141

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ВТОРАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИИ

 

В Ростове-на-Дону с 25 по 27 июня 1997 г. на базе факультета психологии Ростовского государственного университета проходила вторая Всероссийская конференция по психологии "Методы психологи". Открывая конференцию, декан факультета психологии РГУ П.Н. Ермаков отметил, что в зале присутствуют психологи практически из всех регионов России, а также ученые из Франции, Германии, Украины, Прибалтики. Он обратил внимание на огромный интерес к теме конференции со стороны психологического сообщества России, что подтверждается изданием двух томов тезисов и программой конференции, включающей в себя два пленарных заседания, 18 секций и два "круглых стола". Президент Российского психологического общества Е.А. Климов в своей приветственной речи подчеркнул, что открывающаяся конференция продолжает ценную традицию проводить конференции не только в Москве, но и в тех городах, где профессионалы-психологи вносят значительную лепту в общую психологическую культуру страны. Данная конференция есть акт признания профессиональным сообществом активной работы и своеобразия ростовской психологической школы. Очень важно, что впервые конференция, проводимая на всероссийском уровне, посвящается методам психологической науки и практики. Это важно, прежде всего потому, что поворотные пункты в науке сопряжены с пересмотром методов и созданием новых. Е.А. Климов очертил следующий круг проблем: методы построения теории; специфика методов сбора эмпирических данных в психологии; специфика организации психологической работы в современных условиях; количественная и качественная обработка эмпирических данных в психологии, обеспечение их сопоставимости у разных исследователей; вопросы эффективной борьбы с некорректным использованием психологических методов в теории и практике и т.д.

Со словами приветствия к участникам конференции обратились также ректор РГУ А.В. Белоконь и мэр Ростова М.А. Чернышев.

Первое пленарное заседание открылось докладом Ю.А. Жданова (Ростов-на-Дону, "Комплекс Эрисихтона"). Он отметил в своем докладе, что в современном обществе намечаются тенденции, характерные для поведения мифологического героя Эрисихтона: разрушение имеющихся культурных традиций; разрушение взаимоотношений человека и природы; разрушение самого человека; навязанные ценности; самопожирание и т.д.

Особенности исследовательских и диагностических методов при деятельностном подходе в психологии рассматривались в докладе Н.Ф. Талызиной (Москва). Она продемонстрировала различия между деятельностной парадигмой и некоторыми другими в организации исследования,

 

142

 

подчеркнув, что для исследований, проводящихся в рамках деятельностного подхода, характерно обращение к методам теоретико-экспериментального моделирования и формирующего эксперимента.

Проблема метода в психологии была рассмотрена с философско-политологической точки зрения в докладе В.П. Макаренко (Ростов-на-Дону) "Власть и наука". Он отстаивал тезис о том, что либерализация современного общества привела не только к разнообразию научных психологических школ, но и к "либеральному" отношению в выборе методов психологического познания.

Принцип системности в психологическом исследовании был представлен в докладе В.А. Барабанщикова (Москва). Он уделил особое внимание развитию идеи о том, что принцип системности - это и есть методология интеграции психологической науки и осмысления ее методического потенциала. О теоретико-методических редукциях, сложившихся в российской психологии, шла речь в докладе В.А. Лабунской (Ростов-на-Дону). Она выделила ряд теоретико-методических схем, рассматривая состояние психологии невербального общения. В докладе В.А. Шкуратова (Ростов-на-Дону) "Психология между парадигмой и непарадигмой" было отмечено, что парадигмальная наука идентифицируется с языковой парадигмой (язык является объектом изучения), а в наррадигмальном подходе язык выступает в роли конструирования действительности.

В первый день работы проблема методов в психологии рассматривалась на заседании следующих секций.

"Методы психологии образования" (руководители И.В. Абакумова, Е.И. Рогов, Ростов-на-Дону). В работе данной секции приняли участие не только ученые, но и психологи-практики, работающие в школах. В докладах обсуждались роль личностных смыслов в образовательном процессе (И.В. Абакумова), вопрос о специфике преподавания психологических дисциплин в рамках парадигмы православной антропологии (С.П. Пешков, Ростов-на-Дону), проблема использования метода игрового моделирования в курсе "Методика преподавания психологии" (Е.В. Воробьева, Ростов-на-Дону), проблема диагностики профессии педагога (Е.И. Рогов). С докладом о создании профессиональной диагностической школы выступила директор школы № 39 Ростова-на-Дону Н.Н. Богодух.

Работа секции "Психология развития: психодиагностика развития дошкольников и школьников" (руководители И.А. Кайдановская и Э.И. Трувэ, Ростов-на-Дону) началась с доклада В. Лук (Франция), посвященного оценочным системам и схемам взаимодействия детей в возрасте от 6 до 10 лет. С.Б. Спиридонова (Волгоград) остановила внимание присутствующих на методе самоописания в диагностике самосознания младших школьников. С.Г. Достовалов (Курган) осветил структуру образа индивидуальности в юношеском возрасте. Н.В. Помозков и Э.И. Трувэ (Ростов-на-Дону) сообщили об особенностях школьной дезадаптации у младших школьников при переходе из начальной в среднюю школу. И.А. Кайдановская представила опыт организации активного слушания дошкольниками классической музыки. О.И. Муляр (Санкт-Петербург) рассказала об использовании инструментария "Иматон" для диагностики и компенсации мозговых дисфункций у детей.

Секция "Теоретико-методические проблемы изучения личности и индивидуальности" (руководители И.Б. Котова, Т.П. Скрипкина, Ростов-на-Дону) проходила с участием профессора Амьенского университета В.Дж. Вильяма, который рассмотрел сквозь призму кросскультурного подхода возможности применения проективных методов в изучении менталитета личности. В докладе И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова (Ставрополь) излагались теоретико-методические принципы изучения развития личности в онтогенезе. Авторы остановились на исследовательских поисках 70-80-х гг. Доклад Т.П. Скрипкиной "Смена парадигмальных

 

143

 

основ психологической науки и проблема метода" был посвящен рассмотрению соотношения объяснительной и гуманитарной парадигм. Л.И. Габдулина (Ростов-на-Дону) представила результаты изучения процессуально-динамических характеристик личности при рассмотрении ее развития. Проблеме диагностики одаренности личности был посвящен доклад А.Г. Дрижика и С.Ю. Жиляева (Ростов-на-Дону).

Секция "Методы экзистенционально-гуманистических и акмеологических исследований" пользовалась огромной популярностью у участников конференции. Ее руководители - Д.А. Леонтьев (Москва), Л.И. Рюмшина (Ростов-на-Дону), И.Н. Семенов (Москва) создали атмосферу подлинной дискуссии. На секции обсуждались методика ценностного спектра и ее возможности в исследовании субъективной реальности (Д.А. Леонтьев), ин трансперсональный подход к исследованию поэтического творчества (Г.С. Кожухарь, Ростов-на-Дону), рефлексивно-акмеологическая программа адаптации методов к изучению рефлексивности профессионально-практического мышления (И.Н. Семенов), "Метатест-1" (Л.Я. Дорфман, С.А. Щебетенко, Д.О. Смирнов, Пермь). Л.И. Рюмшина осветила вопрос о методах изучения целостной природы человека. А. Ланкри Хестланд (Франция) остановилась на проблеме коллективной и индивидуальной реабилитации школьников. И.И. Торопчин, А.Ю. Чернов (Волгоград) докладывали о методологии психологического образования студентов в рамках холономной парадигмы. Ю.А. Менджерицкая (Ростов-на-Дону) сделала доклад о методах диагностики эмпатии в межличностном общении.

На секции "Психология профессионального становления психолога" (руководители С.Т. Джанерьян, Т.Н. Щербакова, Ростов-на-Дону) обсуждались проблема соотношения понятий профессионального становления личности и профессионального развития психолога, факторы выбора профессии психолога, влияние профессионального ожидания на развитие личности психолога и т.д. В докладе Т.Н. Щербаковой особое место было отведено вопросу о профессиональном развитии школьного психолога. Т.Ю. Синченко (Ростов-на-Дону) рассмотрела "психологический портрет" как метод изучения собственной обобщенной модели личности практического психолога.

Секция "Методы психологического консультирования и коррекции семьи" (руководители Н.Н.Петрашова и А.И.Тащева, Ростов-на-Дону) работала над стратегиями профессионального взаимодействия психолога с семьей; обсуждались тесты для исследования семьи и приемы коррекции деструктивных взаимоотношений в ней. И.А. Голубенко (Ростов-на-Дону) проанализировала семейные отношения у подростков с аддиктивным поведением. Е.Н. Самсонова (Ростов-на-Дону) рассказала о методе предварительного интервью как способе диагностической оценки особенностей супружеских взаимоотношений в семьях с детьми-инвалидами. В докладе С.Ю. Зелинской и А.И. Тащевой "CAST - тест для исследования взрослых детей из алкогольных семей" проанализированы особенности алкогольных семей и стратегии реагирования респондентов на тестирование. С.Л. Ульяницкий (Ростов-на-Дону) остановился в своем докладе "Семья и психотерапия" на психоаналитических подходах и возможных способах включения психолога в систему семейных отношений. А.В. Овруцкий (Ростов-на-Дону) предложил метод конструирования истории семьи. И.Н. Хмарук (Ростов-на-Дону) остановился на методах исследования деструктивного поведения в условиях кризиса эмоционально-значимых отношений. Проблеме удовлетворенности семейными отношениями было посвящено сообщение Е.В. Журавлевой. В докладе А.И. Тащевой "Профилактическая психологическая помощь личности и семье" основное внимание уделено рассмотрению концепции "опережающего" консультирования, стратегиям поведения психологов и клиентов

 

144

 

во время психопрофилактического консультирования и специфике применения ряда известных в психологии тестов. Н.П. Сазонова (Курск) сообщила об использовании прибора - модели "Арка" при изучении и коррекции семейных отношений.

На секции "Состояние судебно-психологической экспертизы и перспективы ее развития" (руководители О.Ю. Михайлова и С.С. Шипшин, Ростов-на-Дону) обсуждались организационно-методические аспекты судебно-психологической экспертизы по делам об убийствах (О.Н. Макаренко, Волгоград), вопросы оценки заключения судебно-психологической экспертизы в системе других доказательств по уголовным делам (А.Л. Фатин, Майкоп). С.С. Шипшин представил анализ материалов уголовного дела в качестве центрального метода судебно-психологической экспертизы. С.Д. Елизаров (Ростов-на-Дону) рассмотрел проблемы комплексной судебно-психологической экспертизы в связи с требованиями нового уголовного законодательства. О.Ю. Михайлова привлекла внимание участников конференции к малоразработанной в психологии проблеме, сделав доклад "Теоретико-методический подход к изучению сексуальной агрессии".

Второй день конференции начинался работой пяти секций. На секции "Методы когнитивной психологии" (руководители В.А.Барабанщиков, Москва, А.К.Белоусова, Ростов-на-Дону) были сделаны доклады О.М. Краснорядцевой (Барнаул) "Методы диагностики мышления в реальной жизнедеятельности", Е.В. Левченко (Пермь) "О когнитивном методе в истории психологии", Л.Н. Бабаниным (Москва) "Методика исследования совместной деятельности" и А.К. Белоусовой "Методы исследования совместной мыслительной деятельности".

На секции "Методы психофизиологии и нейропсихологии" (руководители П.Н.Ермаков и Ч.А. Измайлов, Москва) прозвучало десять докладов, в том числе доклад Л. Алайн (Франция), посвященный экспериментальному изучению психических факторов ночной работы. Ч.А. Измайлов сообщил о двухканальной модели различения сигналов в зрительной системе. С.Д. Медведев (Ростов-на-Дону) рассмотрел психофизиологические закономерности кратковременной памяти. Особый интерес у присутствующих вызвал метод исследования пространственной памяти в геронтонейропсихологии (Е.Ю. Балашова, Москва), использование особенностей межполушарного взаимодействия для разработки программ обучающего видеотренинга (П.Н. Ермаков, Л.А. Дикая), соединение искусства оригами с психомоторным развитием детей разного возраста (Е.И. Шумакова, Ростов-на-Дону), определение готовности к воинской службе юношей допризывного возраста в зависимости от психофизиологических и психологических особенностей (П.Н. Ермаков, К.Г. Филатов, Ростов-на-Дону), диагностика эмоционального центра как интегративного образования, обеспечивающего адаптацию человека и высших животных к внешней среде, методы развития сознания (А.Г. Сухих, Краснодар).

Участники секции "Проблемы диагностики стилевых особенностей индивидуальности" (руководитель И.П. Шкуратов) с большим интересом выслушали доклад И.Г. Скотниковой (Москва) "Методы оценки импульсивности и сенсорная чувствительность", доклад И.П. Шкуратова "Теоретические проблемы диагностики полезависимости - поленезависимости". Вокруг проблем, затронутых в этих докладах, развернулась дискуссия.

На секции "Методы изучения профессионального самосознания личности и ее профессионального становления" (руководители С.Т. Джанерьян, И.Н. Семенов) был сделан доклад У. Клейнвека (Германия), посвященный проблеме представления мотивации в производственных группах. С.Т. Джанерьян рассказала об исследовании содержания образа Я-профессионала. Е.А. Молоткова (Ростов-на-Дону) рассмотрела жизненные

 

145

 

планы личности при смене профессии. Доклад И.Н. Семенова был посвящен рефлексивно-акмеологическому подходу к развитию профессионализма. М.И. Старов (Тамбов) сделал доклад "Психодиагностическая методика "Студент глазами студента"". Работа секции завершилась дискуссией по ряду проблем профессионального развития личности.

На секции "Социально-психологическая диагностика личности" (руководитель В.А. Лабунская) доклады разделились на две тематические группы. Первая включала доклады, в которых проблема социально-психологической диагностики личности рассматривалась в связи с этнокультурным подходом к ней. Доклад М. Сперки (Германия), в котором излагались данные о применении мультимотивационного теста в исследованиях жителей России и Германии, вызвал большой интерес. О.И. Ефремова (Ростов-на-Дону) говорила о подходах к изучению феномена успеха. Г.А. Менджерицкий представил в своем докладе данные изучения межэтнического взаимодействия с помощью методов фиксирования социальной дистанции. Вторая группа состояла из докладов, рассматривающих социально-психологическую диагностику в контексте определенной деятельности. Л.П. Калининский (Екатеринбург) представил методику оценки коммуникативной и деловой компетентности руководителя и его профессионального развития, Т.А. Шкурко (Ростов-на-Дону) рассказала о методах социально-психологической диагностики личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. О.О. Пугачевский (Ростов-на-Дону) остановился на теоретико-методическом анализе проблемы семантики интерпретации невербального поведения в контексте личностного подхода.

В третий день проведения конференции работало шесть секций. Самой многочисленной оказалась секция "Методы психотерапии и социально-психологического тренинга" (руководители Е.В. Кузнецова и В.Г. Ромек, Ростов-на-Дону). Б. Гаш (Германия) сделал доклад о диагностике и терапии в жизненно важных ситуациях. Особое внимание участников привлек доклад Е.В. Кузнецовой "Методы и критерии оценки эффективности психологического воздействия в условиях групп". И.М. Важнов (Калуга) и Е.А. Ничипорюк (Ростов-на-Дону) остановились в своих докладах на особенностях применения ролевых игр. В.Г. Ромек изложил когнитивные техники в тренинге уверенности в себе. Критериям и методам оценки успешности видеотренинга был посвящен доклад Е.Д. Бреус (Ростов-на-Дону). А.И. Тащева остановилась на проблемах диагностики психологического статуса клиентов в индивидуальной и групповой психотерапии. Проблеме соотношения различных психотерапевтических подходов был посвящен доклад И.В. Брейман (Ростов-на-Дону). Н.А. Ештокин (Ростов-на-Дону) рассказал об использовании метода групповой дискуссии при подготовке волонтеров телефона доверия. Заседание секции завершилось острой дискуссией.

Секция "Психологические методы исследования проблем здоровья" (руководители О.С. Васильева и О.К. Труфанова, Ростов-на-Дону) привлекла к себе внимание специалистов из различных областей психологии и медицины. Х. Мемц-Гокель (Германия) обратил внимание присутствующих на роль мотивационных диспозиций. О.С. Васильева представила доклад "Валеопсихология - метод работы с жизненными представлениями, целями и ценностями". Программу релаксационной психофизической регуляции "Экология духа" изложила Т.В. Попова (Челябинск). Об использовании методики MMPI для исследования нарушений половой идентичности рассказала О.К. Труфанова. С.А. Сухих (Краснодар) затронул вопрос о возможностях саморегуляции человека. С.С. Светашев (Ростов-на-Дону) показал роль игры как метода интеграции неосознаваемого опыта. Проблеме организации психологической службы в медицинских учреждениях

 

146

 

был посвящен доклад С.В. Акоповой (Краснодар).

На секции "Новые направления развития судебно-психологической экспертизы" (руководители В.Ф. Енгалычев, Калуга, и О.Н. Макаренко, Волгоград) были сделаны доклады: В.Л. Васильевым (Санкт-Петербург) "Психологическая культура правоохранительных органов", В.П. Кисляковым (Волгоград) "Особенности судебно-экспертной оценки психического состояния обвиняемого, совершившего насильственное деяние в алкогольном опьянении" и А.Л. Южаниновой (Саратов) "К вопросу о назначении судебной психологической экспертизы в делах по нанесению морального ущерба гражданам".

На секции "Методы исследования совместной деятельности и групповых процессов" (руководитель В.А. Терехин, Ростов-на-Дону) были заслушаны ряд докладов, в том числе А.С. Чернышева (Курск) "Приборы-модели совместной деятельности", В.А. Терехина "Соотношение совместимости и сработанности как интегральный показатель оптимального воздействия", Е.В. Криченко "Качество брака как системный показатель благополучия семьи". Состоялась дискуссия по методам исследования совместной деятельности и групповых процессов с использованием современных аппаратурных моделей и различных модификаций традиционных методов.

На секции "Психологические методы изучения организации и проведения маркетинговых исследований" (руководители Т.Ю. Базаров, Москва, И.В. Введенский, Ростов-на-Дону) были обсуждены проблемы изучения особенностей потребительской мотивации в условиях современного российского рынка (Т.А. Елагина, Калуга). На социально-психологических основах методологии маркетинговых исследований остановился в своем докладе И.В. Введенский. Д.А. Леонтьев рассказал об особенностях восприятия образа персонажа и образа товара в телевизионных рекламных роликах. Вторая часть докладов включала проблемы организационной психологии. Т.Ю. Базаров в своем докладе "Основные направления организационного консультирования" остановился на вопросах кадрового менеджмента и типологии управленческих команд. Е.А. Аксенова (Москва) обратила внимание присутствующих на методы организационного консультирования.

На секции "Методы психосемантики. Компьютерная психодиагностика" (руководители А.С. Горбатенко, Ростов-на-Дону, А.Г. Шмелев, Москва) обсуждались проблемы применения глагольного семантического дифференциала (Е.Л. Доценко, Тюмень), компьютеризации психологических методик (Л.Н. Бабанин, Москва), а также конкретные методики исследования деятельности пользователя компьютерных сетей (О.Н. Арестова,    Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, Москва). А.Г. Шмелев сделал доклад "Телетестинг - миражи или реальные перспективы методического роста", а также совместный с М.А. Джереливской доклад "Заданные и вызванные конструкты в семантике Теста фотопортретов". В докладе "Микрогрупповая дифференциация малых групп"   (А.С. Горбатенко) рассматривались возможности разработки новой теоретической концепции малых групп при использовании новых компьютерных методов анализа их структуры.

Завершали работу конференции "круглые столы" на тему "Общение, игра, манипуляция", где обсуждалась проблема соотношения различных параметров общения в связи с манипулятивной и игровой деятельностью человека; в процессе острой дискуссии его участники пришли к соглашению об основных характеристиках человека-манипулятора и общения как вида манипуляции; на другом "круглом столе" "Психология персонализирующего дискурса" обсуждались психологические аспекты опосредования коммуникаций в науке, политике, искусстве, религии, были подняты вопросы о квазиличностях и о природе психологического

 

147

 

наблюдения, о возможностях построения психологии вне эксперимента.

На заключительном пленарном заседании с сообщением об итогах секционной работы выступила В.А. Лабунская — председатель программного комитета конференции. Т.Ю. Базаров сообщил присутствующим о решении провести II съезд Российского Психологического общества (отчет и выборы руководящих органов РПО, научная тематика «Проблемы практической психологии») в Ярославле в сентябре 1998 г. С заключительной речью к участникам конференции обратился президент РПО Е.А. Климов.

 

П.Н. Ермаков, В.А. Лабунская

Ростов-на-Дону