Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ

100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Ж. ПИАЖЕ*

 

Международная конференция "The growing mind. Multidisciplinary approaches. La pensée en evolution. Approches multidisciplinaires" проходила в Женеве с 14 по 18 сентября 1996 г. Основной задачей конференции было обсуждение проблемы психического развития - центральной в творчестве Жана Пиаже. По замыслу организаторов, среди которых были коллеги, ученики и последователи этого выдающегося швейцарского психолога, проблематика конференции ни в коей мере не должна была сводиться только к обсуждению научного наследия Ж. Пиаже; она предполагала знакомство с современными подходами, в том числе междисциплинарными, к исследованию развития, представление новых экспериментальных данных и методов диагностики развития. Декларация необходимости синтеза теоретических подходов и эмпирических знаний, накопленных в биологии и психологии при анализе источников, механизмов и "причин" развития человека представляется весьма уместной для конференции, цель которой - почтить память Ж. Пиаже. О приверженности самого Ж. Пиаже естественнонаучной методологии много говорилось во вступительном слове философа             Д. Хемлина, прозвучавшем на церемонии открытия конференции, в лекции Дж. Брунера, содержащей блестящий сравнительный анализ творчества Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также на ряде симпозиумов, посвященных общим принципам и феноменам развития.

Обширная программа конференции (более 10 пленарных докладов и около 50 тематических секций) не может быть изложена подробно в коротком сообщении, поэтому здесь будут представлены основные темы, обсуждавшиеся на конференции.

Непосредственно с развитием идей Ж. Пиаже были связаны циклы докладов, посвященные моральному развитию, а также динамике развития и декаляжу. Так, при обсуждении декаляжа были представлены результаты лонгитюдного кросскультурного исследования, выполненного в рамках исследовательского проекта "Индивидуальное развитие и социальная структура" в Институте развития человека Макса Планка                        (У. Эдельштайн, М. Грундманн и другие). Полученные в исследовании данные позволяют проследить индивидуальные траектории развития, выделить индивидуальные различия в этих траекториях и оценить, какой вклад в индивидуальное развитие вносят нормативные закономерности, описанные Ж. Пиаже, и в какой мере они являются результатом социокультурных особенностей развития ребенка.

Влияние контекста развития на интеллектуальное развитие детей и адекватность для анализа результатов этого влияния теоретических схем, предлагаемых в неопиажетианских теориях, рассматривались на примере лонгитюдных исследований, на основании сравнения разных программ обучения, на примере обучения детей с задержками развития (М. Шейер, И. Ксапо и другие).

Целый ряд докладов был посвящен сопоставлению теоретических положений, высказанных в свое время Ж. Пиаже

 

133

 

и Л.С. Выготским. В выступлениях Дж. Брунера, Дж.Паскуаль-Леона, Я. Вальсинера, Ю. Энгестрема и других отчетливо проводилась мысль о неперспективности противопоставления теорий Ж. Пиаже и Л.С. Выготского и о необходимости "диалектического синтеза", который позволит ответить на вопросы "Что развивается?" и "Как происходит развитие?".

Важность социокультурного контекста в процессе развития подчеркивалась в работах, выполненных в рамках когнитивной антропологии (П. Дассен, Дж. Вассман, М. Боверманн). В частности, в докладе                    М. Боверманн были представлены кросскультурные данные развития пространственных представлений у детей от года до трех лет в четырех культурах. Проверяя предположение Ж. Пиаже о том, что пространственные представления развиваются как функция усвоения соответствующих понятий, автор показала, что развитие представлений о соотношении предметов в пространстве не является однонаправленным процессом, как это предполагал Ж. Пиаже, а определяется в значительной мере семантической структурой языка и ее взаимодействием с нелингвистическими пространственными представлениями.

Анализируя психологическое развитие, авторы докладов, представленных на конференции, обращались преимущественно к первым годам жизни индивида. Так, А. Дайамонд исследовала, как у детей первых двух лет жизни развивается способность устанавливать взаимосвязь между стимулом и наградой, играющая, как считал  Ж. Пиаже, важную роль в развитии ассимиляции. Обычно предполагается, что такая способность связана с распознаванием объектов и их запоминанием и формируется примерно к двум годам. А. Дайамонд показала, что различение объектов формируется значительно раньше. Варьируя взаимоположение стимула и награды, она обнаружила, что при некоторых условиях (при физическом контакте стимула и награды) дети уже в 9 мес могут усваивать взаимосвязь между ними. При отсроченном появлении награды способность справляться с заданием появляется только к 21-му месяцу, что отчетливо связано с развитием соответствующих корковых механизмов (вентролатеральной префронтальной коры).

Хотя тематика, посвященная детскому возрасту и особенно первым годам жизни, отчетливо доминировала, были представлены и исследования процессов развития у взрослых. В докладах Дж.Лабуви-Виф и П.Б. Болтеса, посвященных когнитивному развитию, на данных лонгитюдных исследований была продемонстрирована высокая сохранность в преклонном возрасте тех сторон когнитивной деятельности человека, которые связаны не с "объективным знанием" как таковым, а со способностью использовать это знание, с решением реальных жизненных проблем, с разрешением моральных дилемм, с профессиональными навыками. Авторы считают, что теория Ж. Пиаже не рассматривает эту сторону познавательного уровня человека и потому не дает возможности адекватного описания особенностей когнитивной сферы взрослых.

При анализе методических проблем наибольшее внимание было уделено обсуждению нелинейных моделей, позволяющих на основании эмпирических данных определить и описать скачки в развитии, периоды качественной перестройки функций, гетерохронность изменения разных психологических сфер (Х. Маас,            П. ван Гиирт, К. Фишер, П. Молинар).

Следует, однако, отметить, что обещанный (в названии конференции) междисциплинарный подход почти не был воплощен в лекциях, симпозиумах и дискуссиях, проходивших в течение пяти дней работы конференции. Причин тому несколько. Во-первых, бросалась

 

134

 

в глаза малочисленность "биологических" докладов: так, среди более 200 сообщений, представленных на конференции, число непосредственно связанных с биологией развития мозга человека не превышало двух десятков. Во-вторых, содержание последних с предельной ясностью продемонстрировало тот факт, что междисциплинарные исследования развития человека - скорее перспектива науки, нежели сегодняшнее ее состояние. Приведем несколько примеров. Как это явствовало из лекции Д. Дюбуля, посвященной механизмам биологической эволюции, существующая пропасть между уровнем наших представлений о когнитивном развитии и знаний об эволюции генома и механизмов, регулирующих считывание генетической информации, в настоящее время может быть преодолена  не иначе как поиском содержательных метафор, объединяющих разные знания на базе аналогий метауровня (распределенные системы, канализация и т.д.). В лекции профессора С. Шатц были представлены полученные с помощью новейших методов исследования мозга впечатляющие данные, касающиеся роли средового зрительного входа и организации спонтанной активности ганглиозных клеток сетчатки в формировании нейронной структуры латерального коленчатого тела и зрительной коры мозга. Эти исследования принципиально меняют представления биологов о роли спонтанной и вызванной активности нейросетей в развитии структуры и функций мозга. Однако их значение для концептуализации роли опыта в когнитивном развитии психологам еще только предстоит оценить. Пожалуй, единственное исключение из общего правила "психобиологического параллелизма" составила лекция А. Дайамонд. Безусловная новизна ее подхода к анализу когнитивного развития с позиций нейробиолога заключается в отказе от доминирующего в психологии взгляда на динамику поведения ребенка исключительно как на отражение процесса совершенствования и развития когнитивных схем и представлений, принятого в психологии развития вслед за Ж. Пиаже. Нейропсихологический анализ поведения детей первых лет жизни при выполнении ими ряда проб (в том числе и тех, что использовал Ж. Пиаже для анализа когнитивного развития) позволил ей продемонстрировать прямую связь развития определенных форм поведения ребенка с функциональным созреванием нейросистем лобной и височной коры мозга и пересмотреть психологическое содержание тех изменений, которые обусловливают рост когнитивной компетентности ребенка.

В целом конференция отчетливо продемонстрировала, что подход Ж. Пиаже к развитию продолжает вызывать неподдельный интерес у психологов, физиологов и педагогов во многих странах мира, порождает плодотворные дискуссии и стимулирует новые исследования как детского, так и взрослого возраста.

 

 

 

М.С. Егорова, С.Б. Малых, Т.А. Строганова

Москва

 



* Материалы конференции опубликованы в сборнике тезисов: The growing mind. Multidiscipli-nary approaches. La penseґe en evolution. September 14—18, 1996. Geneva, 1996. 343 p.