157

 

П. А. ПРОСЕЦКИЙ

 

 

 

4 июня 1997 г. скончался доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина.

Павел Алексеевич Просецкий прошел большой и замечательный жизненный путь. Он родился 26 января 1913 г. в с. Старо-Александровка Старо-Юрьевского района Тамбовской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1931 г. по окончании Первомайского педагогического техникума в с. Новиково, стал учителем начальной школы, но не остановился на достигнутом, а поступил в Воронежский пединститут. Полученный в 1939 г. диплом с отличием удостоверил его квалификацию учителя географии. В декабре 1939 г. П.А. Просецкий был призван в ряды Красной Армии. Проза военной службы, многогранный опыт участника Великой Отечественной войны оказали решающее влияние на окончательный выбор профессионального пути. После демобилизации в декабре 1945 г. он поступил на Высшие педагогические курсы при МГПИ им. В.И.Ленина, а в 1946 г. был уже аспирантом кафедры психологии.

Военный сапер, командир взвода, преподаватель огневой подготовки лейтенант П.А. Просецкий награжден Орденом Отечественной войны II степени и шестью медалями. В 1949 г., когда состоялась защита кандидатской диссертации, выполненной под руководством проф. К.Н. Корнилова, начинается новый этап в творческой жизни П.А. Просецкого. Его вторым домом стала кафедра психологии Воронежского пединститута, где он работал старшим преподавателем, доцентом, а с декабря 1952 г. - заведующим кафедрой. В 50-х гг. определился круг его научных интересов. Это вопросы воспитания молодежи и психология коллектива, отразившиеся в названиях публикаций: "О диспутах по вопросам воспитания молодежи", "Каким должен быть настоящий друг", "Единые требования к поведению учащихся", "Психология коллектива в трудах В.М. Бехтерева".

60-е гг. для Павла Алексеевича начались с командировки во Вьетнам. В течение полутора лет для преподавателей и аспирантов Ханойского пединститута он читал курс лекций по психологии, одновременно являясь консультантом Министерства просвещения ДРВ. За просветительскую научно-преподавательскую деятельность правительство ДРВ в 1961 г. наградило П.А. Просецкого медалью "Дружба". В этот период вышли в свет работы П.А. Просецкого "К психологии организаторской деятельности директора школы", "Воспитание детей коллективистами", "Коллектив как объект научного исследования", "Система традиций

 

158

 

как фактор развития коллектива" (Материалы XIX Международного психологического конгресса). Активная преподавательская практика и научное творчество были положительно оценены и на Родине: в 1962 г. П.А. Просецкий был награжден нагрудным знаком "Отличник народного просвещения".

Плодотворным результатом длительного и кропотливого труда явилась докторская диссертация "Психологические основы формирования коллектива (на материале средней школы и вуза)", успешно защищенная в 1971 г. В 1972 г. П.А. Просецкий вернулся на кафедру психологии МГПИ им. В.И. Ленина, которую возглавлял до 1986 г. В этот период им была организована научно-исследовательская лаборатория, издано немало работ, в том числе учебные пособия "Введение в учительскую специальность", "Психология творчества, "Психология профессионально-направленного студенческого коллектива"; часть работ опубликована на болгарском и немецком языках. В 1981-1988 гг. он входил в состав редколлегии журнала "Вопросы психологии". На VI съезде Общества психологов П.А. Просецкий был награжден дипломом "Почетный член Общества психологов". В 70-80-х гг. основным направлением работ П.А. Просецкого было исследование психологических особенностей личности будущего учителя. В эти годы он занимал должности председателя ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР, председателя методического совета педагогических кафедр МГПИ им. В.И. Ленина, председателя специализированного совета по присуждению ученых степеней по психологии, заместителем председателя головного совета по психологии высшей школы.

Ветеран войны и труда, с 1986 г. П.А. Просецкий работал на кафедре психологии, много занимался с аспирантами. Разработанные П.А. Просецким структурная модель личности студента и методика самосовершенствования студента были внедрены в практике работы со студентами I курса.

П.А. Просецкий - автор около 150 работ, под его руководством защищены 50 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Его ученики и коллеги навсегда оставят память о нем в своих сердцах.