Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

Е.Н. КАБАНОВА-МЕЛЛЕР

 

 

 

Ушла из жизни Евгения Николаевна Кабанова-Меллер, доктор психологических наук, крупный специалист в области педагогической психологии.

Е.Н. Кабанова-Меллер родилась 27 декабря 1902 г. Большую часть своей долгой жизни она отдала служению науке. Евгения Николаевна успешно окончила 2-й Московский государственный университет. Уже в 30-е гг. она начала вести научно-исследовательскую работу. Так, ее интересовала перспективная в то время проблема производственного обучения, психологические основы которой она творчески разрабатывала на материале черчения в лаборатории С.Г. Геллерштейна.

Самый значительный период в ее научной биографии связан со старейшим психологическим учреждением нашей страны — ныне Психологическим институтом Российской Академии образования, где она долгие годы работала в лаборатории психологии учения и умственного развития. Именно в стенах этой лаборатории Е.Н. Кабанова-Меллер, обобщая данные многолетних исследований, создала оригинальную концепцию приемов умственной деятельности учащихся. Она одна из первых исследователей тесно связала формирование такого рода приемов с умственным развитием детей. В рамках своей концепции Е.Н. Кабанова-Меллер разработала действенный критерий умственного, развития — перенос приемов в новые условия деятельности, который широко используется в психодиагностике. Теоретические представления позволили ей перейти к формулированию принципов развивающего обучения. Возможность реализации таких принципов подтверждена ею на богатом материале, относящемся к разным учебным предметам (математика, черчение, география).

Как и большинство исследователей, работавших в области педагогической психологии, Е.Н. Кабанова-Меллер стремилась к внедрению научных результатов в практику обучения в школе. При этом она полагала, что путь от психологии к практике должен быть опосредствован серьезной проработкой методистами психологических идей и созданием на этой основе собственных методических концепций. Одна из таких концепций была разработана методистом Т.П. Герасимовой на материале четырехлетней программы обучения географии. Нашли воплощение в практике и другие ее пожелания и требования. Например, все больше в учебные планы, программы и учебники в целях умственного развития учащихся входят психологически обоснованные, рациональные приемы учебной работы, что так настойчиво рекомендовала Е.Н. Кабанова-Меллер.

 

155

 

Е.Н. Кабанова-Меллер — автор многих научных и научно-популярных книг и статей. В золотой фонд отечественной педагогической психологии вошли две ее широко известные монографии: «Психология формирования знаний и навыков у школьника. Проблема приемов умственной деятельности» (1962) и «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся» (1968). Эти книги отмечены премиями АПН СССР.

Много сил Евгения Николаевна отдавала подготовке научных психологических кадров. Под ее руководством защищен ряд кандидатских диссертаций. Она регулярно консультировала психологов и педагогов по актуальным вопросам педагогической психологии. Кроме того, она успешно занималась преподавательской деятельностью: вела уроки в средней школе, читала лекции в Институте повышения квалификации преподавателей вузов.

Плодотворная научная и научно-практическая деятельность Е.Н. Кабановой-Меллер была неоднократно отмечена государственными наградами — орденом «Знак Почета» и медалями.

Е.Н. Кабанову-Меллер отличал широкий научный кругозор, глубокое знание не только отечественной, но и зарубежной литературы, чему способствовало владение тремя иностранными языками. Она была творчески одержимым, высоко принципиальным ученым, умеющим бескомпромиссно, непримиримо отстаивать свои позиции, человеком большой культуры и духовной целостности.

Светлая память о Евгении Николаевне сохранится у всех, кто работал рядом с ней, был ее учеником, читал ее труды и просто знал ее.