128

 

СВОЕОБРАЗИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЛОЧЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП

 

В.В. БЕЛОУС, И.Н. ДРОКИНА

 

В настоящее время можно констатировать наличие трех сложившихся подходов к исследованию структур интегральной индивидуальности. Первый охватывает круг проблем, связанных с раскрытием своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от объективных детерминант человеческого поведения. На сегодняшний день обстоятельно изучена структура интегральной индивидуальности у подростков из благополучной и неблагополучной сред обитания [12]; у старшеклассников в индивидуальной деятельности [15] и у старшеклассников городского и сельского социумов [5]; у студентов в разнопрофильной учебной деятельности [14] и у студентов различных этнических групп [16].

Второй подход касается выяснения роли "внутренних", или субъективных, условий в становлении структур интегральной индивидуальности [5], [14]. Наиболее показательным в этом отношении может служить исследование Т.В.Копань, изучившей влияние мотиваций достижения успеха на особенности взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Наконец, в упомянутых выше работах структура интегральной индивидуальности изучалась и с позиции соотношения объективного и субъективного [5], [14] (третий подход).

В предлагаемой работе делается акцент на первый подход и в зависимости от сплоченности учебных групп дается характеристика структур интегральной индивидуальности у юношей и девушек 14 — 15 лет.

 

ЭТАПЫ И МЕТОДИКИ ПСЛЛЕДОВАНИЯ

 

Исследование проводилось в 1994— 1995 гг. в Минеральных Водах Ставропольского края в средней школе-гимназии № 103.

В эксперименте приняли участие 55 человек. Из них 28 человек — учащиеся IX "А" класса и 27 человек — учащиеся IX "Б" класса. Выборка испытуемых состояла из 32 девушек и 23 юношей. Возраст испытуемых 14— 15 лет.

Экспериментальная работа проводилась в два этапа. На первом этапе в обеих группах диагностировался уровень групповой сплоченности. На втором этапе исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: нейродинамический (уровень организма), психо-динамический (темперамент, или уровень первичных свойств индивида), личностный уровень и уровень метаиндивидуальности.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась на основе корреляционного и факторного

 

129

 

анализов с использованием IBM PC-486 при помощи универсального статистического пакета "STADIA-5.0" [10].

Методика диагностики групповой сплоченности

Для диагностики групповой сплоченности применялась методика "Исследование ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)", разработанная и внедренная в систему образования под руководством А.В.Петровского [17], [26]. Использовался несколько модифицированный ее вариант, суть которого заключается в следующем. Испытуемому предлагается набор характеристик индивидуальности, которые он ранжирует по степени личной желательности. Подсчитывается количество испытуемых, отдавших групповое предпочтение первым трем качествам человека, и количество испытуемых, отвергнувших и поставивших на три последних места те или иные характеристики.

Коэффициент групповой сплоченности вычисляется по формуле

где т — количество школьников, объединенных первой тройкой качеств личности; п — количество школьников, объединенных последней тройкой качеств личности; с — возможное количество отнесении в первую и последнюю тройки.

В нашем исследовании применялись также различные методики для диагностики уровней интегральной индивидуальности.

 

Показатели нейродинамического уровня

Для исследования использовался тест-опросник структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности (ОС НДУ ИИ) А.И.Щебетенко [27], предназначенный для диагностики основных свойств общего и специального типов нервной системы человека.

Показатель 1. Количество баллов по шкале А — "Сила процессов возбуждения" (работоспособность)

Показатель 2. Количество баллов по шкале В — "Чувствительность".

Показатель 3. Количество баллов по шкале С — "Сила процесса торможения".

Показатель 4. Количество баллов по шкале D — "Неуравновешенность нервных процессов".

Показатель 5. Количество баллов по шкале Е — "Подвижность нервных процессов".

Показатель 6. Количество баллов по шкале F — "Преобладание второй сигнальной системы".

 

Показатели психодинамического уровня

Для диагностики применялся тест-опросник структуры психодинамического уровня интегральной индивидуальности (ОСПДУИИ) А.И.Щебетенко [27], который служит для оценки отдельных свойств и типа темперамента человека.

Показатель 7. Количество баллов по шкале А — "Сензитивность".

Показатель 8. Количество баллов по шкале В1 — "Эмоциональная возбудимость".

Показатель 9. Количество баллов по шкале В — "Тревожность".

Показатель 10. Количество балов по шкале С - "Темп реакции" (психический темп).

Показатель 11. Количество баллов по шкале D — "Активность".

Показатель 12. Количество баллов по шкале Е — "Реактивность".

Показатель 13. Соотношение реактивности и активности, выраженное в баллах.

Показатель 14. Количество баллов по шкале G — "Резистентность".

 

130

 

Показатель 15. Количество баллов по шкале Н — "Интроверсия как субъективация".

Показатель 16. Количество баллов по шкале I — "Психодинамическая общительность".

Показатель 17. Количество баллов по шкале J — "Ригидность".

Для диагностики интроверсии — экстраверсии и нейротизма применялся тест-опросник Г.Айзенка [18].

Показатель 18. Количество баллов по шкале "Интроверсия — экстраверсия".

Показатель 19. Количество баллов по шкале "Нейротизм".

 

Показатели личностного уровня

Свойства личности диагностировались по опроснику "ОТКЛЭ" Н.И.Рейнвальд [19].

Показатель 20. Количество баллов по шкале "Организованность".

Показатель 21. Количество баллов по шкале "Трудолюбие".

Показатель 22. Количество баллов по шкале "Коллективизм".

Показатель 23. Количество баллов по шкале "Любознательность".

Показатель 24. Количество баллов по шкале "Эстетическое развитие".

Для диагностики личной предрасположенности к конфликтному поведению применялся тест описания поведения К.Томаса [7].

Показатель 25. Количество баллов по шкале "Соперничество".

Показатель 26. Количество баллов по шкале "Сотрудничество".

Показатель 27. Количество баллов по шкале "Компромисс".

Показатель 28. Количество баллов по шкале "Избегание".

Показатель 29. Количество баллов по шкале "Приспособление".

Показатель 30. Применялся опросник "Шкала мотивации одобрения" Д.Крауна и Д.Маслоу [7]. Показателем служило количество баллов, полученных по шкале мотивации одобрений.

 

Показатели уровня метаиндивидуальности

Для исследования межличностных отношений в группе использовался метод социометрических измерений (социометрия) Дж. Морено [11].

Показатель 31. Количество баллов по интеллектуальному признаку.

Показатель 32. Количество баллов по деловому признаку.

Показатель 33. Количество баллов по эмоциональному признаку.

Показатель 34. Количество выборов.

Для определения деловых и коммуникативных предпочтений в группе применялся опросник "Исследование нормативных предпочтений в группе" [7].

Показатель 35. Количество баллов по шкале "Деловые предпочтения". Показатель 36. Количество баллов по шкале "Коммуникативные предпочтения".

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Коэффициент групповой сплоченности в одном классе (IX "А" класс) оказался равным 56,5%, в другом (IX "Б" класс) — 40,8%. В первом случае налицо высокая групповая сплоченность, во втором — низкая. Мы сравнили оба класса по отдельным показателям свойств четырех уровней интегральной индивидуальности по t-критерию Стьюдента и получили следующее: из 36 сопоставлений только в шести зафиксированы статистически значимые различия. Классы различаются по ригидности, нейротизму, трудолюбию, соперничеству, деловым и коммуникативным предпочтениям,

 

131

 

т.е. по психодинамическому, личностному уровням и уровню метаиндивидуальности.

Следовательно, поэлементная характеристика интегральной индивидуальности весьма неопределенна и субъективна. По набору отдельных свойств мы в состоянии лишь в общих чертах описать специфику интегральной индивидуальности у школьников, принадлежащих к различным по групповой сплоченности учебным группам.

С целью преодоления недостатков поэлементного анализа интегральной индивидуальности мы прибегли к факторной обработке исходных данных, позволяющей выразить интегральную индивидуальность во взаимосвязях свойств и уровней. Вычислив матрицы интеркорреляций по Спирмену для каждой группы школьников в отдельности, мы подвергли их (матрицы интеркорреляций) факторизации по методу Терстоуна. Полученные данные представлены в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 видно, что у школьников с высокой групповой сплоченностью выделяются четыре значимых фактора. Один из них (фактор 2) представлен всеми исследуемыми уровнями интегральной индивидуальности, три фактора заполнены частично.

В факторе 1 наблюдается взаимосвязь нейродинамики, темперамента и личности, в факторах 3 и 4 — взаимосвязь темперамента и статуса. Во всех четырех выделенных факторах присутствует темперамент; в трех факторах (2, 3 и 4) — статус и в двух факторах (1 и 2) — нейродинамика и личность. Типичной является связь по линии "темперамент — статус" (75 %). Роль низших (организм и темперамент) и высших (личность и статус) уровней в структурировании интегральной индивидуальности у школьников с высокой групповой сплоченностью приблизительно одинакова (незначительный перевес низших уровней над высшими: 6 против 5 по значимости факторных нагрузок).

Итак, интегральный портрет индивидуальности у школьников с высокой групповой сплоченностью в общем и целом является вероятностным. Межуровневые связи (например, между организмом и темпераментом; темпераментом и личностью, личностью и статусом) то прямые, то косвенные.

У школьников с низкой групповой сплоченностью факторный анализ позволил выделить три значимых симптомокомплекса свойств. Фактор 1 наполнен всеми участвующими уровнями интегральной индивидуальности. Факторы 2 и 3 представлены взаимосвязью нейродинамики темперамента и личности. Эта взаимосвязь является типичной для школьников с низкой групповой сплоченностью, стабильной и, следовательно, закономерной. Что касается роли высших и низших уровней в становлении структур интегральной индивидуальности у школьников с низкой групповой сплоченностью, то перевес низших уровней над высшими достаточно значителен: 6 против 4, т.е. в 1,5 раза по величине и значимости факторных нагрузок.

Итак, интегральный портрет индивидуальности у школьников с низкой групповой сплоченностью обладает по линии "организм — темперамент — личность" жесткой детерминацией свойств. Эта же связка свойств по отношению к уровню метаиндивидуальности находится в вероятностной зависимости.

Если сравнить структуры интегральной индивидуальности у школьников с высокой и низкой групповой сплоченностью, то между ними обнаруживается гораздо больше сходства, чем различия. И действительно, первые два фактора у школьников с высокой групповой сплоченностью буквально повторяет все три фактора у

 

132

 

Таблица 1

Извлеченные факторы у школьников с высокой групповой сплоченностью

 

Уровень интегральной

индивидуальности

Показатель

Факторы

1

2

3

4

Нейродинамический

(организм)

 

1

0,78

 

 

 

2

 

0,60

 

 

3

0,57

 

 

 

4

 

 

 

 

5

0,44

 

 

 

6

 

 

 

 

Психодинамический

(темперамент)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

0,74

 

 

8

 

0,55

 

 

9

 

0,79

 

 

10

0,47

 

 

 

11

0,52

 

 

0,55

12

 

 

-0,76

 

13

 

 

 

 

14

0,60

 

 

0,52

15

 

 

 

 

16

 

 

-0,73

-0,40

17

 

 

0,73

 

18

 

 

-0,43

 

19

-0,48

 

 

 

Личностный

(личность)

 

 

 

20

0,60

 

 

 

21

0,54

0,43

 

 

22

0,80

 

 

 

23

0,77

 

 

 

24

 

0,42

 

 

25

 

-0,57

 

 

26

 

 

 

 

27

 

0,48

 

 

28

 

 

 

 

29

 

0,55

 

 

30

0,71

 

 

 

Метаиндивидуальный

(статус)

 

31

 

 

 

0,85

32

 

 

-0,62

 

33

 

 

 

 

34

 

 

-0,62

 

35

 

0,44

-0,41

 

36

 

0,65

 

 

Примечание. Значимыми признавались факторные веса от 0,40 и выше (В.Д. Небылицын, 1980).

 

133

 

Таблица 2

Извлеченные факторы у школьников с низкой групповой сплоченностью

 

Уровень интегральной индивидуальности

Показатель

            Факторы

1

2

3

Нейродинамический

(организм)

 

1

 

 

 

2

0,60

 

 

3

 

-0,48

 

4

 

 

-0,57

5

 

-0,75

 

6

 

 

 

     Психодинамический   

          (темперамент)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

0,66

 

 

8

0,55

 

 

9

0,42

 

 

10

-0,44

-0,51

 

11

 

-0,62

 

12

 

 

-0,49

13

 

 

0,75

14

-0,55

-0,46

 

15

0,50

0,45

-0.41

16

 

 

 

17

0,40

 

 

18

-0,61

 

 

19

 

 

 

Личностный

  (личность)

 

 

20

 

 

 

21

0,53

-0,46

-0,40

22

 

-0,47

 

23

 

-0,52

 

24

0,55

-0,72

 

25

-0,44

 

 

26

 

 

-0,55

27

 

 

0,48

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

-0,41

0,54

Метаиндивидуальный

(статус)

 

 

 

31

0,67

 

 

32

0,56

 

 

33

 

 

 

34

0,74

 

 

35

36

 

 

 

 

134

 

школьников с низкой групповой сплоченностью. Если и имеется различие, то оно скорее внешнее, связанное с перестановкой факторов, а не внутреннее. При таком глобальном подходе к оценке извлеченных факторов в различных внешних условиях специфическим выглядит лишь взаимосвязь темперамента и статуса у школьника с высокой групповой сплоченностью.

О чем свидетельствует полученный фактический материал? В экспериментальной работе Л.В.Мищенко, исследовавшей пять уровней (организм — темперамент — индивид — личность — статус) интегральной индивидуальности и их взаимосвязь, обнаружена 80%-ная общность структур интегральной индивидуальности у студентов I курса гуманитарного и естественнонаучного профилей [14]. В исследовании Т.В.Копань независимо от мотивации достижения успеха установлены одинаковые структуры интегральной индивидуальности у школьников разного социума [4]. Наш фактический материал вполне соответствует данным Л.В.Мищенко и Т.В.Копань и тем самым подтверждает идею обусловленности объективного субъективным.

Следующий этап работы был посвящен выяснению особенностей структуры интегральной индивидуальности у школьников безотносительно к их отношению к групповой сплоченности, т.е. изучению общегрупповой структуры интегральной индивидуальности. С этой целью обе выборки были объединены в одну и для новой выборки, состоящей из 55 испытуемых, были произведены интеркорреляционный и факторный расчеты с использованием вычислительной техники. Полученные результаты представлены в табл. 3. В ней все шесть извлеченных факторов являются значимыми и незавершенными, т.е. частичными. Суть каждого фактора в отдельности заключается в следующем.

Фактор 1 — взаимосвязь свойств по линии "организм — темперамент — статус". Роль свойств личности нивелируется.

Фактор 2 — взаимосвязь свойств по линии "организм — темперамент — личность". Роль свойств метауровня нивелируется.

Факторы 3 и 5 — взаимосвязь свойств линии "темперамент — личность — статус". Роль свойств организма нивелируется.

Фактор 4 — взаимосвязь темперамента и личности. Роль свойств низшего уровня — организма и темперамента — нивелируется.

Фактор 6 — взаимосвязь свойств высшего уровня: личности и статуса. Роль свойств низшего уровня — организма и темперамента — нивелируется.

Типичной для школьников с общегрупповой сплоченностью является взаимосвязь темперамента и личности (66,6%); менее часто встречаются взаимосвязь свойств личности и метауровня (50%) и взаимосвязь свойств организма и темперамента (33,3%). В структурировании интегральной индивидуальности наблюдается незначительный перевес высших уровней над низшими.

Итак, структура интегральной индивидуальности у школьников с общегрупповой сплоченностью подчиняется законам функциональной и вероятностной зависимости. Это придает ей гибкость, динамичность и возможность творческого управления развитием интегральной индивидуальности у юношей и девушек 14— 15 лет.

В чем теоретический и практический смысл полученных фактов? Прежде всего наши данные служат дополнительным аргументом в пользу признания динамичности структур

 

135

 

Таблица 3

Извлеченные факторы у школьников с общегрупповой сплоченностью

 

Уровень интегральной индивидуальности

Показатель

Факторы

1

2

3

4

5

6

Нейродинамический

(организм)

1

0,53

0,45

 

 

 

 

2

-0,66

 

 

 

 

 

3

 

0,55

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

0,49

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

Психодинамический

(темперамент)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

0,71

 

 

 

0,41

 

8

-0,55

 

 

0,46  

 

 

9

-0,56

 

 

 

 

 

10

 

0,46

 

 

 

 

11

 0,53

 

-0,72

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

0,53

 

 

 

 

 

15

-0.58

 

-0.41

 

 

 

16

 

 

 

0,57                

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

0,41

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

0,50

 

-0,44

 

0,45

 

21

0,60

 

 

 

 

 

22

0,62

 

 

 

 

 

23

 

  0,70           

 

 

 

 

24

 

  0,65            

 

 

 

 

25

0,43

 

 

 

0,42

  

26

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

28

 

 

-0,55

-0,44

 

 

29

 

 

0,40

 

 

 

Метаиндивидуальный

(статус)

30

 

 0,63           

 

 

 

 

31

 

 

 

 

-0,74

 

32

-0,51

 

-0,50

 

 

 

33

 

 

 

-0,42

 

0,63

34

 

 

-0,50

 

-0,57

 

35

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

136

 

интегральной индивидуальности универсальной закономерностью их функционирования. Любая структура интегральной индивидуальности чувствительна к изменениям внешней среды, отражает их, не теряя при этом своей целостности. Кроме того, существенно изменяется подход к познанию ранней юности. До сих пор характеристика ранней юности строилась на поэлементной основе. Детально и обстоятельно изучены порознь анатомо-физиологические, индивидные, личностные и межличностные отношения этого возраста. Это образец аддитивной стратегии анализа психологии старшеклассников. Между тем педагог нуждается не столько в знании отдельных сторон возраста, хотя это важно и необходимо, сколько в знании их взаимодействия и взаимовлияния. Тогда интегральная характеристика возраста становится управляемой и, следовательно, оптимально развиваемой. Это уже образец неаддитивной стратегии исследования возраста вообще и ранней юности в частности. Наконец, следует в корне пересмотреть последовательность выполнения по курсам психологических заданий в период практики студентов педвузов. На первом этапе (IV курс) педпрактики студенты, как правило, учатся диагностировать и прогнозировать развитие индивидуальности школьника, а на втором (V курс) — приступают к выяснению социально-психологических особенностей учебной группы. Так разрывается органическая взаимосвязь индивидуальности и учебной группы. Иначе говоря, изучение учебной группы на завершающей ступени педпрактики становится автономным мероприятием, или "вещью в себе". Исходя из данных, установленных в нашей работе, надо признать, что объективная интегральная характеристика возраста может быть достигнута по линии "учебная группа — интегральная индивидуальность". На это, кстати, неоднократно обращал внимание В.С.Мерлин, разрабатывая педагогические аспекты теории интегральной индивидуальности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Характеристика интегральной индивидуальности может быть осуществлена поэлементно и по взаимосвязи разноуровневых свойств. Интегративный подход к индивидуальности более объективен и продуктивен.

2. Структура интегральной индивидуальности у школьников с высокой групповой сплоченностью является-вероятностной, у школьников с низкой групповой сплоченностью — по преимуществу жестко детерминированной, у школьников с общегрупповой сплоченностью — представляет собой синтез функциональной и вероятностной зависимости.

3. В структурировании интегральной индивидуальности у школьников с высокой групповой сплоченностью роль высших и низших уровней уравнивается; у школьников с низкой групповой сплоченностью наблюдается перевес низших уровней над высшими; у школьников с общегрупповой сплоченностью доминируют высшие уровни над низшими в становлении структур интегральной индивидуальности.

4. Управление развитием интегральной индивидуальности у юношей и девушек 14 — 15 лет тесно связано с их групповой принадлежностью

 

1. Ананьев Б.Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986.

 

137

 

3. Базылевич Т.Ф. Типологический анализ произвольных действий в структуре целостной индивидуальности: Автореф. докт. дис. М., 1994.

4. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности: Коллективная монография. Пятигорск, 1995.

5. Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности // Вопр. психол. 1995. № 6. С. 96 — 103.

6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

7. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.

8. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.

9. Интегральная индивидуальность: структура и функция: Межвуз. сб. научн. трудов. Пятигорск, 1994.

10. Кулаичев А.П. Статистическая диалоговая система STADIA-4,5. Руководство пользователя. М., 1991.

11. Лучшие психологические тесты: Пер. с англ. Е.А. Дружининой. Харьков, 1994.

12. Макарова К. В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону,1992.

13. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

14. Мищенко Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1993.

15. Ocunoвa А.А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

16. Павличенко Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1995.

17. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.

18. Психология личности: тесты, опросники, методики / Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. (авт.-сост.) М., 1995.

19. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

21. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

22. Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.

23. Человек в системе интегральной индивидуальности: Межвуз. сб. научн. тр. Пятигорск, 1993.

24. Человек как интегральная система: Межвуз. сб. научн. тр. Ростов-на-Дону, 1988.

25. Шидакова Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

26. Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопр. психол. 1972. № 5. С. 66 — 76.

27. Щебетенко А.И. Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека. Пермь, 1994.

28. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журн. 1995. Т, 16. № 2. С. 103 — 112.

Поступила в редакцию 15.I 1996 г.