140
С 19 по 22 октября 1996 г. в Вене (Австрия)
проходила 5-я конференция Европейского совета по высоким способностям — ЕСВС (European Council for High Ability — ECHA). В ней участвовали около 300 человек из 27 стран
Европы и 9 стран всех остальных континентов. Кроме приглашенных лекций,
индивидуальных и стендовых докладов, тематических сессий и семинаров,
состоялись три «круглых стола»: национальных ассоциаций родителей одаренных
детей (Австрии, Германии, Нидерландов, Франции); рабочей группы содействия
одаренным и исследованиям одаренности (ААВ), Всемирного совета по
одаренным и талантливым детям (WCGTC), а также общая ассамблея
ЕСВС.
Главная цель ЕСВС — способствовать развитию связей и
обмену информацией между теми, кто интересуется проблемами высоких
способностей, — исследователями, педагогами, психологами, родителями самими
одаренными. В ЕСВС считают, что по мере роста связей улучшаются условия
развития для одаренных, от чего выигрывают все члены общества. Совет стремится
поддерживать изучение и развитие высоких возможностей людей, что выполнимо при
свободном доступе ко всей информации, когда новые научные или практические
открытия легко становятся достоянием членов ЕСВС, а также всех заинтересованных
в этом лиц. Совет для достижения поставленных задач осуществляет следующее:
каждые два года организует конференции в Европе; инициирует региональные
конференции и семинары; публикует три раза в год «Известия ЕСВС» (ECHA News); издает научный журнал «Исследования высоких
способностей» (High Ability Studies), до этого года выходивший
под другим названием (European J.
for High Ability);
публикует книги и разный информационный материал; совместно с Университетом Наймегена (Нидерланды) предлагает двухгодичную подготовку
для получения степени в области обучения одаренных; участвует в работе
141
Европейского информцентра в Бонне (Германия); сотрудничает с национальными и международными организациями, которые связаны с проблемой высоких способностей. К важным достижениям ЕСВС со времени предыдущей конференции (1994) следует отнести получение консультативного статуса в Совете Европы, что означает обретение определенных возможностей влияния на правительства в сфере образования.
Из описания деятельности ЕСВС ясно, что участники конференции различались по специальности и уровню подготовки; среди них были родители и учителя, школьные администраторы и консультанты центров по развитию одаренности, исследователи в области психологии, педагогики, физиологии, дефектологии, искусства.
Конференция открылась докладом Х.Гарднера (США), рассмотревшего
перспективы дальнейшего использования развиваемой им в течение 13 лет концепции
множественности видов интеллекта. Психолог добавил еще один вид интеллекта к
семи ранее выделенным — интеллект естествоиспытателя (naturalist), умеющего наблюдать за
природными явлениями и классифицировать их. Каждый из последующих трех дней
конференции был посвящен своей теме:
«Семья и генетика», «Школы и образовательные системы», «Общество и непрерывное
образование».
Первая тема включала несколько симпозиумов,
семинаров и индивидуальных докладов. На симпозиуме «Мозг и музыка» X. Петше (Австрия) сообщил о новом методе
спектрального анализа работы мозга и обнаруженных с его помощью различиях в ЭЭГ
при вербальной, визуальной и музыкальной креативности.
Г. Шоу (США) рассказал о результатах
проверки гипотезы о положительном влиянии музыки на пространственно-временные
умозаключения студентов колледжа и дошкольников, названного им «эффектом
Моцарта».
Выступления на симпозиуме «Развитие одаренности и креативности в раннем детстве» К.
Урбана (Германия), Дж. Фримен (Великобритания), М. Хершкович (Венгрия), Э.Ландау (Израиль) и Ш.Блумен-Пардо (Перу)
фокусировались на роли креативности, социоэмоциональных потребностей ребенка, работе с
родителями и влиянии социоэкономических условий на
целостное развитие личности одаренного в дошкольный период.
Симпозиум «Диагностика и развитие математически одаренных», организованный
исключительно австрийскими исследователями, стал свидетельством особого
внимания в стране к этой области науки. Рассматривались общие характеристики
учащихся, добившихся успехов (Б.Роллетт);
таланты, необходимые в разных отраслях математики (X. Кайзер);
выход на уровень эксперта как функция таланта или упражнения (О. Битуш);
проблемы и методы обучения математике в средних и старших классах (Г.Ханиш; Г.-Х.Райхель).
На этой конференции в отличие от предыдущей
проявился интерес к ген-дерным аспектам одаренности:
состоялись семинар (организатор Л.В.
Попова, Россия) и тематическая сессия. На семинаре обсуждались: причины и
возможные последствия отхода от традиционных ценностных ориентации одаренных
девушек-негритянок под влиянием изменившихся социальных условий (Ш.
Кокот, ЮАР); гендерные
различия между одаренными 7—10 лет в восприятии окружающего мира и своего
будущего (М. да Силва, Португалия); гендерные представления и ожидания родителей одаренных
шестилеток, девочек и мальчиков, и их собственные гендерные
ориентации (В.Я. Кисленко,
Л.В. Попова, Россия);
142
гендерный подход к анализу проблем самореализации одаренных женщин (Л.В.
Попова). В стендовом докладе Е.Н. Задориной
(Россия) были зафиксированы отсутствие гендерных
различий в креативности и наличие таковых в
когнитивных показателях. На тематической сессии Д. Остатниковой (Словакия) обсуждалось
влияние уровня те-стостерона на выполнение
пространственных тестов одаренными. Результаты исследования показали, что, чем
ниже концентрация тестостерона, тем выше результативность при тестировании, и
что в группе одаренных уровень тестостерона значимо ниже, чем у обычных детей,
и не имеет значимых различий у девочек и мальчиков, тогда как различия между
обычными девочками и мальчиками значимы. К.
Фишер (Германия) описала специально разработанную программу для одаренных
девушек по развитию креативности в письме, введение
которой способствовало повышению самооценки, уверенности в себе и отказу от
попыток «замаскировать» свою одаренность. Высокую внутреннюю мотивацию, наличие
ролевых моделей и теплых взаимоотношений как личностные и социальные факторы,
благоприятные для успешной профессиональной деятельности женщин, наряду с особым
— «спиралевидным» — жизненным путем выделила в своем исследовании Ж.Леру (Канада).
Тема «Школы и
образовательные системы» включала четыре направления исследований: 1)
национальная политика различных стран по отношению к одаренным; 2) содержание и
эффективность программ подготовки учителей для одаренных; 3) специальные
программы для одаренных; 4) развитие креативности в
школьном образовании. В первом направлении были отмечены положительные сдвиги в
целом ряде Европейских стран. Ж. Турон (Испания) оценил как успешное завершение
шестилетних усилий принятие заключительной резолюции 1996 г., дающей основу для
введения обучения одаренных в государственной системе образования. О. Дентичи-Андреани
(Италия) сообщила о недавней реформе в начальной школе, позволившей улучшить
работу с одаренными на этой ступени обучения. Изменилась ситуация в
скандинавских странах, где долгое время было сильно сопротивление исследованиям
одаренности и практической работе с ними. К.
Тирри (Финляндия) выделила возможности для
создания специализированных программ для одаренных в русле идущей
децентрализации школьной системы в стране, а Р. Пересом (Швеция) доложил о результатах первого исследования,
касающегося отношения учителей к одаренным и их потребностям в качественно ином
обучении.
Большое внимание было уделено наиважнейшей проблеме
обучения одаренных — подготовке учителей: прошли две тематические сессии,
отдельные доклады были включены в другие симпозиумы. Эта тема повторялась в
стендовых докладах (М.Доблер, Венгрия, К. Фишер-Брем, Германия, М.Леджинска,
Польша). В докладах Ф. Озера (Швейцария)
и К. Тирри
(Финляндия) были рассмотрены возможные пути разрешения этических проблем в
профессиональной деятельности учителя, возникающих из противоречия между
стратегиями решения моральных дилемм на основе старой, технологической,
рациональности и новой, гуманистической. Дж.
Раффан (Великобритания) представила итоги
трехгодичного проекта по созданию сети взаимообучения
учителей работе с одаренными; пути повышения креативности
будущих педагогов и работающих учителей описали соответственно И. Пихова
(Чехия) и Д. Монтгомери
(Великобритания).
В числе специальных программ для одаренных были
проекты интернационального (М. Вилъхельм, США), религиозного (У.Хеллерт, Германия), технического
143
(И.Кениг, Австрия) обучения.
Скульптурная студия (К. Хаас,
Австрия) и архитектура (К. Купертино, Бразилия),
философский дискурс (К. Шпан,
Германия) и самостоятельное изучение экономики (Т.Кибоом, Бельгия), кинесиология
(А.Вебер, Австрия) и генная инженерия (К.Гебхарт, Германия) — вот лишь часть курсов,
предлагаемых одаренным.
Целый ряд исследований был посвящен влиянию
специально организованного обучения на когнитивное, эмоциональное, социальное и
личностное развитие одаренных; к ним относятся и доклады большой группы
психологов из России — Е.И. Щеблановой, Н.Б. Шумаковой, И.Н.Авериной,
Ю.Д.Бабаевой, О.Н. Щербаковой, А.А. Матюшкиной.
Проблема развития креативности
зазвучала как компетентность, креативность и культура
в тематике последнего дня конференции. В пленарном докладе А.К. Эриксон (США) обсудил различия,
существующие между экспертами (людьми, достигшими высших уровней компетентности
в своей области) и одаренными новичками. Эти различия, возникающие в ходе
ежедневных произвольных упражнений, чрезвычайно важны в связи с оптимизацией
обучения одаренных. В русле этого подхода были представлены результаты изучения
исполнительской деятельности музыкальной элиты (Р. Крампе,
Германия). На симпозиуме «Компетентность, креативность и культура» доклад Т.Любарта (Франция) был посвящен
изменению креативности с возрастом и в зависимости от
культурных условий. Возрастные изменения касаются появления так называемого
старческого стиля, который обусловлен переменами в стилях мышления,
интеллектуальных процессах и личностными, мотивационными и средовыми
переменными.
Интересное сообщение У.М. Стаудингер (Германия) о креативности и мудрости основывалось на отнесении последней
к знанию основ прагматики жизни на высшем уровне компетентности. Ею было
обнаружено, что ни личностные параметры, ни интеллект отдельно не помогают
предсказать появление мудрости в пожилом возрасте. Определенный вклад в решение
задачи предсказания вносит изучение когнитивного стиля и социального
интеллекта, а также креативности. Наиболее высокая
связь существует между мудростью и показателем оригинальности по тесту Гилфорда. Прямой связи мудрости с возрастом не обнаружено.
Исследование проводится в русле построения онтогенетических моделей мудрости и креативности.
Креативность, компетентность и культура
— это понятия, используемые в повседневной жизни не только специ-.алистами.
То, что в них вкладывают люди, от которых зависит принятие решений на
политическом уровне, стало предметом изучения К. Шпиль (Австрия), представившей интересные результаты контент-анализа ответов известных людей.
Анализ того, как социальное конструирование понятия креативности оказывает скрытое влияние на разнообразие и
противоречивость ее психологических определений, прозвучал в итоговом докладе X. Вестмейера
(Германия).
В заключительной речи президент ЕСВС Ф.Монкс
(Нидерланды) выделил важнейшие задачи на предстоящий период: 1) усиление
внимания к исследованиям и практике подготовки учителей к работе с одаренными,
активизацию государственных учреждений в решении этой задачи; 2) проведение
региональных конференций как средство привлечения внимания к проблеме
одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее
дальнейших исследований.
Москва
*
Поездка на конференцию
была осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 96-35-63/154.
Материалы конференции опубликованы в сб.: ECHA 96 Vienna. Creativity and Culture: Talent Development un the An
and Sciences.