Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

140

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА:

РАЗВИТИЕ ТАЛАНТА В ИСКУССТВЕ И НАУКЕ*

 

С 19 по 22 октября 1996 г. в Вене (Австрия) проходила 5-я конференция Европейского совета по высоким способностям — ЕСВС (European Council for High AbilityECHA). В ней участвовали около 300 человек из 27 стран Европы и 9 стран всех остальных континентов. Кроме приглашенных лекций, индивидуальных и стендовых докладов, тематических сессий и семинаров, состоялись три «круглых стола»: национальных ассоциаций родителей одаренных детей (Австрии, Германии, Нидерландов, Франции); рабочей группы содействия одаренным и исследованиям одаренности (ААВ), Всемирного совета по одаренным и талантливым детям (WCGTC), а также общая ассамблея ЕСВС.

Главная цель ЕСВС — способствовать развитию связей и обмену информацией между теми, кто интересуется проблемами высоких способностей, — исследователями, педагогами, психологами, родителями самими одаренными. В ЕСВС считают, что по мере роста связей улучшаются условия развития для одаренных, от чего выигрывают все члены общества. Совет стремится поддерживать изучение и развитие высоких возможностей людей, что выполнимо при свободном доступе ко всей информации, когда новые научные или практические открытия легко становятся достоянием членов ЕСВС, а также всех заинтересованных в этом лиц. Совет для достижения поставленных задач осуществляет следующее: каждые два года организует конференции в Европе; инициирует региональные конференции и семинары; публикует три раза в год «Известия ЕСВС» (ECHA News); издает научный журнал «Исследования высоких способностей» (High Ability Studies), до этого года выходивший под другим названием (European J. for High Ability); публикует книги и разный информационный материал; совместно с Университетом Наймегена (Нидерланды) предлагает двухгодичную подготовку для получения степени в области обучения одаренных; участвует в работе

 

141

 

Европейского информцентра в Бонне (Германия); сотрудничает с национальными и международными организациями, которые связаны с проблемой высоких способностей. К важным достижениям ЕСВС со времени предыдущей конференции (1994) следует отнести получение консультативного статуса в Совете Европы, что означает обретение определенных возможностей влияния на правительства в сфере образования.

Из описания деятельности ЕСВС ясно, что участники конференции различались по специальности и уровню подготовки; среди них были родители и учителя, школьные администраторы и консультанты центров по развитию одаренности, исследователи в области психологии, педагогики, физиологии, дефектологии, искусства.

Конференция открылась докладом Х.Гарднера (США), рассмотревшего перспективы дальнейшего использования развиваемой им в течение 13 лет концепции множественности видов интеллекта. Психолог добавил еще один вид интеллекта к семи ранее выделенным — интеллект естествоиспытателя (naturalist), умеющего наблюдать за природными явлениями и классифицировать их. Каждый из последующих трех дней конференции был посвящен своей теме: «Семья и генетика», «Школы и образовательные системы», «Общество и непрерывное образование».

Первая тема включала несколько симпозиумов, семинаров и индивидуальных докладов. На симпозиуме «Мозг и музыка» X. Петше (Австрия) сообщил о новом методе спектрального анализа работы мозга и обнаруженных с его помощью различиях в ЭЭГ при вербальной, визуальной и музыкальной креативности. Г. Шоу (США) рассказал о результатах проверки гипотезы о положительном влиянии музыки на пространственно-временные умозаключения студентов колледжа и дошкольников, названного им «эффектом Моцарта».

Выступления на симпозиуме «Развитие одаренности и креативности в раннем детстве» К. Урбана (Германия), Дж. Фримен (Великобритания), М. Хершкович (Венгрия), Э.Ландау (Израиль) и Ш.Блумен-Пардо (Перу) фокусировались на роли креативности, социоэмоциональных потребностей ребенка, работе с родителями и влиянии социоэкономических условий на целостное развитие личности одаренного в дошкольный период.

Симпозиум «Диагностика и развитие математически одаренных», организованный исключительно австрийскими исследователями, стал свидетельством особого внимания в стране к этой области науки. Рассматривались общие характеристики учащихся, добившихся успехов (Б.Роллетт); таланты, необходимые в разных отраслях математики (X. Кайзер); выход на уровень эксперта как функция таланта или упражнения (О. Битуш); проблемы и методы обучения математике в средних и старших классах (Г.Ханиш; Г.-Х.Райхель).

На этой конференции в отличие от предыдущей проявился интерес к ген-дерным аспектам одаренности: состоялись семинар (организатор Л.В. Попова, Россия) и тематическая сессия. На семинаре обсуждались: причины и возможные последствия отхода от традиционных ценностных ориентации одаренных девушек-негритянок под влиянием изменившихся социальных условий (Ш. Кокот, ЮАР); гендерные различия между одаренными 7—10 лет в восприятии окружающего мира и своего будущего (М. да Силва, Португалия); гендерные представления и ожидания родителей одаренных шестилеток, девочек и мальчиков, и их собственные гендерные ориентации (В.Я. Кисленко, Л.В. Попова, Россия); 

 

142

 

гендерный подход к анализу проблем самореализации одаренных женщин (Л.В. Попова). В стендовом докладе Е.Н. Задориной (Россия) были зафиксированы отсутствие гендерных различий в креативности и наличие таковых в когнитивных показателях. На тематической сессии Д. Остатниковой (Словакия) обсуждалось влияние уровня те-стостерона на выполнение пространственных тестов одаренными. Результаты исследования показали, что, чем ниже концентрация тестостерона, тем выше результативность при тестировании, и что в группе одаренных уровень тестостерона значимо ниже, чем у обычных детей, и не имеет значимых различий у девочек и мальчиков, тогда как различия между обычными девочками и мальчиками значимы. К. Фишер (Германия) описала специально разработанную программу для одаренных девушек по развитию креативности в письме, введение которой способствовало повышению самооценки, уверенности в себе и отказу от попыток «замаскировать» свою одаренность. Высокую внутреннюю мотивацию, наличие ролевых моделей и теплых взаимоотношений как личностные и социальные факторы, благоприятные для успешной профессиональной деятельности женщин, наряду с особым — «спиралевидным» — жизненным путем выделила в своем исследовании Ж.Леру (Канада).

Тема «Школы и образовательные системы» включала четыре направления исследований: 1) национальная политика различных стран по отношению к одаренным; 2) содержание и эффективность программ подготовки учителей для одаренных; 3) специальные программы для одаренных; 4) развитие креативности в школьном образовании. В первом направлении были отмечены положительные сдвиги в целом ряде Европейских стран. Ж. Турон (Испания) оценил как успешное завершение шестилетних усилий принятие заключительной резолюции 1996 г., дающей основу для введения обучения одаренных в государственной системе образования. О. Дентичи-Андреани (Италия) сообщила о недавней реформе в начальной школе, позволившей улучшить работу с одаренными на этой ступени обучения. Изменилась ситуация в скандинавских странах, где долгое время было сильно сопротивление исследованиям одаренности и практической работе с ними. К. Тирри (Финляндия) выделила возможности для создания специализированных программ для одаренных в русле идущей децентрализации школьной системы в стране, а Р. Пересом (Швеция) доложил о результатах первого исследования, касающегося отношения учителей к одаренным и их потребностям в качественно ином обучении.

Большое внимание было уделено наиважнейшей проблеме обучения одаренных — подготовке учителей: прошли две тематические сессии, отдельные доклады были включены в другие симпозиумы. Эта тема повторялась в стендовых докладах (М.Доблер, Венгрия, К. Фишер-Брем, Германия, М.Леджинска, Польша). В докладах Ф. Озера (Швейцария) и К. Тирри (Финляндия) были рассмотрены возможные пути разрешения этических проблем в профессиональной деятельности учителя, возникающих из противоречия между стратегиями решения моральных дилемм на основе старой, технологической, рациональности и новой, гуманистической. Дж. Раффан (Великобритания) представила итоги трехгодичного проекта по созданию сети взаимообучения учителей работе с одаренными; пути повышения креативности будущих педагогов и работающих учителей описали соответственно И. Пихова (Чехия) и Д. Монтгомери (Великобритания).

В числе специальных программ для одаренных были проекты интернационального (М. Вилъхельм, США), религиозного (У.Хеллерт, Германия), технического

 

143

 

(И.Кениг, Австрия) обучения. Скульптурная студия (К. Хаас, Австрия) и архитектура (К. Купертино, Бразилия), философский дискурс (К. Шпан, Германия) и самостоятельное изучение экономики (Т.Кибоом, Бельгия), кинесиология (А.Вебер, Австрия) и генная инженерия (К.Гебхарт, Германия) — вот лишь часть курсов, предлагаемых одаренным.

Целый ряд исследований был посвящен влиянию специально организованного обучения на когнитивное, эмоциональное, социальное и личностное развитие одаренных; к ним относятся и доклады большой группы психологов из России — Е.И. Щеблановой, Н.Б. Шумаковой, И.Н.Авериной, Ю.Д.Бабаевой, О.Н. Щербаковой, А.А. Матюшкиной.

Проблема развития креативности зазвучала как компетентность, креативность и культура в тематике последнего дня конференции. В пленарном докладе А.К. Эриксон (США) обсудил различия, существующие между экспертами (людьми, достигшими высших уровней компетентности в своей области) и одаренными новичками. Эти различия, возникающие в ходе ежедневных произвольных упражнений, чрезвычайно важны в связи с оптимизацией обучения одаренных. В русле этого подхода были представлены результаты изучения исполнительской деятельности музыкальной элиты (Р. Крампе, Германия). На симпозиуме «Компетентность, креативность и культура» доклад Т.Любарта (Франция) был посвящен изменению креативности с возрастом и в зависимости от культурных условий. Возрастные изменения касаются появления так называемого старческого стиля, который обусловлен переменами в стилях мышления, интеллектуальных процессах и личностными, мотивационными и средовыми переменными.

Интересное сообщение У.М. Стаудингер (Германия) о креативности и мудрости основывалось на отнесении последней к знанию основ прагматики жизни на высшем уровне компетентности. Ею было обнаружено, что ни личностные параметры, ни интеллект отдельно не помогают предсказать появление мудрости в пожилом возрасте. Определенный вклад в решение задачи предсказания вносит изучение когнитивного стиля и социального интеллекта, а также креативности. Наиболее высокая связь существует между мудростью и показателем оригинальности по тесту Гилфорда. Прямой связи мудрости с возрастом не обнаружено. Исследование проводится в русле построения онтогенетических моделей мудрости и креативности.

Креативность, компетентность и культура — это понятия, используемые в повседневной жизни не только специ-.алистами. То, что в них вкладывают люди, от которых зависит принятие решений на политическом уровне, стало предметом изучения К. Шпиль (Австрия), представившей интересные результаты контент-анализа ответов известных людей.

Анализ того, как социальное конструирование понятия креативности оказывает скрытое влияние на разнообразие и противоречивость ее психологических определений, прозвучал в итоговом докладе X. Вестмейера (Германия).

В заключительной речи президент ЕСВС Ф.Монкс (Нидерланды) выделил важнейшие задачи на предстоящий период: 1) усиление внимания к исследованиям и практике подготовки учителей к работе с одаренными, активизацию государственных учреждений в решении этой задачи; 2) проведение региональных конференций как средство привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.

Л.В. Попова

Москва



* Поездка на конференцию была осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 96-35-63/154. Материалы конференции опубликованы в сб.: ECHA 96 Vienna. Creativity and Culture: Talent Development un the An and Sciences. Vienna, 1997. 145 р.