Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 75-ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК

 

С 19 по 21 ноября 1996 г. в Москве в Государственном институте искусствознания прошла научная конференция, посвященная 75-летию Государственной академии художественных наук (ГАХН) «Государственная академия художественных наук и современное искусствознание».

В активной научной жизни 20-х гг. академия занимала значительное место, являясь средоточием не только художественных изысканий, но и исследований, посвященных важным психологическим проблемам — психологии творчества, восприятия художественного произведения, анализу внутренней формы слова, психологии культуры. В этот период ГАХН являлась единственной научной школой, ориентированной не на марксизм, но на классическую философию и психологию. Поэтому она стала прибежищем многих исследователей, не придерживающихся марксистской ориентации — как искусствоведов и художников, так и психологов и философов. Достаточно сказать, что в разные годы членами академии являлись Г.Г. Шпет,           Г.И. Челпанов, А.Г. Габричевский, В.В. Кандинский, В.М. Экземплярский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и другие известные психологи, философы и художники.

Эта, хотя и скрытая, оппозиционность новой власти и новым ориентациям в науке послужила причиной директивного закрытия ГАХН в 1930 г. Впоследствии многие сотрудники академии были арестованы, а их научные архивы были опечатаны, многие пропали в архивах КГБ. Не только достижения, но сам факт существования этой академии был не известен многим психологам, философам, искусствоведам. Постепенно работы ученых возвращались из небытия, их открытия входили в контекст современной науки, прежде всего искусствознания. Исследования же психологов и философов, работавших в академии, и сегодня еще мало известны. Тем не менее отрадным является тот факт, что впервые в работе конференции приняли участие и психологи, посвятившие свои доклады анализу деятельности психологического и философского отделений академии.

Одно из пленарных заседаний конференции было полностью посвящено именно психологической проблематике. А.Н. Ждан в своем докладе «Содружество искусствознания и психологии. Опыт совместной работы в ГАХН» проанализировала направления работы психологического отделения, рассказав о докладах и экспериментальных исследованиях, проводившихся как в самом отделении, так и в психофизической лаборатории, возглавлявшейся В.М. Экземплярским. Показав связь психологических работ академии с классической психологией, А.Н. Ждан отметила плодотворность совместной работы психологов и искусствоведов, которые создавали новую область междисциплинарного знания. В докладе Т.Д. Марцинковской, посвященном «Психологии социального бытия Г.Г. Шпета», отмечалось значение академии в создании культурного поля, инициирующего высокую творческую активность ее членов. Раскрывая роль Г.Г. Шпета как методолога, разрабатывавшего основы той философии культуры, которая создавалась в академии,                      Т.Д. Марцинковская доказывала его приоритетное значение в формировании научных ориентации академии. В свою очередь, работа 

 

153

 

над методологией культуры обогатила творчество Г.Г. Шпета, привела его к новому пониманию внутренней формы слова, художественного произведения и новому пониманию эмоций. Эти открытия и легли в основу герменевтики, разрабатывавшейся в этот период ученым. Исследование внутренней формы слова в работах ученых академии стало предметом доклада Н.С. Полевой, которая показала, как трансформации с понятием «внутренняя форма», сделанные Г.Г. Шпетом, легли в основу исследований внутренней формы художественного произведения. В докладе также были проанализированы подходы к понятию внутренней формы в работах        А.Г. Габричевского, Н.И. Жинкина, Н.Н. Волкова, А.А. Губера. Е.А. Колесникова в своем докладе дала сравнительный анализ подходов к проблеме творчества в работах А.А. Потебни и Д.Н. Овсянико-Куликовского, разрабатывавших концепцию психологии творчества, Т.И. Райнова и Г.Г. Шпета, заложивших основы философии творчества. В докладе Н.Н. Фоминой «Изучение художественного творчества детей в ГАХН» был дан анализ подхода к изучению детского творчества, который разрабатывался в академии. Она раскрыла значение работ  А.В. Бакушинского, посвященных этой проблеме, показав их значение и на сегодняшний день, а также продемонстрировала детские рисунки, сделанные под руководством специалистов академии.

В заключительном слове академика РАН Д.В. Сарабьянова подчеркивалось значение конференции, которая дала возможность восполнить некоторые пробелы в истории отечественной науки. Эта конференция, отметил он, также поставила много новых вопросов, связанных с научными приоритетами ГАХН, составом ее членов. Д.В. Сарабьянов высказал пожелание о дальнейшей работе над материалами академии именно в русле общетеоретических проблем, анализа общих тенденции и методологии, объединявшей ученых разных направлений, собравшихся в академии. Было решено также издать материалы конференции и продолжать работы по изучению архивов, а также регулярно проводить тематические симпозиумы и заседания, которые в дальнейшем лягут в основу следующей конференции.

Т.Д. Марцинковская

Москва