39

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

И.В. Романов

 

Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к неким образам-эталонам пола [3]. Показано, что низкая дифференцированность половых эталонов снижает влияние половой идентичности как механизма, влияющего на поведение, выбор ценностей и т.д. [4], [5]. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3 — 5 лет, а второй — на подростковый возраст [1]. Однако при анализе литературы обращают на себя внимания некоторые моменты, проработка которых явно недостаточна:

большинство работ посвящено процессу половой идентификации дошкольника и младшего школьника; подростковый возраст в этом отношении оказывается значительно менее изученным;

неявно предполагается, что специфика пола проявляется прежде всего в содержании его эталонов, и гораздо меньше внимания уделяется в этом отношений структурным и динамическим аспектам половой идентичности;

половая идентичность в подростковом возрасте, несмотря на признание кризисного характера ее развития на этом этапе, предстает в литературе как относительно стабильное образование;

сегодня практически отсутствуют комплексные психолого-педагогические системы, в которых развитие половой идентичности рассматривалось бы в качестве основной цели.

В связи с этим нами было проведено исследование с целью изучения возрастных и индивидуальных особенностей становления половой идентичности и возрастной динамики ее развития у мальчиков и девочек на протяжении периода с 11 до 14 лет.

В основу работы легли представления о половой идентичности как об одном из видов личностной идентичности. Половая идентичность рассматривается как внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные

 

40

 

стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола, в единое целое без потери их своеобразия.

Операциональная модель половой идентичности строилась на основе психосемантической парадигмы. В ее рамках моделью сознания являются семантические (смысловые) пространства [2]. В качестве элементов идентичности выступают образы-эталоны, отражающие специфику пола и возраста: "большинство мужчин" (БР4), "большинство женщин" (БЖ), "большинство мальчиков" (БМч), "большинство девочек" (БД), "Я, каким(ой) хотел(а) быть" (Я-идеальное — Яи), Я.

Содержательный аспект половой идентичности связан с качественными характеристиками этих образов-эталонов, структурный — с их взаимоотношениями между собой (отражением которых является их расстояние в семантическом пространстве), а динамический — с изменением этих отношений с течением времени. В данной работе исследовались структурный и динамический аспекты половой идентичности.

Как в любом сложном психологическом образовании, в половой идентичности выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В нашу операциональную модель половой идентичности вошли два: когнитивный и эмоциональный.

Близость образов-эталонов в смысловом пространстве расценивалась как идентичность их для испытуемого. Близость образа Я к другому образу-эталону — как идентификация испытуемого с этим образом. В рамках эмоционального компонента отражением близости образов-эталонов выступала близость эмоционального отношения к ним у испытуемого; в рамках когнитивного — степень их похожести по субъективно значимым для испытуемого вербализованным критериям.

В нашей операциональной модели выделяются позитивная половая идентичность и отклонения от нее. Под позитивной половой идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень самопринятия и оценки со стороны общества.

 

МЕТОДИКИ И ИСПЫТУЕМЫЕ

 

Для исследования эмоционального компонента половой идентичности использовался цветовой тест отношений, когнитивного компонента — метод репертуарных решеток Дж.Келли. В качестве метрики расстояния между элементами половой идентичности использовался коэффициент корреляции профилей оценок образов-эталонов конкретного испытуемого. В эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся четырех общеобразовательных школ Воронежа. Исследованием охвачено 393 ученика VI—IX классов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

Анализ полученных результатов проводился в два этапа. Основной целью первого этапа было изучение структуры половой идентичности (Пи) в подростковом возрасте. Первичные данные подвергались факторному анализу по методу главных компонент. Выделенные факторы представлены на рис. 1, где одинаковыми линиями обозначены расстояния между элементами идентичности, дающими значимые нагрузки на один фактор, числа рядом с линиями обозначают номер выделенного фактора (отдельно для мальчиков и девочек).

 

41

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

 

Девочки

Мальчики

 

Рис. 1. Структура половой идентичности

 

В полученных результатах обращает на себя внимание следующее.

Во-первых, — отсутствие факторов, включающих в себя связи между элементами идентичности из разных компонентов (когнитивного и эмоционального). Это означает, что по структуре одного компонента половой идентичности нельзя сделать никаких выводов о структуре другого. Полученных данных не достаточно для утверждения о том, что компоненты идентичности никак не связаны между собой, поскольку взаимное влияние может проявляться отсроченно и характер связи, таким образом, может быть диахроническим. Вопрос о соотношении между этими компонентами половой идентичности — важная задача дальнейшего исследования.

Во-вторых, обращает на себя внимание существенное отличие в организации факторов, отражающих идентификацию с эталонами пола

 

42

 

в рамках эмоционального компонента половой идентичности (фактор 6 у мальчиков и 5 у девочек). У мальчиков идентификация с образами мужской области субъективного пространства возникает параллельно со сближением образов девочек и женщин. Мальчик начинает чувствовать свою мужественность тогда (и тем сильнее), когда (и чем сильнее) он чувствует в окружающих его девочках женщин. У девочек же переживание женственности прямо не связана с интеграцией "мужских" образов.

И наконец, в-третьих, в рамках когнитивного компонента самооценка личности (расстояние между образами-эталонами Я и Яи) имеет определенную специфику, связанную с полом испытуемых. Самооценка мальчиков определяется "чувством взрослости", которое можно операционализировать как близость реального и идеального Я к образу-эталону взрослого мужчины (фактор 5). У девочек к этому "треугольнику" присоединяются элементы, отражающие связи указанных образов с образом большинства женщин. Таким образом, самооценка девочек-подростков (близость элементов Я и Яи) связана с объединением элементов БМ и БЖ в единый мир взрослых и присоединением к этому миру (фактор 3). Это свидетельствует о том, что чувство взрослости у мальчиков и девочек имеет разный характер. У мальчиков оно связано с идентификацией с половозрастным эталоном взрослого мужчины, у девочек же — с присоединением к миру взрослых в целом.

Далее с помощью процедур факторного и регрессионного анализа были выделены пять основных типов половой идентичности, характеризующиеся спецификой отношений между ее структурными элементами. Три из них (недифференцированный, адекватный и инвертированный) существуют в рамках обоих компонентов идентичности; возрастно-дифференцированный тип — только в рамках когнитивного и инфантильный — только в рамках эмоционального компонента. Охарактеризуем каждый из указанных типов.

В основе адекватного типа идентичности лежит дифференциация субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного Я в ту область, которая соответствует биологическому полу индивида. Это соответствует объединению в психологическое "Мы" представителей своего пола и противопоставлению его психологическому "Они", включающему представителей противоположного пола.

На уровне поведения это соответствует адекватной (иногда несколько утрированной) женственности или мужественности. Выбор того или иного варианта поведения определяется прежде всего его соответствием или несоответствием эмоциональным переживаниям или когнитивным эталонам, свойственным представителям данного пола.

В основе инвертированного типа идентичности лежат дифференциация субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного Я в область, противоположную паспортному полу индивида.

Встречается этот тип в подавляющем большинстве случаев у мальчиков (часто наблюдаемое маскулинное поведение девочек обычно существует в рамках недифференцированного типа идентичности). Психологически он проявляется как повышенная мягкость, эмоциональность, тревожность, сензитивность и другие феминные характеристики у мальчиков.

Возрастно-дифференцированный тип идентичности существует только в рамках когнитивного компонента идентичности. В основе лежат дифференциация

 

43

 

субъективного пространства по признаку возраста и проекция Я индивида в область взрослости. Психологическим коррелятом такого типа идентичности являются "чувство взрослости" и высокая самооценка личности. Это отражается в близости образов Я, Яи и образов взрослых мужчин и женщин — у девочек, БМ — у мальчиков.

В основе недифференцированного типа идентичности лежит отсутствие дифференцированности субъективного пространства индивида. Все образы-эталоны настолько близки друг другу, что сливаются в некое единое целое. Такая организация пространства приводит к тому, что Я испытуемого также оказывается интегрированным в эту структуру.

В психологическом плане этот тип в какой-то степени соответствует недифференцированной половой идентичности, при котором отсутствуют как маскулинные, так и феминные признаки. Однако он может проявляться и в маскулинном поведении девочки. Говоря об относительной бесполости такого типа, необходимо подчеркнуть, что речь идет скорее о социальном, чем о сексуальном поведении. Наблюдения показывают, что девочки с недифференцированным типом идентичности часто отличаются как раз повышенной сексуальной активностью, которая не тормозится переживанием эмоциональной отграниченности от мальчиков и становится, таким образом, одним из многих других видов совместной с ними деятельности[1].

Таким образом, основная характеристика недифференцированного типа идентичности заключается в отсутствии регуляторов поведения, связанных с осознанием и эмоциональным переживанием своей позиции по отношению к значимым другим.

Инфантильный тип идентичности существует только у мальчиков и только в рамках эмоционального компонента идентичности. В основе лежит объединение образов-эталонов БЖ и БМ плюс интеграция Я индивида с этим образованием. Наблюдения показывают, что мальчики с этим типом идентичности испытывают большую потребность в эмоциональном тепле, привязанности и чувстве принадлежности, чем большинство мальчиков их возраста. Это позволяет высказать предположение о том, что данный тип идентичности в психологическом смысле является отражением наличия инфантильной симбиотической связи мать — ребенок.

Представленность разных типов идентичности в рамках эмоционального и когнитивного компонента  (рис. 2) позволяет отметить следующее. В рамках эмоционального компонента большинство испытуемых (и мальчики, и девочки) имеют адекватный тип половой идентичности. Это свидетельствует о том, что на эмоциональном уровне у большинства подростков значимые другие разделяются на две группы прежде всего по признаку пола (возраст при этом роли не играет). Когнитивный же компонент половой идентичности позволяет дифференцировать значимых других не только по признаку пола, но и по признаку возраста, причем и у мальчиков, и у девочек возрастно-дифференцированный тип идентичности в рамках этого компонента встречается наиболее часто.

 

 

Рис. 2. Типы идентичности

 

 

Представленность разных типов идентичности у мальчиков и девочек свидетельствует о том, что сама организация эмоционального компонента половой идентичности имеет существенную

 

44

 

половую специфику. Мальчики отличаются значительно более жесткой дифференциацией смыслового пространства по признаку пола, у них крайне редки случаи, когда эталоны женственности и мужественности оказываются слитыми между собой. Это подтверждает имеющиеся в литературе данные о том, что для мальчиков дифференциация эталонов мужественности и женственности более важна, чем для девочек. Подвижным у них оказывается только образ Я, который, проецируясь в "женскую" область смыслового пространства, может приводить к формированию

 

45

 

инвертированного типа идентичности. У девочек эталоны мужественности — женственности имеют тенденцию к слиянию, однако в случае их дифференцированности образ Я проецируется в свою область пространства.

Выделение указанных закономерностей позволяет нам охарактеризовать конфигурацию элементов, которая обеспечивала бы человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень самопринятия и оценки со стороны общества, т.е. позитивную половую идентичность. Какая же структура будет в этом смысле наиболее конструктивной?

В рамках эмоционального компонента половой идентичности в качестве показателей личностного благополучия использовались:

1) связь элемента Я с предпочтением цвета (Пц —традиционный для практики использования цветового теста отношений показатель позитивной эмоциональной окраски этого образа Я для испытуемого);

2) связь предпочтения цвета с "аутогенной нормой" (эталонной последовательностью цветов, характеризующих психологическое благополучие личности).

В группе девочек первый показатель вошел в фактор, отражающий степень интеграции образов-эталонов женской области смыслового пространства личности (фактор 5, рис. 1). Чем ближе между собой эти образы (включая образ Я девочки-подростка), тем позитивней они окрашены.

Второй показатель вошел в фактор, отражающий степень дифференцированности мужской и женской областей смыслового пространства (фактор 1, рис. 1). Чем больше в рамках эмоционального компонента половой идентичности расстояние между эталонами мужественности и женственности, тем выше уровень психологического благополучия девочки.

Таким образом, степень личностного благополучия девочки-подростка прямо пропорциональна дифференцированности ее эмоциональных эталонов мужественности — женственности и степени ее идентификации с женской областью смыслового пространства личности в рамках эмоционального компонента идентичности.

В группе мальчиков связи, отражающие эмоциональную окрашенность мужских образов (включая образ Я) выделились в отдельный фактор (фактор 4, рис. 1); для мальчика идентификация с мужской областью еще не является гарантией ее позитивной эмоциональной окраски. Второй показатель (связь предпочтения цвета с аутогенной нормой) входит в этот же фактор, причем с отрицательным знаком: уровень эмоционального благополучия личности мальчика-подростка отрицательно коррелирует с выраженностью позитивной эмоциональной окраски мужских образов. В качестве одного из возможных объяснений такого результата предлагается гипотеза о защитно-компенсаторной природе данного феномена. Изоляция двух основных показателей требует дополнительных критериев выбора. Такой выбор облегчается тем, что мальчики в рамках эмоционального компонента идентичности имеют всего три типа: адекватный, инвертированный и инфантильный. Два последних совершенно очевидно отпадают: инвертированный — по причине несоответствия биологическому полу, инфантильный — по критерию личностной зрелости подростка.

Таким образом, в рамках эмоционального компонента и для девочек, и для мальчиков наиболее конструктивным можно считать наличие адекватного типа половой идентичности.

В рамках когнитивного компонента в качестве критерия психологического благополучия рассматривался

 

46

 

уровень самооценки личности, отражением которого является расстояние между элементами Я и Яи. И у девочек, и у мальчиков максимальный уровень самооценки наблюдается при наличии возрастно-дифференцированного типа идентичности (сочетаясь с выраженным чувством взрослости).

Исходя из сказанного, позитивную половую идентичность в подростковом возрасте обеспечивает сочетание адекватного типа в рамках эмоционального компонента и возрастно-дифференцированного — в рамках когнитивного компонента идентичности.

Второй этап анализа результатов был посвящен изучению возрастной динамики развития половой идентичности. Установлено, что значимые изменения происходят в рамках эмоционального компонента половой идентичности (изменения показателей когнитивного компонента статистически не значимы). С VI по VIII класс и у мальчиков, и у девочек показатели эмоционального компонента удаляются от эталона позитивной идентичности. Направление этих изменений связано с описанной выше спецификой пола: у девочек снижается дифференцированность образов-эталонов мужественности — женственности, у мальчиков же при сохранении дифференциации этих эталонов образ Я смещается к "женской" области, последовательно удаляясь от элементов "большинство сверстников одного со мной пола" (VIII класс) и БМ (VIII класс). VIII класс характеризуется пиком этих изменений, представляя собой фактически негативную фазу возрастного кризиса половой идентичности, когда у большинства девочек наблюдается недифференцированный тип идентичности, а связь образа Я мальчиков с мужскими образами-эталонами значительно слабеет. К IX классу наступает перелом, и конфигурация элементов эмоционального компонента вновь возвращается к эталону позитивной идентичности, однако уже с некоторыми изменениями. Так, у девочек исходное состояние характеризуется альтернативными отношениями мужских и женских образов, позитивной эмоциональной окраской женских образов и негативной — мужских. Конечное состояние отличается меньшим противопоставлением мужественности и женственности (при их достаточной дифференциации) и снижением негативного отношения к мужской области. У мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола при сохранении (и даже усилении) маскулинной идентификации. Таким образом, речь фактически идет о кризисном пути перехода от детской, инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.

Гипотетически содержание описанных изменений может быть представлено следующим образом. Пробуждающийся в пубертатном возрасте интерес делает все, связанное с противоположным полом, эмоционально привлекательным для мальчика. Однако при отсутствии социально приемлемых инструментальных средств реализации такого влечения и сохранения детской, позиции по отношению к большинству лиц, являющихся для подростка эталоном женственности, пробуждающееся влечение может бессознательно переживаться им как приближение к женской и удаление от мужской области субъективного пространства. Феноменологически позиция "меня туда влечет, и я не знаю, что с этим делать" может переживаться подростком как идентификация с привлекательным для него объектом, что нашло свое отражение в сближении образов Я и БЖ.

 

47

 

Такое неосознанное "предательство" своего пола (при известной значимости для мальчика маскулинной идентификации) не может не вызвать у него защитно-компенсаторного (в том числе агрессивного) поведения по отношению к девочкам и тщательной маскировки всех внешних признаков позитивно окрашенного интереса к женскому полу. Но в результате мальчик попадает в порочный круг, ибо о чувствах своих сверстников, составляющих для него референтную группу, он судит только по их поведению, которое, в свою очередь, не менее "феминофобно", чем у него. Он остается "не таким, как все", что в контексте данного исследования проявляется в зафиксированном явлении удаления образа Я от образа БМч, потом и БМ.

Перелом в сторону формирования позитивной половой идентичности происходит с VIII по IX класс. Именно здесь мы сталкиваемся с резким поворотом к маскулинной идентификации у мальчиков. Вряд ли случайно и то, что этот перелом происходит на фоне переживания феминизации своих сверстниц-девочек. Для понимания этого явления важной может оказаться закономерность, выявленная на образно-эмоциональном уровне репрезентации половой идентичности: маскулинная идентификация мальчика прямо связана со степенью субъективной близости у него образов девочек и женщин (у девочек, кстати, подобная зависимость отсутствует).

Другими словами, мальчик начинает чувствовать свою мужественность тогда, когда рядом с ним появляется женщина одного с ним возраста. Это значит, что долгие годы существовавшая гипотеза зависти к возрасту девочки как причины кризиса половой идентичности мальчика не подтверждается: эмоциональное отношение к девочке как к взрослой женщине появляется гораздо позже возникновения первых проблем и представляет собой скорее признак выхода из кризиса, чем его причину.

У девочек мы наблюдаем выраженное противоречие между структурой эмоционального и когнитивного компонентов половой идентичности. Эмоциональный компонент связан с четкой дифференциацией идентичности по полу, что служит основой глубинного эмоционального благополучия. Самооценка же девочки в рамках когнитивного компонента связана преимущественно с идентификацией с недифференцированным по полу миром взрослых. В результате с VI по VII класс в рамках эмоционального компонента у девочек отмечается слияние женской и мужской областей.

С VIII по IX класс эта тенденция сменяется на противоположную. В какой-то степени это может объясняться тем, что для девочки актуальной становится область сексуальных отношений и это вновь обусловливает необходимость дифференциации мужской и женской областей субъективного пространства. Кроме того, девочка вступает в новую систему социальных отношений, где "быть взрослой" отнюдь не значит быть "синим чулком" и где женственность и привлекательность для мужского пола становятся одними из важнейших атрибутов социального статуса.

 

1.    Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

2.    Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1989.

3.    Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

4.    Юферева Т.И. Образы мужчина женщин в сознании подростков // Вопр. психол. 1985.№ 3. С. 84 — 90.

5.    Юферева Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. С. 130 — 146.

 

Поступила в редакцию 12.II 1997 г.



[1] Проблема соотношения полового самосознания и сексуального поведения требует специального тщательного исследования.