146

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

3-5 декабря 1996 г. состоялась первая Российская конференция по экологической психологии, организованная лабораторией экопсихологии развития (Психологический институт РАО) и Российским психологическим обществом при финансовой поддержке РГНФ.

Экологическая психология (экопсихология) - это направление, оформившееся за рубежом в 70-х гг. и бурно развивающееся в отечественной психологии в последнее десятилетие на стыке психологии, экологии, педагогики, психотерапии, философии, истории, культурологии и т.д. Исходным для экопсихологических исследований является представление о том, что психическое развитие, обучение и поведение человека в разных условиях, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи данного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной, семейной и т.п.) и природой в целом.

В ходе конференции были выявлены следующие направления исследований:

экопсихология как исследовательская парадигма: предмет, метод, практика;

психологические проблемы экологического сознания и образования: диагностика, традиционные и нетрадиционные методы формирования, социоестественная история; психология среды (семейной, образовательной, информационной, экстремальной); практическая экопсихология: экспертиза, диагностика, консультирование, коррекция, реабилитация, тренинг.

В работе конференции приняли участие 225 человек: из городов России (Москва, Калуга, Санкт-Петербург, Тула, Магадан и др.), стран ближнего зарубежья (Латвия, Украина, Казахстан), двое ученых из США.

На двух пленарных заседаниях по теме "Экологическая психология: теория, эксперимент, практика" с докладами выступили: Е.А. Климов, В.В. Рубцов, В.И. Панов, В.С. Мухина, А.Г. Асмолов, О.И. Генисаретский, Э.С. Кульпин, А.А. Тюков, В.А. Геодакян, А.А. Бодалев, В.И. Слободчиков, Д.Н. Кавтарадзе, В.В. Кулешов, А.Н. Камнев, В. Кунц.

В соответствии с программой конференции было проведено 12 симпозиумов:

"Психолого-педагогические аспекты образовательных сред" (рук. Л.М. Митина, В.И. Панов);

"След Чернобыля - сознание и поведение населения" (рук. В.А. Иванников);

свободная дискуссия на тему "Эко-психология - взгляды и мнения" (рук. Г.Г. Аракелов);

"Методологические проблемы формирования экологического сознания" (рук. С.Д. Дерябо);

"Технологии формирования экологического сознания" (рук. И.Д. Зверев);

"Социокультурный контекст формирования экологического сознания" (рук. Б.Т. Лихачев);

"Игровая среда и экспериментальное (деятельное) обучение в экологическом образовании" (рук. Д.Н. Кавтарадзе, А.Н. Камнев);

"Экологическое сознание и дееспособность человека" (рук. А.Б. Леонова, В.И. Медведев);

"Человек в информационной среде" (рук. В.Е. Лепский);

«Практическая экопсихология: экспертиза, диагностика, консультирование, коррекция, реабилитация, тренинг» (рук. О.М. Дерябина, М.И. Марьин, И.О. Котенев);

«Взаимодействие Человека и Природы: социоестественная история» (рук. Э.С. Кульпин).

«Проекторы формирования индивидуальности» (рук. А.Н. Лебедев, Т.М. Марютина).

Конференция показала, что развитие отечественной экопсихологии обусловлено практическими проблемами стихийного и целенаправленного изменения психических состояний человека и его сознания (включая, экологическое) в различных средовых условиях его развития и поведения (семейных, информационных, образовательных, экстремальных и т.п.), а также проблемами экологического образования и сознания. Экопсихологические исследования проводятся различными ведомствами (РАН, РАО, МГУ, Минобраз, Минздрав, Минобороны, МЧС, МВД и др.), но обособленно друг от друга, используя разные теоретические основания и методы, часто специалистами, не имеющими достаточного («экопсихологического») образования. Поэтому очень важно поставить и обсуждать вопросы о необходимости:

координации исследований, проводимых в РАО по темам, связанным с диагностикой и формированием экологического сознания в учреждениях среднего, высшего и дополнительного образования;

координации экопсихологических исследований и создании с этой целью секции РПО по экологической психологии, а также создания межведомственного экопсихологического научно-практического центра;

разработки общей теории изменения психических состояний человека (его поведения и сознания в целом) в разных средовых условиях и при решении разных задач экологичного природопользования;

создания специальной программы и соответственно образовательного учреждения для подготовки и повышения профессиональной — экопсихологической — квалификации специалистов (экопсихологов), имеющих дело с проблемами диагностики и формирования экологического сознания, с психологической экспертизой средовых условий образовательной и трудовой деятельности человека, с диагностикой и реабилитацией психических состояний в экстремальных условиях и т.п.

 

 

В.И. Панов

Москва