительной источниковедческой и документационной работы, с составлением
синхронических таблиц. Вперед на несколько лет запрограммированы брошюры и
статьи по полученным в исследовании данным.
Работа по этой обширной
программе Н.А.Рыбниковым была начата, о чем свидетельствует груда черновых
материалов, относящихся к
Опубликованные
Н.А.Рыбниковым работы и огромный архив, содержащий неопубликованные работы,
незаконченные исследования, заметки, конспекты, переводы, библиографические
обзоры, - все это свидетельствует о колоссальной эрудиции и таланте ученого,
которыми он щедро делился со всяким, желающим принять этот дар.
В статье использованы материалы Научного архива РАО, Ф.812 и Ф.49 (Н.А. Рыбников), ОР РГБ, Ф.367.
Поступила в редакцию 4.XII