Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

155

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.А. ЛЕОНТЬЕВА

 

 

Имя Алексея Алексеевича Леонтьева - доктора филологических наук (1968), доктора психологических наук (1975), действительного члена Российской Академии образования (1992), профессора кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета (1988), ректора Института языков и культур им. Л.Н. Толстого (1994) - широко известно как у нас в стране, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

Автор более 600 самых разнообразных публикаций, многие из которых опубликованы или переведены за рубежом на 30 языках, среди которых наряду с английским, немецким, французским, испанским, итальянским, японским такие языки, как персидский, хинди, тамильский и др., А.А. Леонтьев является в то же время и активным участником множества международных форумов-съездов, конференций, симпозиумов.

Уже первые публикации А.А. Леонтьева "О методологических основах концепции С.К. Шаумяна" (1958), "Общелингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ" (1959), "Психолингвистика и проблемы функциональных единиц речи" (1961) обратили на себя внимание направленностью автора на анализ глубинных механизмов языка, речи. Не случайно именно творчество И.А. Бодуэна де Куртенэ - представителя психологизма в языкознании было выбрано А.А. Леонтьевым в качестве материала исследования в кандидатской диссертации (1963).

В 1966 г. под редакцией А.Р. Лурия вышла брошюра А.А. Леонтьева "Языкознание и психология". Она предвестила появление отечественной психолингвистики как сложной междисциплинарной науки. Автор писал, что "уже пришла пора закладывать основы той будущей науки о Человеке, которая поможет ему стать Человеком, - во всех смыслах этого слова... Это не будет ни языкознание, ни психология, ни физиология, ни логика, - это будут все они вместе взятые, слитые в единый сплав".

А.А. Леонтьеву принадлежит заслуга развития одного из направлений такой единой человековедческой науки, как психолингвистика. Эрудированный, широко и системно образованный, воспитанный в условиях высокой психологической культуры, А.А. Леонтьев буквально

 

156

 

ворвался в традиционную филологическую и психологическую науку своими публикациями, переводами, организацией исследовательских групп.

Глубокий анализ развивавшейся в тот период зарубежной психолингвистики Г. Осгуда, Дж. Миллера, структурной лингвистики Н. Хомского позволил А.А. Леонтьеву сформулировать принципиально новые основания отечественной психолингвистики. Как он подчеркивал в предисловии к книге С. Слобина, Дж. Грина "Психолингвистика" (1978), "если миллеровская психолингвистика - лингвистически ориентирована, то в СССР эта научная область возникла и развивалась как неотъемлемая часть общей психологии, опираясь на теоретические положения Л.С. Выготского и его школы, в первую очередь А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. В ней речь трактуется не как система речевых реакций, а как активная и целенаправленная речевая деятельность". Деятельностная природа речевых процессов, их социальная обусловленность выступили основными постулатами отечественной психолингвистики в трактовке А.А. Леонтьева и всех его единомышленников - сотрудников и учеников.

Психолингвистика А.А. Леонтьева, конечно, не исключала ни языкознания, ни психологии, но она дала качественно новый поворот их развитию в исследовании речи, языка, общения. И то, что А.А. Леонтьев в 1975 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Психология общения", свидетельствовало о естественном расширении области психолингвистики и включении ее в широкие границы человеческой коммуникации и общения.

Разрабатывая проблему общения, А.А. Леонтьев выступил и в качестве теоретика, и в качестве организатора целой серии прикладных исследований в сфере лекционной деятельности, рекламы, кино и др.  А.А. Леонтьев своей научной деятельностью представляет удивительный органичный сплав, подлинную междисциплинарность наук: философии, филологии, психологии, психолингвистики, теории и практики обучения родному и иностранному языкам. Существенно, что А.А. Леонтьев представляет собой в то же время и практикоориентированную науку. Его исследования используются в криминалистике, например работа "Речь в криминалистике и судебной психологии" (1977), в методике обучения языку, где он выступает как разработчик программ спецкурсов, общих концепций, и в других областях практической деятельности.

В 1994-1995 гг. А.А. Леонтьев начинает разрабатывать глобальную проблему языковой политики, образования и языкового самоопределения личности и создаетцелостную концепцию систем языкового образования в России, что послужило основой федеральной программы этого образования.

Об А.А. Леонтьеве можно писать очень много - это человек быстрой и продуктивной мысли и легкого пера, - поэтому лучше его читать и общаться с ним - остроумным, открытым, утверждающим Науку в Жизни и Жизнь в Науке. Пусть так будет долгие годы!