154
Е.Н. КАБАНОВА-МЕЛЛЕР
Ушла из жизни Евгения Николаевна Кабанова-Меллер,
доктор психологических наук, крупный специалист в области педагогической
психологии.
Е.Н. Кабанова-Меллер родилась 27 декабря 1902 г. Большую
часть своей долгой жизни она отдала служению науке. Евгения Николаевна успешно
окончила 2-й Московский государственный университет. Уже в 30-е гг. она начала
вести научно-исследовательскую работу. Так, ее интересовала перспективная в то
время проблема производственного обучения, психологические основы которой она
творчески разрабатывала на материале черчения в лаборатории С.Г. Геллерштейна.
Самый значительный период в ее научной биографии
связан со старейшим психологическим учреждением нашей страны — ныне
Психологическим институтом Российской Академии образования, где она долгие годы
работала в лаборатории психологии учения и умственного развития. Именно в
стенах этой лаборатории Е.Н. Кабанова-Меллер, обобщая данные многолетних
исследований, создала оригинальную концепцию приемов умственной деятельности
учащихся. Она одна из первых исследователей тесно связала формирование такого
рода приемов с умственным развитием детей. В рамках своей концепции Е.Н.
Кабанова-Меллер разработала действенный критерий умственного, развития —
перенос приемов в новые условия деятельности, который широко используется в
психодиагностике. Теоретические представления позволили ей перейти к
формулированию принципов развивающего обучения. Возможность реализации таких принципов
подтверждена ею на богатом материале, относящемся к разным учебным предметам
(математика, черчение, география).
Как и большинство исследователей, работавших в
области педагогической психологии, Е.Н. Кабанова-Меллер стремилась к внедрению
научных результатов в практику обучения в школе. При этом она полагала, что
путь от психологии к практике должен быть опосредствован серьезной проработкой
методистами психологических идей и созданием на этой основе собственных
методических концепций. Одна из таких концепций была разработана методистом
Т.П. Герасимовой на материале четырехлетней программы обучения географии. Нашли
воплощение в практике и другие ее пожелания и требования. Например, все больше
в учебные планы, программы и учебники в целях умственного развития учащихся
входят психологически обоснованные, рациональные приемы учебной работы, что так
настойчиво рекомендовала Е.Н. Кабанова-Меллер.
155
Е.Н. Кабанова-Меллер — автор многих научных и
научно-популярных книг и статей. В золотой фонд отечественной педагогической
психологии вошли две ее широко известные монографии: «Психология формирования
знаний и навыков у школьника. Проблема приемов умственной деятельности» (1962)
и «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся»
(1968). Эти книги отмечены премиями АПН СССР.
Много сил Евгения Николаевна отдавала подготовке
научных психологических кадров. Под ее руководством защищен ряд кандидатских
диссертаций. Она регулярно консультировала психологов и педагогов по актуальным
вопросам педагогической психологии. Кроме того, она успешно занималась
преподавательской деятельностью: вела уроки в средней школе, читала лекции в
Институте повышения квалификации преподавателей вузов.
Плодотворная научная и научно-практическая
деятельность Е.Н. Кабановой-Меллер была неоднократно отмечена государственными
наградами — орденом «Знак Почета» и медалями.
Е.Н. Кабанову-Меллер отличал широкий научный
кругозор, глубокое знание не только отечественной, но и зарубежной литературы,
чему способствовало владение тремя иностранными языками. Она была творчески
одержимым, высоко принципиальным ученым, умеющим бескомпромиссно, непримиримо
отстаивать свои позиции, человеком большой культуры и духовной целостности.
Светлая память о Евгении Николаевне сохранится у всех,
кто работал рядом с ней, был ее учеником, читал ее труды и просто знал ее.