133

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

О ПУБЛИКАЦИЯХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

В.И. ЛУБОВСКИЙ, Л.И. ПЕРЕСЛЕНИ, М.М. СЕМАГО

 

МОСКВА

 

В последние годы отмечается повышенный интерес к психологии и различным методам психологического обследования с целью диагностики уровня умственного развития, определения готовности детей к школьному обучению, профпригодности и профориентации, выявления отклонений в психическом развитии для определения адекватности того или иного вида и типа обучения. Введение в системе образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты должности психолога, повышение социального интереса к практической психологии потребовало значительного увеличения числа таких специалистов, что повлекло за собой возникновение большого количества кафедр и факультетов с подобной ориентацией, а также различного рода экспресс-подготовки, коммерческих курсов, в том числе и заочно-очного обучения.

Увеличение числа специалистов, открытие многочисленных центров и консультаций, реабилитационных учреждений психолого-медико-педагогической ориентации привело к резкому увеличению спроса на методическую литературу, психодиагностический инструментарий, который необходим для применения, обработки и интерпретации получаемых результатов. Особенным спросом стала пользоваться литература, которая содержит подробное описание тестовых материалов и ключей для обработки.

Отсутствие собственного опыта и серьезных профессиональных знаний у большинства “срочным” способом подготовленных практических психологов (а по нашему мнению, даже двухгодичная подготовка в существующем виде недостаточна) не дает необходимой квалификации и опыта для реальной практической деятельности. В то же время такой психолог получает сертификат (в виде документа о специальном образовании), дающий право на проведение диагностического обследования детей и взрослых и, следовательно, на владение диагностическими материалами.

Необходимо подчеркнуть, что настороженное и даже опасливое отношение к количественной оценке интеллектуальных способностей путем тестирования, практиковалось в нашей стране в течение многих лет. В то же время подобная практика бережного и профессионального отношения к методическим материалам являлась и является в настоящее время характерной чертой всех “психологически развитых” стран. Вследствие подобного отношения широкое распространение получил описательный характер методов психологического обследования с использованием главным образом качественной оценки получаемых результатов. По

 

134

 

мере возвращения в практику количественных оценок выполнения тестовых заданий стали появляться описания широко известных тестов, адаптированных к российским условиям, новые разработки количественной оценки различных сторон когнитивной и эмоционально-личностной сфер, как нормального, так и отклоняющегося развития. Возникновение альтернативного образования, организация на базе общеобразовательных школ разноуровневых классов, групп подготовки детей дошкольного возраста еще более повысили интерес к количественной оценке способностей.

Все это повлекло за собой появление большого количества пособий и сборников сомнительного, мягко выражаясь, качества, содержащих соответствующую спросу информацию, без профессионального рецензирования и экспертной оценки специалистами в данной области.

Наша страна делает лишь первые шаги к цивилизованной форме использования психодиагностического инструментария, принятой в большинстве стран с широко и хорошо организованной сетью психологических служб. В настоящее время у нас не существует каких-либо законодательных и нормативных актов, охраняющих права человека при психологических обследованиях и регламентирующих работу прикладных психологов. В связи со сказанным хотелось бы рекомендовать всем читателям и всем практическим психологам ознакомиться с одной из немногих отечественных разработок, которая, к сожалению, не имеет характера закона (см.: Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль: Дебют, 1991. 32 с.). Эти рекомендации дают четкие ориентиры в этике использования и проведения психодиагностических обследований. В них приводятся “основные причины необходимости строгого контроля за использованием психодиагностических тестов”, а именно:

1) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным,

2) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами.

Далее в методическом пособии формулируются основные требования к разработчикам тестов (в более широком смысле это относится и к любым психодиагностическим материалам, даже не являющимся психометрическими тестами) и к пользователям — как специалистам-психологам, так и специалистам без психологического образования с соответствующими правами и ограничениями.

Не менее важной является и проблема уважения авторских прав в области психодиагностических материалов.

К сожалению, трудности патентования, неразработанность, как уже указывалось, законодательных и нормативных актов в этой сфере, существующее негативное отношение к судебной защите авторских прав, сложности обращения к закону в данном случае, да и слабая юридическая осведомленность многих специалистов ограничивают возможность предотвращения некачественных публикаций тех или иных материалов без согласия разработчиков психодиагностических методик, без оценки валидности и надежности.

Все сказанное побудило нас дать оценку некоторых появившихся большими тиражами публикаций, содержащих недобросовестное цитирование и заимствование. Обнаруживаемые искажения непосредственно тестовых материалов, имеющиеся в этих публикациях, как и искажения способов обработки без соответствующей проверки на надежность и валидность, вызывают опасность ошибочной диагностики, что в отдельных случаях может пагубно повлиять на судьбу человека. Кроме того,

 

135

 

подобные нарушения способствуют дискредитации авторских разработок.

Одной из таких публикаций является учебное пособие В.М.Астапова “Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии” для слушателей спецфакультетов по переподготовке работников образования по направлению “Психология”, изданное Международной педагогической академией в 1994 г. тиражом 20000 экземпляров.

В.М.Астапов широко использовал имеющиеся литературные материалы и включил в пособие без согласования со здравствующими авторами значительное число страниц без кавычек, а следовательно, выдал их за собственные. Даже в том случае, если бы В.М.Астапов использовал ту или иную публикацию правильно, без необоснованных изменений, мы считали бы необходимым предупредить научных и практических работников в области психологии о недобросовестности этого автора. Приведем некоторые примеры.

В пособии В.М.Астапова описывается “Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7—9 лет)”. Эта методика впервые опубликована Э.Ф.Замбацявичене в журнале “Дефектология” (1984. № 1). В сноске автор привел источник, однако не указал год издания, и не удивительно почему. Словесный материал существенно изменен, вторая проба перепутана с третьей, добавлены слова, сделана попытка адаптировать словесный материал к российским условиям (тест первично апробировался на детях, обучавшихся в I—III классах литовских школ). В то же время количественная оценка успешности выполнения словесных субтестов оставлена без изменения по сравнению с исходной.

В пособии не приводятся данные проверки предложенного В.М.Астаповым варианта методики и законности использования предлагаемых критериев для видоизменения тестового материала, т.е. нарушено одно из основных требований к нормам, которым должны отвечать стандартизованные психологические тесты и руководства.

В.М.Астапов включил также в текст своего пособия полное описание методики исследования прогностической деятельности без разрешения авторов даже с таблицами экспериментального обследования. Отсутствие каких-либо кавычек не дает возможности читателю определить наличие прямого текстуального заимствования из пособия Л.И.Переслени с соавторами (см.: Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан, 1990). Избранный способ цитирования первоисточника создает иллюзию, что методика во всех ее тонкостях разработана самим В.М.Астаповым.

В данное пособие включены и другие авторские разработки, в частности, методика адаптированного нейропсихологического исследования, опубликованная Э.Г.Симерицкой с соавторами, очевидно, также без разрешения авторов. Использованы без надлежащей ссылки и материалы С.Д.Забрамной.

Вторая книга, на которую нам хотелось обратить внимание практических психологов, это “Альманах психологических тестов”, вышедший 1995 г. тиражом 20000 экземпляров в завлекательной обложке. Предложено описание в “научно-популярной форме”, как сказано на титульном листе, 48 методик с тестовым материалом и способами количественной обработки данных. Составители Р.Р. и С.А.Римские (псевдоним позволил скрыть тот факт, что указанные господа не являются профессиональными психологами) решили подойти к публикации методик “творчески”, чтобы “максимально облегчить для пользователя их практическое применение”. Необходимо предупредить всех психологов, работающих в области психодиагностики, что использование приведенных в книге “облегченных” методик без ознакомления с первоисточниками

 

136

 

не может служить основой достоверного суждения об особенностях интеллектуального развития детей как нормально развивающихся, так и с трудностями обучения различного генеза. В настоящее время издательство пошло на выпуск второго издания, хотя было осведомлено о некомпетентности составителей альманаха и соответственно о некачественности предлагаемых ими модификаций психодиагностического инструментария. Более того, имеется положительная рецензия на данное пособие в “Литературной газете” (№ 13 от 27.03.1996), где указанные “облегчения” методик выдаются за прогресс в области психодиагностики. Сразу видно, что и этот автор имеет отдаленное знакомство с принципами проведения подобной психологической работы.

Недостаточная компетентность авторов проявляется уже в делении использованного материала на главы (Глава 1 “Тесты на интеллект”; Глава 2 “Тесты на познавательные процессы”).

Мы считаем своим долгом остановиться на некоторых из публикуемых в данном пособии тестах, чтобы предупредить существенные ошибки их применения психологами. Так, например, тест Г.Витцлака в приведенной форме может быть полезен только лишь своим тестовым материалом. Описание заданий отличается количеством, порядком и содержанием (например, в разделе, посвященном заучиванию стихотворения) от того, что опубликовано в первоисточнике — в работе А.Г.Лидерса из пособия А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлевой “Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте” (Петрозаводск, 1992). Отличается и способ оценки результатов. Следует отметить, что сам автор опубликовал свои негативные соображения по поводу данной публикации в журнале “Практический психолог” (1996, № 1). Хотелось бы добавить, что данный тест, если он используется в точном соответствии с текстом в указанном выше первоисточнике, показывает его информативность для суждения о готовности к школе и может успешно применяться практическими психологами при комплектовании I классов.

Вторая методика, приведенная в “Альманахе психологических тестов”, — это методика, о которой говорилось выше (“Определение уровня развития словесно-логического мышления...”). И в этом пособии тестовый вариант подвергся значительным искажениям; он представляет смесь из вариантов, опубликованных Э.Г.Замбацявичене, Л.И.Переслени с соавторами и В.М.Астаповым. Вариант методики, опубликованный в альманахе, также не проверялся на каких-либо выборках детской популяции. В то же время составителям, очевидно, понравился способ обработки, предложенный в публикации Л.И.Переслени с соавторами, а потому они предлагают его применять и при использовании приведенных ими словесных заданий, что недопустимо.

Составители пытались также воспользоваться классическим трудом С.Я.Рубинштейн “Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике” (1970), давно находящимся в арсенале всех патопсихологов. Та же некомпетентность методик. Так, искажен порядок цифр в методике Шульте, произвольно изменены методики исследования мышления (в простых и сложных аналогиях наблюдаются опечатки, приводятся слова, искажающие смысловое построение заданий, вставлены новые понятия, нарушен порядок предъявления слов). Более того, искажению подверглись инструкции предъявления таких методик, как “Сложные аналогии”, “Исключение предметов” и др., вплоть до нарушения смысла, заложенного при подборе материала.

 

137

 

Можно указать на ряд таблиц и шкал, не содержащих ссылок на какие-либо стандартизационные процедуры.

Необходимо отметить искажения публикуемых методик невербального характера (рисуночные тесты). Мы обнаружили грубейшие отклонения в изображениях, используемых в методиках “Исключение предметов (4-й лишний)”, “Исследование опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву”, “Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга”. Подобные нарушения, особенно если это касается проективных методик, абсолютно недопустимы в психодиагностических материалах.

Составители позволили себе не упомянуть Э.М.Александровскую, как автора адаптации теста Кеттелла для детей 8—12 лет, использованного ими в альманахе.

Имеются сведения специалистов о том, что искажения тестовых материалов, недобросовестное цитирование и заимствования встречаются и в других публикациях (например, в таких, как “Лучшие психологические тесты”, “Настольная книга практического психолога в образовании” под ред. Е.И.Рогова и других).

Из всего сказанного следует особая значимость специального обучения молодых специалистов цивилизованному цитированию, ознакомлению с имеющимся законодательством о защите авторских прав и интеллектуальной собственности.

Для повышения профессионализма психологов, работающих в области психодиагностики, целесообразно постоянно ставить в известность специалистов о качестве появляющейся в продаже литературы.

Нельзя не отметить, что большие тиражи изданий с подробным описанием тестовых заданий, распространяемые среди населения, дают в руки неспециалистам (в том числе и родителям) материал для тренировки, снижающий достоверность выводов об особенностях психического развития испытуемого, а следовательно, и ценность необходимых рекомендаций. Очевидно, должна быть разработана в законодательном порядке разумная нормативная база, например, о целесообразности предоставления сигнальных экземпляров издаваемой специальной литературы в соответствующие профессиональные центры, обладающие разрешительными функциями. Необходимо обязать издательства не распространять специальную психологическую методическую литературу среди населения для предотвращения ее непрофессионального использования.

Вероятно, будет полезна организация совещания по проблемам публикаций психодиагностической литературы.

Из всего сказанного вытекает острая необходимость разработки мер, не только в связи с защитой авторских прав, но и для предотвращения вреда от использования искаженных тестовых материалов, а следовательно, возможных ошибок при проведении психодиагностических обследований.

Настало время бить тревогу и по поводу утраты этических норм в научных, методических и иных публикациях.