110

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧАЙНОЙ СУДЬБЫ

(К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.А. ОШАНИНА)

 

В.И. КОЗЛОВ

 

 

Доктор психологических наук, профессор Дмитрий Александрович Ошанин известен как один из первых организаторов исследований по проблемам инженерной психологии и технической эстетики в нашей стране, им предложена и разрабатывалась концепция оперативности психического отражения.

Д.А.Ошанин был человеком необычайно сложной судьбы. Он родился в Вологде 13 февраля 1907 г. В начале 1920 г. его родители, дворяне по происхождению, вместе с детьми эмигрировали в Югославию. В 1926 г. окончил гимназию в г. Скопле. С 1926 по 1928 г. был студентом Парижского университета (Сорбонны) и одновременно учился в Консерватории: по классу композиции у Оннегера, а по классу игры на виолончели у Пабло Казальса. За неимением средств на жизнь был вынужден работать музыкантом, грузчиком и др. Материальные затруднения заставили Дмитрия Александровича покинуть Париж и вернуться в Югославию, где он продолжил учебу на философском факультете университета в Белграде (Скопле), который окончил в 1931 г., получив специальность философ-психолог. В 1931 — 1933 гг., ожидая назначения по специальности, работал частным репетитором и музыкантом, а с 1933 по 1936 г. — преподавателем в гимназии. В 1936 г. он был принят в докторантуру Парижского университета (Сорбонны); подготовив диссертацию на тему “Сопереживание и его три аспекта” (научным

 

111

 

руководителем был известный французский ученый А.Валлон), защитил ее в 1938 г. с высшим отличием и получил ученую степень доктора Парижского университета.

Уже в этой первой научной работе проявился необычайный творческий потенциал Д.А.Ошанина, оригинальный подход к исследуемому явлению. В 1939 г. он получил также степень доктора Белградского университета (нострификация). С 1939 по 1945 г. Д.А.Ошанин снова работал преподавателем в гимназии, сначала в Югославии, а затем в Болгарии, куда он переехал на постоянное место жительства в 1941 г.

Освобождение Болгарии позволило Д.А.Ошанину, наконец, заняться научной работой. В 1946 г. он получил ученое звание профессора и до 1952 г. работал заведующим кафедрой психологии в Софийском государственном высшем институте физической культуры им. Г.М.Димитрова, при котором создал психологическую лабораторию и организовал ее экспериментальную работу; сам Дмитрий Александрович занимался в этой лаборатории экспериментальным изучением латентных периодов двигательных реакций. Введенная им хроноскопическая методика широко применялась во многих других научно-исследовательских институтах Болгарии. С 1952 по 1955 г. Д.А.Ошанин работал заместителем директора по научной части Института педагогики Болгарской академии наук и по совместительству продолжал заведовать кафедрой психологии в Институте физической культуры. За этот период им опубликовано несколько работ, связанных с задачами школы. В мае 1955 г. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве культуры Болгарии присудила ему ученую степень кандидата психологических наук. Дмитрий Александрович активно участвовал в общественно-политической жизни Болгарии, читал множество публичных докладов в Софии, Пловдиве и других городах.

Начиная с 1936 г. Д.А.Ошанин неоднократно предпринимал попытки восстановления советского гражданства и ходатайствовал о возвращении на Родину. В 1946 г. в Болгарии он получил советский паспорт. В конце августа 1955 г. в связи с массовым отъездом постоянно проживавших в Болгарии советских граждан в районы освоения целинных и залежных земель Д.А.Ошанин подал заявление в посольство СССР в Болгарии и был назначен старшим эшелона, получив путевку в Ростовский мясомолочный совхоз № 2. Ростовское областное управление совхозов направило Д.А.Ошанина оттуда в Москву для определения на работу по специальности. В октябре 1955 г. он поступил на работу в НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), с которым была связана многолетняя и наиболее плодотворная творческая деятельность Д.А.Ошанина. Сначала он работал старшим научным сотрудником в лаборатории психологии личности, а затем перешел в лабораторию психологии труда. В 1960 г. Д.А.Ошанина назначили заведующим лабораторией психологии труда, на базе которой им была организована одна из первых в Советском Союзе лабораторий инженерной психологии. Одновременно он принимал самое активное участие в создании Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где на общественных началах заведовал отделом инженерной психологии и физиологии. Круг интересов в этот период научной деятельности Д.А.Ошанина вначале

 

112

 

был связан с прикладными проблемами психологии труда и инженерной психологии. В этой области им самим и под его руководством проведен целый ряд исследований, результаты которых были использованы в производственной практике. Таковыми, в частности, являются разработанные под его руководством принципы конвейеризации отдельных циклов производства телевизоров, принципы конструирования пультов управления теплоэлектростанций и др.

Многолетние систематические психологические исследования разных видов деятельности человека привели Д.А.Ошанина к пониманию того, что эффективность трудовых действий в весьма значительной степени определяется тем, как работающий по ходу их выполнения отражает (воспринимает, представляет себе) объект своего труда. Специфический образ объекта, формирующийся в процессе выполнения конкретного действия (группы действий) с объектом, предназначенный и приспособленный специально для данного действия (группы действий), Д.А.Ошанин назвал оперативным образом. Первая гипотетическая характеристика оперативного образа, сформулированная на основе логико-психологического анализа, была доложена на заседании ученого совета НИИ психологии АПН РСФСР в 1961 г. Начатые с постановки прикладных вопросов инженерной психологии исследования Д.А.Ошанина и его сотрудников постепенно приобрели общепсихологический теоретико-систематический характер, связанный с разработкой концепции оперативности психического отражения. Под оперативностью отражения понимается такое свойство психики, которое, с одной стороны, обеспечивает пластичное, гибкое переключение с отражения одних свойств объекта на другие его свойства в зависимости от задачи действия с объектом. С другой стороны, благодаря этому свойству осуществляется регуляторная функция психического отражения. В ходе изучения оперативных способностей образного отражения стало очевидно, что концепция оперативности отражения имеет значение не только для понимания регуляторной функции психики в деятельности человека, но и для дальнейшего развития теории психического отражения в целом. Теоретические основания концепции оперативности психического отражения и результаты экспериментального изучения оперативных образов изложены в докторской диссертации “Предметное действие и оперативный образ”, которую Д.А.Ошанин защитил в 1973 г. Результаты проведенных под руководством Д.А.Ошанина исследований опубликованы в целом ряде работ как в СССР, так и за рубежом (Болгария, ГДР, КНР, Польша, Румыния, Франция и др.). По своему фундаментальному характеру понятие оперативности психического отражения по праву входит в систему таких основных понятий психологии, как действие, психический образ, единство психики и деятельности и др. В прикладном аспекте концепция оперативности отражения открывает широкие возможности для решения множества задач, связанных с нахождением новых инженерно-психологических средств эффективной организации и оптимизации внешних условий деятельности человека в различных сферах производства. Систематические исследования механизмов оперативности отражения являются важной предпосылкой для создания более совершенных, гибких опознающих устройств.

 

113

 

Научный авторитет Д.А.Ошанина нашел признание в кругах как отечественных, так и зарубежных психологов. С 1961 по 1976 г. он входил в состав редколлегии (редсовета) журнала “Вопросы психологии”. Был членом правления Московского общества психологов, председателем центральной ревизионной комиссии Общества психологов СССР, являлся членом Исполкома Международной Ассоциации по прикладной психологии, иностранным членом Французского национального общества психологов, почетным членом Общества спортивных психологов Болгарии.

Д.А.Ошанин был разносторонне одарен, и его научная деятельность была лишь одной из граней его таланта. Дмитрий Александрович был человеком энциклопедических знаний, в совершенстве владел французским, немецким, английским, болгарским и сербским языками. Он обладал музыкальными способностями, хорошо рисовал (и, по его собственному признанию, в трудные времена этим зарабатывал на жизнь), был знаком и дружен с П.Пикассо, Э.Триоле и многими другими выдающимися деятелями культуры Франции. Кроме того, он был великолепным оратором (мастерски читал лекции, захватывая аудиторию артистизмом, культурой языка и широкой эрудицией) и очень интересным собеседником.

Так сложилась судьба, что умер Дмитрий Александрович вдали от Родины (28 ноября 1979 г.). Умер в расцвете творческих сил и возможностей, находясь в Париже по приглашению университета Сорбонны, где он читал большой цикл лекций преподавателям и студентам.

 

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ Д.А. ОШАНИНА

 

1. La sympathie et ses trois aspects: harmonic, contrainte, delivrance; These de doctorat. P.: Rodstein, 1938. 158 р.

2. О психологическом изучении производственных операций // Вопр. психол. 1959. № 1. С. 64 — 75.

3. Промышленная психология // Современная психология в капиталистических странах / Отв. ред. Е.В. Шорохова. Гл. 7. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. С. 279 — 318.

4. Семантическая и прагматическая функция сигнала: Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. Симпозиум “Прием и переработка информации человеком”. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5. Оперативный образ управляемого объекта в системах “человек и автомат” // XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 27. М., 1966.

6. Роль оперативного образа в выявлении информационного содержания сигналов // Вопр. психол. 1969. № 4. С. 24 — 33.

7. Предметное действие как информационный процесс. // Вопр. психол. 1970. № 3. С. 34 — 50.

8. Предметное действие и оперативный образ: Докт. дис. М., 1973.

9. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологи // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение / Под ред. Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, В.Ф. Венды. М.: Наука, 1977. С. 134 — 149.

Кроме того, Д.А.Ошанин являлся редактором сборников:

1. Психология и техника. М.: Просвещение, 1965.

2. Система “человек — автомат”. М.: Наука, 1965.

3. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина и О.А. Конопкина. М.: Педагогика, 1973.

 

Поступила в редакцию 22.X 1996 г.