Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

144

 

КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ

Л.С. ВЫГОТСКОГО

 

Имя выдающегося ученого Л.С. Выготского известно во всем мире. 17 ноября 1996 г. исполнилось 100 лет со дня его рождения. Эта дата отмечалась на многих конференциях и конгрессах во многих странах. В Москве 21—24 октября 1996 г. состоялась международная конференция, посвященная этому событию, в которой приняли участие около 500 человек, в том числе свыше 100 иностранных участников из более чем 20 стран мира (Австралия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Индия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Африка, Япония и страны СНГ).

Конференция была посвящена обсуждению актуальных проблем и современных достижений культурно-исторической теории. Наследие Л.С. Выготского открывает новые перспективы в развитии наук о человеке, культуре, образовании. Культурно-исторический подход был представлен в контексте российских и мировых исследований. Целью конференции являлись поиск и обсуждение возможностей развития различных областей теоретической и прикладной психологии, педагогических исследований и государственной политики в области образования.

Конференция была организована Психологическим институтом Российской академии образования и Российским государственным гуманитарным университетом. Конференция проходила в помещениях РГГУ, т.е. в стенах здания, где когда-то размещался Открытый народный университет им. Л.А. Шанявского, в котором на академическом отделении филологического факультета учился Л.С. Выготский и успешно закончил его одновременно с юридическим факультетом Московского императорского университета (МГУ) в 1915 г.

В Президентский совет конференции входили Ю.Н. Афанасьев (Россия), В.В.Давыдов (Россия), А. В. Петровский (Россия), Г. Попкевич (США). Программный комитет возглавили В.В. Рубцов и Г.Г. Кравцов (Россия).

На открытии конференции с приветственным словом выступили президент РАО, академик РАО А.В. Петровский, ректор РГГУ, академик РАЕН Ю.Н. Афанасьев, вице-президент РАН, академик РАН Е.П. Велихов, иностранный член РАО Т. Попкевич (США), дочь Л.С. Выготского Г.Л. Выгодская.

Работа конференции была построена так, что в первую половину дня проводились пленарные заседания. Во второй половине дня работали симпозиумы, объединенные в две секции. В первую секцию входили восемь симпозиумов, посвященных теоретическим основам и перспективам развития научного наследия Л.С. Выготского, а тринадцать симпозиумов, связанных с культурно-историческим подходом в исследованиях образования были отнесены ко второй секции. Кроме этого были организованы три утренних лекции, прочитанные Г.Г. Кравцовым — «Пути построения новой психологии: методология, теория, практика», П.Г. Щедровицким «Знаковая организация деятельности

 

145

 

и границы инструментального подхода», B.C. Собкиным «Подросток и общество».

Были организованы четыре «круглых стола», посвященные перспективам обновления образования в русле научной школы Л.С. Выготского (рук. Л.И. Айдарова); проблемам символической деятельности и рассмотрению понятий «знак», «символ», «орудие» в бытии человека (рук. Дж. Верч, В.П. Зинченко); обсуждению вопросов, связанных с психологическими основами построения непрерывного образования, а также с посещением экспериментальных образовательных учреждений, работающих по инновационным программам (рук. Е.Е. Кравцова, ЕЛ. Бережковская); и, наконец, проблемам высшего образования (рук. Г.Г.Кравцов, Л.А.Кожарина). В рамках конференции была организована встреча ее участников с преподавателями Института психологии РГГУ.

С первым пленарным докладом выступил М.Г. Ярошевский, показавший современное значение работ Л.С. Выготского для русской и западной психологии в исторической перспективе. Мысль о том, что научное наследие Л.С. Выготского не только истории принадлежит, но является таким достоянием отечественной и мировой науки, которое определяет ее будущее, звучала во многих докладах. С идеями культурно-исторической концепции связывались возможности неклассической психологии как парадигмы конструирования сознания   XXI в. (А.Г. Асмолов). Рассматривались пути перехода от классической психологии к органической психологии (В.П. Зинченко). В нескольких пленарных докладах особое внимание было уделено проблеме развития. Вопросы развития человека были освещены В.В.Давыдовым. Соотношение трактовок понятия «развитие» у Ж. Пиаже и у Л.С. Выготского было показано А.-Н. Перре-Клермон. Непосредственную заинтересованность и живую реакцию, в том числе возражения со стороны слушателей, вызвал доклад Л. В. Брушлинского, посвященный развитию значений и значению развития в теории Л.С. Выготского. На пленарном заседании актуальные вопросы культурно-исторического подхода в развитии теории высшего образования рассматривались в докладе Н.Н. Нечаева.

Доклады отечественных ученых гармонично сочетались с выступлениями гостей из разных стран мира; прозвучали оригинальные и очень значимые научные идеи, поставленные в контексте творчества Л.С. Выготского. Веер научных интересов ученых, принявших участие в работе конференции, был очень широким и многоаспектным. Ю. Энгестрем (Финляндия) доложил о результатах научной работы в направлении деятельности лаборатории будущего как орудия создания коллективной зоны ближайшего развития. Г. Вейнер (Великобритания) осветил проблемы комплексной программы образования в Великобритании, связанные с понятиями класса и пола в Новую эру. Проблемы образования в Великобритании затронул С. Болл, озаглавивший доклад «Учителя, политика и зоны взаимодействия: некоторые параллели». Л. Гараи (Венгрия) подчеркнул практическую значимость вклада Л.С. Выготского в мировую психологическую науку, отметив качественно обновляющий психологию научный подход этого ученого. Привлек внимание слушателей доклад Ж.. Карпея (Нидерланды), представившего современные идеи и исследовательские разработки о родительских отношениях в зоне ближайшего развития.

В коротком информационном сообщении нельзя коснуться всех вопросов, обсуждавшихся на 21 симпозиуме, на четырех «круглых столах» и во всех 146 видах общения участников конференции, в том числе на экспериментальных образовательных площадках. Один из выводов

 

146

 

состоявшихся многочисленных дискуссий заключался в том, что психология — это наука будущего XXI в.

Острые проблемы, поднятые в докладах выступающих, задавали русло и направление дискуссий, проходивших уже после того, как заканчивали работу симпозиумы. Например, симпозиум 4 был открыт докладом Ф.Т. Михайлова, где в центре внимания были взгляды И. Канта и Л.С. Выготского. Психология и философия человеческой субъективности, диалектика субъект-объектных отношений и общее понимание сущности человека — все в этом докладе было необыкновенно интересно, особенно несовпадение высказанных идей с проблематикой и решениями доклада, посвященного проблеме биологического и социального в природе человека (И.В. Равич-Щербо и Т.М. Марютина). Попытки найти точки взаимопонимания были развернуты в дискуссии между этими докладчиками.

Завершилась московская международная конференция посещением Новодевичьего кладбища, где похоронен Л.С. Выготский, и проведением мемориального заседания, посвященного памяти ученого. На этом заседании с воспоминаниями выступили М.Г. Ярошевский, Г.Л. Выгодская, А.И.Липкина, Т.М. Лифанова, Е.Д. Хамская.

На закрытии конференции прозвучали мысли об исключительном вкладе Л.С. Выготского в мировую науку о человеке, выходящую за рамки классической психологии, о необходимости развития и укрепления международных научных связей и сотрудничестве ученых разных областей гуманитарного знания. Г.Г. Кравцов огласил решение Ученого совета Российского государственного гуманитарного университета о присвоении Институту психологии этого университета имени Л.С. Выготского.

Благодаря конференции личное общение и научные контакты между отечественными учеными и учеными других стран получили мощный стимул.

Особо следует отметить сопряженный идейно и во времени с этой конференцией Международный конгресс «Л.С. Выготский и современность», проходивший в Белоруссии и явившийся продолжением московской международной конференции. Конгресс проводился 26—29 октября 1996 г. в Минске и в Гомеле. Многие отечественные и зарубежные участники московской конференции смогли посетить родину ученого и принять участие в работе конгресса. Организаторами этого конгресса были Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Гомельский государственный университет им. Ф. Скарины (на базе именно этих учреждений и проводился конгресс), а также Министерство образования и науки Республики Беларусь и Белорусское педагогическое общество. В работе конгресса принимали участие ученые из Бразилии, Греции, Италии, Литвы, Украины, России и других стран.

Одним из результатов конгресса в Белоруссии стало достижение договоренности о создании Международного Центра имени Л.С. Выготского с главным представительством в Гомеле. Значимым шагом в этом направлении была Международная конференция, проводившаяся 5—6 декабря 1996 г. в Италии (г. Пиза). Организаторы и руководители этой конференции (Г. Барлетти и С. Веджетти) обеспечили содержательную программу, заявленную уже самим названием этой конференции: «Открытие Л.С. Выготского». Более детальное представление о московской конференции, посвященной 100-летию Л.С. Выготского, могут дать материалы сборника тезисов докладов ее участников. Двухтомный сборник тезисов Белорусского конгресса также может быть интересен всем психологам и представителям других гуманитарных профессий.

Г.Г. Кравцов

Москва