Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

134

 

ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

Б С. БРАТУСЬ

 

МОСКВА

 

Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Рецензируемая книга начинается с мысли, что каждая область общественной жизни выкраивает некую свою систему психологического обеспечения со своими специфическими акцентами и устремлениями (с. 6). Так и педагогика должна иметь свою психологию, вернее, свой особый психологический подход. Этот нужный педагогам подход авторы и взялись представить в своем пособии. Но книга, на мой взгляд, далеко выходит за рамки этой первоначальной задачи и представляет существенный интерес отнюдь не только в связи с подготовкой будущих педагогов. Если попытаться сформулировать то новое, что вносит данное пособие по сравнению с другими, то это прозвучит на первый взгляд весьма банально — ориентация на человека, которую авторы настоятельно, неустанно подчеркивает уже с самого заголовка книги. Казалось бы, что же тут нового, о какой еще психологии может идти речь в подобном учебнике. Но вспомним Л.С. Выготского, который охарактеризовал современную ему психологию двумя словами: «Человека забыли». Разве не ту же характеристику можно во многом адресовать и современной нам психологии, где антропологический принцип столь часто бывает затушеван как в грубых (смешение с психикой животного), так и в тонких формах (игнорирование проблем ценностей, совести, милосердия и т.п.). Вот почему в высшей степени важна и значима предпринятая авторами попытка дать в своем пособии знания «о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой спецификой именно человеческого способа жизни» (с. 77).

Постоянная сознательная ориентация на специфику человека с неизбежностью поставила авторов перед вопросами соотнесения психологии и философии. Эта сторона книги требует, видимо, специального внимания. В начале века Г.И. Челпанов утверждал, что необходим особый раздел психологической науки, который можно назвать общей, теоретической или философской психологией. И в этой триаде, воспринимавшейся тогда как единство, взаимосвязь, чуть ли не синонимический ряд, на сегодня можно говорить лишь об общей психологии как разделе, обобщающем частные результаты отдельных областей — памяти, внимания, мышления и др.; в меньшей степени — о теоретической психологии (теории есть, а теоретической психологии нет), и уж вовсе не реализованной осталась идея целостной философской психологии, что, конечно же, не умаляет, а, напротив, подчеркивает ценность отдельных философско-психологических работ и подходов, прежде всего у                   С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и других.

Рецензируемая книга — весьма существенный шаг в этом направлении. И в этом отношении она перерастает разряд только учебной литературы, становясь значимым и отрадным фактом движения современной российской психологии. В последнее время нашу науку нередко стремятся свести лишь к облегченному жанру «занимательной

 

135

 

и полезной психологии» — корпусу положений, приемам и методам, которыми можно овладеть буквально за несколько месяцев, став при этом не просто дилетантом, но психологом с дипломом, специалистом. Сложилась уникальная ситуация, в которой не пребывала ни одна другая наука, — никто пока не взялся (думаю, не возьмется) всерьез готовить дипломированных химиков, или ботаников, или филологов за 9 мес, а у нас — так называемых школьных психологов готовят буквально повсеместно. Такая ориентация на «фельдшерский уровень» с неизбежностью деформирует, снижает не только подготовку психологов и престиж профессии, но и представления о задачах науки, ее структуре, назначении и смысле. Мы как бы снижаем планку, опускаем ее чуть ли не до земли, с тем чтобы каждый, кто ее перепрыгнул (перешагнул), мог сказать с гордостью: «Вот я и психолог». Между тем каждая уважающая себя наука не может ограничиваться только расхожими мнениями, технологическим уровнем, знанием определенных кнопочек, на которые надобно нажимать, чтобы добиться тех или иных практических успехов. Она должна иметь, постоянно развивать свою теорию и свою философию, метафизику. Без этого наука неизбежно распадается на нити отдельных исследований, находок, фактов, лишенных общего объединяющего, стягивающего их смысла. В книге В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева эта стяжка чувствуется. Содержание не рассыпается, оно объединено общим замыслом, интонацией, отношением. В этом крупный успех и заслуга авторов.

Выход на грань философии и психологии ставит, в свою очередь, вопросы, которые до недавнего времени тщательно обходились в нашей психологии. В самом деле, если мы решились ориентироваться на человека, в его подлинном, а не в умаленном значении, то с неизбежностью надо соприкоснуться и с проблемами духовными, экзистенциальными, религиозными, вопросами смерти и бессмертия, т.е. выйти уже в область теологии и с ней соотнести психологию человека. Особое значение книги в том, что в ней этот шаг делается. Очень аккуратно, ненавязчиво, но в то же время определенно и твердо. Видимо, перед нами первый после революции общепсихологический учебник, где слово «Бог» пишется (и притом совершенно осмысленно) с большой буквы. Вполне естественно, что авторы обнаруживают тяготение к христианской антропологии как реальному духовному стержню нашей культуры.

Из достоинств книги отметим также ее авторский характер. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев не скрывают своей личностной позиции и отношения к излагаемому, но делают это интеллигентно и мягко, избегая как выпячивания, подчеркивания (а тем более навязывания) своего мнения, так и маски беспристрастных повествователей. Специально надо сказать об оформлении и структуре. Пособие прекрасно скомпоновано, в «окошках» дан справочный материал, каждая глава оканчивается тщательно разработанными вопросами для обсуждения и размышления, списком рекомендованной литературы для дополнительного чтения. В приложении дан словарь основных понятий и примерная учебная программа по курсу «Психология человека». Словом, книга представляет собой законченный учебник, сделанный с думой и заботой о тех, кто будет по нему учиться, и о тех, кто будет по нему учить.

Разумеется, как всякое пособие, оно не лишено недостатков и оснований для дискуссий. Так, авторы иногда слишком увлекаются широтой охвата материала и начинают излишне для учебного издания мельчить, дробить темы (особо это касается раздела III). Вместе с тем каких-то важных аспектов авторы, напротив, не затрагивают, так, например, говоря о мышлении и памяти, не упоминают хотя бы о самых явных и распространенных формах их искажений, аномалий. Не всегда авторы выдерживают и нужный стиль, впадая порой в суховатый, монологический

 

136

 

тон вместо обещанного в предисловии (с. 7) интересного, содержательного, запоминающегося изложения.

В заключение заметим, что обычно психологов не балуют скорым официальным признанием их трудов. Рецензируемая книга В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева — редкое исключение. Сразу же по ее выходу она была удостоена премии им. А.А. Смирнова. Если же учесть, что книга эта — учебное пособие, то невольно всплывают в памяти психологов два (видимо всего два) учебника, получивших до этого Государственную премию, — это знаменитые, оставшиеся на долгие годы «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна и не знаменитая, затерявшаяся и забытая «Психология» B.C. Кузина. Это как бы две разные линии судьбы. Ведь книги, как известно, имеют свою жизненную судьбу, отделенную порой от замыслов и упований их авторов, равно как от наград и оценок — положительных или отрицательных — их рецензентов. Какая судьба ждет новый учебник-лауреат — покажет время, но хотелось бы, конечно, чтобы он тяготел к первому пути и избежал второго.