Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

НЕ  УДРУЧАЙТЕ  АВТОРА, С КОТОРЫМ СОГЛАСНЫ

 

 

В № 5 журнала “Вопросы психологии” за 1996 г. Т.В.Ахутина в своей статье “А.С. Выготский и               А.Р. Лурия: становление нейропсихологии” фактически приписывает мне отрицание того, что в московский период творчества Л.С.Выготский ориентировался на марксизм и принцип знакового опосредствования психических функций (см. сноску на с. 85). При этом она произвольно присоединяет к цитате из моей книги “Л.С.Выготский: в поисках новой психологии” (СПб., 1993) дату 1927 г., которой в подлинном тексте нет. Выражая свое удовлетворение тем, что Т.В.Ахутина согласна с необходимостью выделять отдельные периоды в творчестве Л.С.Выготского, не могу вместе с тем не рекомендовать ей более внимательно ознакомиться с текстом моей монографии, чтобы убедиться, что приведенная ею цитата характеризует гомельский, домосковский период воззрений Л.С.Выготского, тогда как в следующем параграфе я показываю, что для московского периода была характерна именно ориентация на марксизм и принцип знакового опосредствования. Поскольку на обороте титула журнала я значусь в качестве члена редколлегии и редсовета, у читателя может легко сложиться мнение, что я вынужден был признать правильность критики по поводу допущенной мною грубой ошибки. Между тем значительное содержание моей книги посвящено именно раскрытию того, как замысел Л.С.Выготского перестроить психологию на базе марксистской методологии и принципа знакового опосредствования влиял на его творчество в московский период.

 

М.Г. Ярошевский

Москва

 

БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

В № 6 журнала “Вопросы психологии” за 1995 г. я прочитала статью Е.В.Заики “Упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников”. И хотя прошел уже год после выхода этой статьи, я не могу не написать отклик и не высказывать свое мнение по поводу некоторых предложенных автором интересных игр для обучения чтению.

Действительно, часть этих игр поможет детям овладеть техникой чтения, но с некоторыми из них я как методист и педагог-практик не могу согласиться. В течение нескольких лет я занимаюсь подготовкой детей к школе, учу их

 

                                                                                           152

 

читать, используя разные методики и применяя всевозможные игровые приемы. Отдельные игры, предложенные Е.В.Заикой, я бы не стала использовать по следующим причинам.

Е.В.Заика пишет, что “на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих — пониманию текста”. А я считаю, что даже когда ребенок читает отдельные слова, он обязательно должен понимать их, т.е. формирование техники чтения и понимание читаемого идут параллельно.

У ребенка должна выработаться связь графической формы слова с его семантикой. И это очень важная задача при обучении чтению. Для ребенка это формирование нового речевого механизма. Если же этот механизм не сформируется, ребенок будет читать не улавливая смысла. Это в дальнейшем вызовет нежелание читать (об этом подробно пишет Г.Г.Граник, см.: “Вопросы психологии”. 1995. № 3. С. 33).

Именно по этой причине нельзя давать детям читать так называемые псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Ведь ребенок должен их “озвучить” и поискать в своем словарном запасе, т.е. вспомнить их, а значит, понять. Такой навык непросто сформировать, это требует времени и определенных усилий педагога, поэтому затруднять формирование этого навыка при помощи чтения бессмысленных слов совсем не нужно.

Еще предлагается задание — чтение перевернутого текста. Нужно помнить о том, что некоторые дети дошкольного и младшего школьного возраста страдают легастенией, им и так очень трудно запомнить, в какую сторону пишется буква. Такое задание не будет способствовать подкреплению правильного знания графического образа буквы.

Е.В.Заика утверждает, что чтение строчек наоборот уводит ребенка от привычного стереотипа чтения слева направо. Мне не совсем понятно, для чего нужно этот стереотип ломать? Его, напротив, нужно формировать и развивать как можно лучше, так как мы готовим детей к беглому чтению, и движение глаз по строчке играет немаловажную роль. Чтобы дети приучились читать по строчкам слева направо и отработали этот навык, требуется определенная тренировка, поэтому чтение строчек наоборот будет тормозить формирование этого навыка.

И еще с одним упражнением я не могу согласиться — это чтение с повторным произнесением некоторых слов. Сам автор, говоря об этом упражнении, отмечает, что у некоторых детей могут быть отрицательные последствия, которые быстро проходят. Но такой способ чтения развивает вредную привычку, от которой нужно потом избавляться. Разрешая детям повторное чтение, мы провоцируем явление регрессии. Это никак не может способствовать повышению техники чтения.

Чтобы помочь детям легче проникнуть в смысл воспринимаемого, можно предложить им прочитать предложение второй раз, но не позволять читать слова по два раза. Лучше научить детей двум видам чтения — орфографическому и орфоэпическому. Это даст возможность ребенку зрительно воспринимаемое произносить так, как оно звучит в живой речи. С этого момента семантика слова, его слуховой и зрительный образы сливаются и слово узнается при любом восприятии.

Чтобы дети успешно преодолели все трудности при обучении чтению, нужно с большой ответственностью подходить к выбору методических приемов.

 

Е.М. Плюснина

Санкт-Петербург