Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

ПСИХОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

 

29—30 октября 1996 г. в Москве в Военном университете состоялась межвузовская научно-практическая конференция “Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров”. В ее работе приняли участие свыше ста представителей вузов и училищ. Основная цель конференции, как отметил начальник Военного университета Н.И. Звинчуков, — совместными усилиями обсудить проблемы психологического образования офицерских кадров.

Одновременное рассмотрение проблем преподавания психологии и педагогики оказалось не случайным; оно обусловлено реальностью государственного стандарта, предписывающего вузам обеспечить изучение такой учебной дисциплины, как “педагогика и психология”. Один из основных практических вопросов конференции состоял в том, как же в одном учебном предмете объединить эти две научные дисциплины.

В.П.Зинченко и П.А.Корчемный посвятили свои доклады рассмотрению научного содержания курса психологии, В.В.Давыдов и А.В.Барабанщиков основное внимание сосредоточили на анализе деятельностного компонента психологического и педагогического знания; В.И.Слободчиков и Б.П.Бархаев проанализировали дидактические аспекты проектирования учебного процесса в вузах. На пленарных заседаниях выступили также Л.Н.Кузнецов, Ю.А.Чиши, В.Ф.Перевалов, И.П.Логинов.

Что касается   н а у ч н о г о   с о д е р ж а н и я,  участников конференции волновал прежде всего вопрос о том, какую часть (в общем-то необъятного материала психологической науки) можно и нужно привлекать для обеспечения учебного процесса в вузе. Сложившаяся практика построена, как правило, на использовании традиционных подходов к отбору научного материала в виде представлений о психических

 

147

 

процессах, состояниях, образованиях и свойствах. Тем самым как бы без ответа остаются ключевые проблемы современной психологии о сознании и процессах его развития. Именно поэтому в докладе В.П.Зинченко основное внимание было уделено роли науки о сознании в развитии сознания изучающих психологию. Им в частности были представлены так называемая вертикаль развития, включающая семь основных “узлов” развития, и схема “напряжения действия” как условия перевода будущего и прошлого в настоящее. Эти научные понятия смогли бы послужить мощным рефлексивным средством для всех изучающих психологию.

Курс психологии для военных специалистов с необходимостью должен включать и военную психологию. При изложении этой специальной дисциплины в отечественных военных вузах отдается предпочтение таким подходам, как деятельностная и стратометрическая концепции. Вместе с тем, как отметил П.А.Корчемный, уже завершен ряд исследований в военной психологии, выполненных на основе психоанализа и христианской психологии. Все это говорит о необходимости более широкого толкования теоретических основ этого учебного предмета.

Д е я т е л ь н о с т н ы е   к о м п о н е н т ы   психологического знания чаще всего пытаются представить в учебном процессе посредством различных психодиагностических методик. Тем самым создается видимость практической полезности учебного курса. Однако при этом методики вырываются из целостного контекста психологического исследования и предстают в качестве этаких измерительных приборов, показания которых не всегда могут быть правильно поняты, а тем более использованы. По мере более активного внедрения в психологическую практику психотерапии все чаще в содержание учебного предмета включаются отдельные психотерапевтические процедуры. Однако они мало что дают для профессиональной деятельности офицера, так как она разворачивается по другим механизмам. Для решения этого вопроса, как подчеркнул В.В.Давыдов, необходимо тщательно разобраться с психологической структурой каждого из видов воинской деятельности. Только в этом случае возможно неслучайное наполнение ее психологическим содержанием. А.В.Барабанщиков обратил внимание на качественное изменение содержания основных видов педагогической деятельности современного офицера. В частности военно-педагогический процесс, наряду с традиционными функциями, все больше требует от командира осуществления функции социальной защиты воина. Значимые изменения происходят и в воспитании будущего офицера, где на первый план выходит проблема человека, а вместе с ней переход к тому, чтобы воин больше “воспитывался”, а не был бы просто объектом воспитания.

Существующая практика преподавания направлена в основном на усвоение обучаемыми определенной суммы предметных психологических и педагогических знаний. В качестве альтернативного подхода была предложена идея деятельностного освоения интегрированного психолого-педагогического знания в военных вузах. В докладе В.И.Слободчикова были подробно рассмотрены проектирование, программирование и планирование качественно нового учебного процесса. Его опыт проектирования и реализации современного психологического образования педагога в педагогических вузах показывает, что ведущим фактором разработки педагогического проекта является не содержание науки, а специфика будущей деятельности специалиста-выпускника. Соответственно в определении целей образования на первый план

 

148

 

выходят ценностно-смысловые ориентиры профессиональной деятельности. В связи с этим применительно к воинской аудитории В.И.Слободчиков предложил различать “военное дело” и “военное служение”.

Продолжая эту линию, Б.П.Бархаев рассмотрел проблему развития военного профессионализма офицерских кадров как совершенствование их готовности и способности к вхождению в целостные единицы кооперативно-распределенной профессиональной деятельности и выделил два возможных этапа на пути обновления психологического образования: в качестве ближней перспективы — более глубокое обеспечение средствами психологии и педагогики коммуникации и развития мышления выпускника в профессиональной деятельности, в качестве дальней перспективы — освоение гуманитарной парадигмы в самом психологическом и педагогическом знании; были подробно рассмотрены пути и средства достижения этих перспектив.

Помимо пленарных заседаний программа конференции предусматривала работу творческих мастерских по обсуждению преподавания в военных вузах отдельных разделов учебной дисциплины “Психология и педагогика”. При этом в качестве основного подхода к структурированию учебного материала было предложено вместо существующего деления на два практически самостоятельных раздела “Психология” и “Педагогика” создать интегрированный учебный предмет, в котором учебный материал систематизируется по деятельностному основанию. Это означает, что в качестве разделов этой дисциплины выступают основные компоненты профессиональной деятельности выпускника военного вуза: руководство подразделением в мирное время, управление подразделением в военное время, индивидуальная работа с подчиненными, обучение подчиненных и подразделения в целом, воспитательная работа в подразделении, психологическая работа в подразделении. Руководите- ли мастерских (Б.П.Бархаев, В.Н.Герасимов, П.Н.Городов, Н.А.Давыдов, А.Г.Караяни, П.А.Корчемный, В.Ф.Перевалов) представили проекты содержательного наполнения указанных разделов учебным материалом. Эти проекты далее были обсуждены на заседании секций, представлявших интересы основных видов Вооруженных Сил. Задача всех секций, работой которых руководили Л.Н.Уваров, Р.К.Юскаев, В.Н.Бешенцев, Н.Н.Азарнов, состояла в поиске того конкретного исследовательского материала, который можно было бы использовать в процессе преподавания для раскрытия психологической и педагогической специфики деятельности ракетчиков и мотострелков, летчиков и моряков.

Обсуждение показало, что проблемы обновления данной учебной дисциплины далеко выходят за рамки одного какого-либо ведомства. К сожалению, военные психологи, несмотря на свою многочисленность, до сих пор не имеют своего печатного органа, поэтому своевременной оказалась встреча участников конференции с главными редакторами журналов “Вопросы психологии” (Е.В.Щедрина) и “Московского психотерапевтического журнала” (Ф.Е.Василюк).

Подводя итоги работы конференции, В.И. Сушков подчеркнул, что она явилась первым шагом на пути совершенствования гуманитарной составляющей современного военного образования. Главная задача теперь состоит в закреплении результатов конференции в практике педагогической деятельности военных вузов.

 

Б.П. Бархаев

Москва