94
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
В настоящее
время не существует однозначного ответа на вопрос, какую роль в интеллекте
человека играют, с одной стороны, биологические факторы, наследственность, а с другой
— социальная среда, воспитание. Сторонниками преимущественного влияния на
интеллект биологических факторов являются психофизиологи, их оппонентами обычно
выступают психологи.
К первым
примыкает известный ученый Г.Айзенк [1]:
по его приблизительным подсчетам 70% интеллекта человека определяются
биологическими факторами. Как доказательство этого он приводит эксперименты,
выявившие достоверную корреляцию коэффициента IQ с физиологическими (слуховое
различение, характеристики вызванных потенциалов в ЭЭГ, скорость двигательных
реакций) и биохимическими (активность ацетилхолинтрансферазы, скорость
утилизации глюкозы) факторами.
В проведенных
нами экспериментах была обнаружена корреляционная связь между температурой в зоне
биологически активных точек (БАТ) уха и данными психологического тестирования.
Было выдвинуто предположение, что данный феномен связан с регуляцией
кровообращения головного мозга и уха человека.
Целью
проведенного нами исследования явилось сопоставление термо- и морфометрии ушей
с типом мышления обследуемого, а также поиск температурного коррелята
успеваемости.
Всего
обследовано было более тысячи человек, в том числе 160 взрослых, 800 детей
дошкольного и школьного возраста, а также 70 студентов колледжа. Обследование
заключалось в следующем.
Тип мышления
взрослых (левокортикальный, правокортикальный) определялся с помощью
психологического теста Шалвена — Херманна. От испытуемых требовалось из
предлагаемых ответов выбрать один, а затем подсчитать количество выбранных из
правой и левой колонок ответов. Если ответов из левой колонки больше, то тип
мышления определялся как левокортикальный, если из правой — правокортикальный.
Температура
измерялась в симметричных БАТ передней поверхности ушей и в нескольких точках
лба и носа с помощью малоинерционного термометра оригинальной конструкции [4]. Успеваемость школьников
оценивалась по среднему баллу. Поиск точек, температура в которых коррелирует с
успеваемостью, проведен с помощью многофакторного анализа. В качестве
морфометрического параметра была выбрана длина ушей; регистрировалась разница в
ней, т.е. асимметрия.
95
В результате
тестирования группа взрослых испытуемых разделилась на 97 правокортикальных
(группа 1) и 73 левокортикальных (группа 2). У 70 человек из группы 1
температура БАТ правого уха оказалась ниже, а длина в большинстве случаев (74%)
— больше тех же параметров левого уха. В группе 2 эти соотношения оказались
противоположными:
96
левое ухо было холоднее и длиннее правого (р<0,05 по непараметрическому критерию Вилкоксона).
У детей разница в длине ушей
менее выражена, а если она наблюдается, то часто сопровождается задержкой
психического развития. Таким образом, разница в длине ушей взрослого человека
достаточно определенно указывает на когнитивный стиль или тип мышления. Данный
феномен может быть использован как новый физиогномический признак. Любопытно
отметить, что в восточной физиогномике интеллекта много внимания уделяется ушам.
Попытки сравнить тип
мышления и успеваемость в школе предпринимались неоднократно. Так,
В.В.Аршавский и В.С.Ротенберг пришли к выводу, что к современной школьной
программе легче адаптируются «левополушарные» дети [2]. По нашим данным, успеваемость выше
у «левополушарных» только в старших классах, к тому же эта тенденция
статистически не достоверна. В младших классах «правополушарные» дети
достоверно превосходят «левополушарных» по среднему баллу. Успеваемость по математике
достоверно выше у «левополушарных» старшеклассников и студентов.
Идея найти физиологическую
характеристику, коррелирующую с успеваемостью, привлекала многих
исследователей. Интересные результаты получены при исследовании
электроэнцефалограммы школьников [3].
Нами исследовалась
температура кожи в 19 точках головы - температурный индекс кожи (ТИК); в
качестве испытуемых выступали студенты колледжа. ТИК у юношей составил 4,2 ±
1,3; у девушек — 3,3±1,1, и данные были сопоставлены с успеваемостью
посредством многофакторного анализа. Таким образом, удалось определить
97
ТИК, достоверно
коррелирующий с успеваемостью у юношей (r=0,57; р<0,05).
Затем ТИК исследовался у школьников Казани и г. Захонь в Венгрии, а связь с
успеваемостью оценивалась с помощью корреляционного анализа. У девочек
достоверной корреляции между ТИК и средним баллом успеваемости не обнаружено ни
в одном случае. У учениц некоторых классов наблюдалась достоверная корреляция с
успеваемостью по отдельным предметам, например с оценками по рисованию в I
классе. У мальчиков связь ТИК с успеваемостью обнаруживается во всех классах
(наибольший из полученных коэффициентов корреляции равен 0,83) (см. таблицу).
Коэффициенты корреляции между успеваемостью и температурным индексом кожи у пятиклассников
Предмет |
ТИК |
||
Общий |
Мальчики |
Девочки |
|
Русский язык |
0,49 |
0,88* |
0,36 |
Литература |
0,27 |
0,51 |
0,15 |
Математика |
0,17 |
0,67* |
0,28 |
История |
0,07 |
0,42 |
0,47 |
Биология |
0,12 |
0,46 |
0,09 |
Рисование |
0,19 |
0,81* |
0,06 |
Музыка |
0,01 |
0,61 |
0,53 |
Физкультура |
0,12 |
-0,21 |
-0,31 |
Труд |
0,06 |
0,71* |
-0,51 |
Английский
язык |
0,60* |
0,63 |
0,69* |
Средний балл
по всем предметам |
0,20 |
0,83* |
-0,33 |
Примечание. * - данные статистически достоверны для р<0,05. |
Из таблицы
видно, что наиболее высокие и достоверные коэффициенты корреляции наблюдаются
при сравнении успеваемости мальчиков и ТИК, что, на наш взгляд, свидетельствует
о существовании психофизиологических половых различий невыявленной пока
природы. По-видимому, в подобного рода исследованиях статистическую обработку
следует проводить для групп мальчиков и девочек отдельно.
Интересно
также отметить, что показатель корреляции между средним баллом успеваемости и
ТИК у мальчиков выше, чем коэффициенты корреляции для отдельных предметов (за
исключением русского языка; с успеваемостью по физкультуре корреляция носит
даже отрицательный характер). Этот феномен, вероятно, служит признаком того,
что в мозге имеет место конкуренция способностей: развивая одни способности, не
уменьшаем ли мы другие? Такое же предположение было высказано Т. Любарт [5]. Возможно, это же подтверждают данные
американских исследователей, отмечающих более низкие IQ и успеваемость у негритянских детей по сравнению с
белыми: имеет место более интенсивное развитие двигательных способностей у
детей темнокожих американцев, что в результате взаимодействия воспитания и
конкуренции способностей и приводит к упомянутому результату. В нашей стране
различия в двигательных и интеллектуальных способностях между городскими и
сельскими детьми также могут служить не менее ярким примером этой тенденции.
Конкуренция
способностей является приспособительным механизмом в деятельности мозга.
Возможности мозга не безграничны и, по-видимому, зависят от количества нервных
клеток, т.е. объема мозга [6].
Известно, что
система образования отражает культурную эволюцию общества, а возможности мозга
определяются биологической эволюцией. Первая происходит значительно быстрее
второй. Можно предположить, что в истории человечества наступил такой момент,
когда требования образования в цивилизованных странах превышают биологические
возможности мозга. Поскольку мозг контролирует состояние организма в целом, и в
частности физическое здоровье, ухудшение состояния здоровья современных
школьников может быть связано с характером школьной программы. Обследование,
проведенное Центром охраны материнства и детства в Казани, показало, что, чем
больше по объему школьная программа, тем больше среди школьников хронически
больных (данные об этом были представлены на конференции «Школа и здоровье»,
Казань, 1995). Социальные последствия этого могут быть весьма серьезны.
98
Мы считаем,
что данные проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы.
1.
Успеваемость и тип мышления определяются преимущественно биологическими
факторами.
2. Способы
использования этих задатков у представителей разных полов различны.
1. Айзенк
Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр.
психол.1995. № 1. С.111—131.
2. Аршавский В.В., Ротенберг B.C.
Право на «полушарный» образ мысли // Человек. 1991. № 4. С. 102—105.
3. Голубева Э.А. Способности и
индивидуальность. М., 1993.
4. Мустафин А.М. Обнаружена связь между
биологически активными точками кожи человека и его психологическими функциями
// Бюлл. Эксперимент. биологии и медицины. 1993.
№ 7.
5. Abstracts of
VII European Conference of Developmental Psychology. Krakov, 1995. P. 274.
6. Abstracts of XXVI
International Congress of Psychology.
Поступила в редакцию 17.Х
1995 г.