107

 

ЗАМЕТКИ О ПОПУЛЯРНОСТИ Л.С. ВЫГОТСКОГО

НА ЗАПАДЕ

 

А.П. СТЕЦЕНКО

 

Л.С.Выготский очень популярен на Западе. Точнее, не только на Западе, а в мировой психологии — в Бразилии и Мексике, в Японии и Южной Африке, т.е. везде, где психологическая наука более или менее развита1. Особенно заметно это стало в юбилейном году. Трудно даже перечислить все конференции и симпозиумы, которые уже состоялись или еще состоятся в текущем году в самых разных концах света. Примечательно, что Швейцария, родина Жана Пиаже, отмечает юбилей Л.С.Выготского практически наравне со столетним юбилеем своего знаменитого соотечественника. В сентябре в Женеве состоялась конференция, которая в значительной степени была ориентирована на Л.С.Выготского и организована психологами-женевцами, работающими в рамках культурно-исторического подхода (Ж.-П.Бронкарт, Б.Шоули и другими).

Популярность Л.С.Выготского выражается не только в посвященных ему конференциях. Его имя, выражаясь спортивным языком, входит в десятку самых известных имен в истории психологии. Хотя официального рейтинга популярности не существует, но имеется и даже специально отслеживается индекс цитирования в литературе, по которому Л.С.Выготский вполне конкурирует с такими классиками, как Ж.Пиаже, Э.Эриксон, З.Фрейд, Б.Скиннер. Это относится в первую очередь к литературе в области возрастной психологии (психологии развития) и педагогической психологии, хотя и не сводится к этим двум областям. Причем Л.С.Выготского не просто цитируют, его концепция используется как основа конкретно-психологических (теоретических, эмпирических и прикладных) исследований в работах многих психологов во всем мире. Наряду с такими известными “выготскианцами”, как, например, М.Коул, Б.Рогофф и Дж.Верч, в этом направлении работают, без преувеличения, десятки сотен психологов по всему свету. Один пример конкретно-психологических (и очень впечатляющих своей проработанностью и продуктивностью) исследований отражен в сравнительно недавно вышедшей книге “Выготский и обучение: применение в практике и в социоисторической психологии” [6]. К сожалению, сколь-нибудь подробного обзора исследований, разрабатывающих концепцию Л.С.Выготского или берущих эту концепцию за основу, не существует, это задача специального анализа.

Вообще, судя по количеству публикаций, иногда может создаться впечатление, что теория и идеи Л.С.Выготского особенно продуктивно развиваются именно на Западе, в то время как в России популярность культурно-исторического подхода (даже

 

108

 

с учетом общего кризиса в российской психологической науке) падает.

За последнее время на Западе также вышло несколько книг, посвященных самому Л.С.Выготскому — его жизни и творчеству. Среди них особенно привлекательны две: Козулин А. “Психология Выготского: биография идей” [6] и Ван дер Веер Р., Вальсинер Ж. “Понимая Выготского: в поисках синтеза” [9]. Они выделяются в первую очередь тем, что значительная часть их объема отдана именно описанию биографии и подробностей жизни Л.С. Выготского (вплоть до детального описания переписки Л.С. Выготского с коллегами и друзьями, обстоятельств его семейной жизни и т.д.). Это примечательно в первую очередь потому, что в России подобный тип анализа считается прерогативой историков науки и поэтому помимо книги М.Г.Ярошевского [4] и брошюры А.А.Леонтьева [1] по степени, детальности уступающих двум названным выше, нет других работ, авторы которых всерьез взялись бы за анализ творческого пути Льва Выготского. Так что психологи-“выготсковеды”, специализирующиеся на анализе такого типа вопросов, нашли свою нишу в рамках именно западной, а не отечественной психологии.

Что касается изучения (и соответственно преподавания) концепции Л.С.Выготского в университетах, то ситуация здесь очень неоднородная, как неоднородно вообще преподавание психологии, значительно варьирующее от страны к стране и даже от университета к университету. Однако с уверенностью можно сказать, что эта концепция включена во многие программы изучения возрастной и педагогической психологии наряду с другими классическими теориями развития. Так, в Германии очень известная и популярная как базовое учебное пособие книга Р. Ортера и Л. Монтада “Возрастная психология” [8] включает в себя достаточно подробное описание ключевых идей Л.С.Выготского (о развитии мышления и речи, о детской игре, о научных и житейских понятиях, о соотношении обучения и развития и т.д.). Кстати, в этой книге вообще неплохо представлены работы других российских психологов, в том числе А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина. Так что не будет преувеличением сказать, что не одно поколение немецких психологов (в данном случае речь идет о западно-германских психологах, ибо в Восточной Германии Л.С.Выготского знали по другим источникам) имеет представление о Л.С.Выготском и его концепции.

В целом большинство учебных пособий, вышедших за последние годы, обязательно включают в себя разделы (часто специальные главы) о культурно-исторической теории. Например, в книге “Теории развития” [5] (выдержавшей уже три издания) теория Л.С.Выготского рассматривается как один из классических подходов к человеческому развитию, наряду с концепциями Ж.Пиаже, Г.Колберга, У.Вернера, З.Фрейда, Э.Эриксона и К.Юнга. Почти любая книга, затрагивающая тему мышления и речи (не только в рамках возрастной психологии), как правило, обязательно отражает идеи Л.С.Выготского, причем часто в сравнении с идеями Ж.Пиаже (например, о соотношении внешней и внутренней речи). Это значит, что Л.С.Выготского хорошо и досконально знают студенты (все зависит от их конкретной специализации и от специализации ведущих профессоров того или иного университета), но некоторые базовые знания все

 

109

 

же, как правило, им даются. Сложность состоит в том, что далеко не все работы Л.С.Выготского переведены на основные языки мира, а некоторые переводы остаются малодоступны; психологов же, читающих его труды в оригинале, — единицы. Все же из личных наблюдений могу сказать, что я редко встречала на Западе психологов, никогда не слышавших имени Л.С.Выготского. Сейчас ситуация постепенно улучшается, так как работы Л.С.Выготского продолжают выходить в свет во все новых переводах. В частности, издан том, куда включены до сих пор мало известные на Западе работы Л.С.Выготского [10].

Отдельный и очень интересный вопрос: в чем корни и причины популярности учения Л.С.Выготского в мировой психологии? Одного простого ответа здесь не существует, и наивно пытаться дать его в данных кратких заметках. Однако трудно удержаться, чтобы хотя бы упомянуть о том, что причины эти связаны с внутренней логикой развития самой психологии. Необходимо уйти от объяснения популярности культурно-исторической теории Л.С.Выготского через апелляцию только к внешним, например, общественно-политическим обстоятельствам его жизни и творчества (типа эффектов советской пропаганды, сыгравшей, якобы, немалую роль в привлечении внимания Запада к Л.С.Выготскому), как это получилось в интерпретации Р. ван дер Веера и      Ж. Вальсинера [10]. Альтернативное объяснение связано, в частности, с тем, что Л.С.Выготский заложил фундамент методологии психологии как науки конкретно-преобразующего, а не констатирующего типа2 и тем самым наметил пути выхода из кризиса, характерного для психологии на рубеже XX в. и не разрешенного по сей день. То, что само здание подобной науки до сих пор еще не построено (хотя движение в этом направлении есть, и примеров тому не так уж мало — это, среди прочих, работы П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других), и создает потребность в “новой психологии” и, как следствие, почву для интереса к культурно-исторической теории. Есть основания думать, что именно эта теория (иногда эксплицитно, иногда только имплицитно) представляет собой ту зону ближайшего развития, в которой возможен выход из кризиса современной психологии.

 

1. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.

2. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология. М., 1986.

3. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 39—49.

4. Ярошевский М.Г. Лев Выготский. М., 1989.

5. Craig W. Theories of development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.

6. Kozulin A. Vigotsky’s psychology: A biography of ideas. N.Y.; L., etc.: Harvester Wheatsheaf, 1990.

7. Moll L.C. (ed.) Vygotsky and education: Instructional implications and applications of sociohistorical psychology. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.

8. Oeter R., Montada L. Entwicklungspsychologie. Ein Lehrbuch 2. Auflage. München-Weinheim: Psychologie Verlags Union, 1987.

9. Van der Veer R., Velsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford, UK & Cambridge, USA: Blackwell, 1991.

10. Van der Veer R., Valsiner J. (eds.) The Vygotsky’s reader. Oxford, UK & Cambridge, USA: Blackwell, 1994.

 

Поступила в редакцию 12.IX 1996 г.



1 Мне больше знаком контекст западно-европейской и американской психологии, поэтому к нему и буду апеллировать.

2 Подробнее об этом см., например, в [1], [2].