Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

 

Предлагаемый вниманию читателей очередной номер журнала целиком посвящен столетию со дня рождения Л.С. Выготского - гордости российской психологической науки. Именно учитывая значимость этой даты, такой специальный выпуск (в двух номерах) подготовлен впервые за 40 с лишним лет существования "Вопросов психологии", хотя отдельный блок статей о Л.С. Выготском в ознаменование 70-летия со дня его рождения в журнале уже публиковался (см.: Лев Вопр. психол. 1966. № 6); там началась дискуссия авторов статей А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и А.Р. Лурия с Л.С. Выготским и друг с другом. В данном и следующем юбилейных номерах журнала представлена не столько тематическая подборка специально заказанных юбилейных материалов, сколько своеобразная коллективная монография, которая вобрала в себя исторические, теоретические и научно-практические, а также биографические и библиографические материалы.

Лев Семенович прожил короткую, но очень яркую жизнь в науке. (Жан Пиаже, столетие со дня рождения которого также отмечается в этом году мировой психологической общественностью, в сравнении с Л.С. Выготским прожил пять его научных биографий.) Все слова о Л.С. Выготском сказаны: Моцарт психологии, гений, Голос разума, выдающийся ученый и т.п.; сегодня он не нуждается в комплиментах. Поэтому, формируя данный номер журнала, редколлегия стремилась избежать налета помпезности, который зачастую присутствует в юбилейных изданиях, и не задавалась целью нарисовать некую благостную юбилейную картинку. Основной акцент сделан на работах последователей Л.С. Выготского, развивающих идеи его культурно-исторического подхода к пониманию психики и сознания.

Л.С. Выготский имеет мировое имя в психологической науке не только благодаря его глубоким оригинальным трудам, но и благодаря тому, что его видение психологических проблем на целые десятилетия опередило современную ему эпоху и дало существенный толчок к развитию психологической науки. Каким образом, в каких направлениях развивались идеи Л.С. Выготского после его смерти учениками и последователями, на этот вопрос отчасти отвечает подборка публикуемых материалов. Редколлегия ставила своей задачей также показать практическую

 

6

 

направленность исследований Л.С. Выготского, которая обрела новое звучание в работах современных отечественных психологов. От внимания читателей не ускользнет, что авторы статей, помещаемых в этом и следующем юбилейных номерах, дают свое понимание работ Л.С. Выготского, дискутируют с ним, имеется и не вполне эксплицированная дискуссия их друг с другом; они не могли обойти обсуждаемую в течение последних десятилетий проблему взаимоотношений культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева - А.Р. Лурия, равно как и вопрос о существовании школы Выготского как таковой.

Концепция Л.С. Выготского не является застывшим учением; высказанные им идеи постоянно развиваются, и развитие это носит во многом диалогический характер, столь свойственный стилю самого   Л.С. Выготского. Поэтому, несмотря на монографический характер нашей публикации в целом, она носит не монологический, а многоголосный характер.

Отдавая дань Л.С. Выготскому как ученому, редколлегия сочла необходимым опубликовать в данном номере журнала воспоминания его дочери Г.Л. Выгодской, в которых Лев Семенович предстает как личность в кругу семьи и коллег, которые принимали участие в научных обсуждениях, устраивавшихся у него дома. Подспорьем в работе исследователей творчества Л.С. Выготского будет и самый полный на момент составления (июль с.г.) список его трудов из всех списков, когда-либо публиковавшихся у нас в стране и за рубежом.

В целом редколлегия стремилась с помощью оригинальных работ отдельных авторов создать образ того широкого направления исследований, начало которому было положено Л.С. Выготским и которое все шире и глубже развивается не только в российской, но и в мировой психологической науке.

Редколлегия надеется, что своеобразный проблемно-культурный монолог школы Выготского будет не только с интересом воспринят читателями, но и послужит стимулом к дальнейшему развитию его идей.

Завершим это короткое вступление словами самого Л.С. Выготского, которые прекрасно характеризуют его позицию в психологии. Эти слова можно считать его научным завещанием: "Сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной мысли овладеть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась мифологией, т.е. сама идея научного строения о душе содержит в себе весь будущий путь психологии, ибо наука и есть путь к истине, хотя бы ведущий через заблуждения. Но именно такой и дорога нам наша наука: в борьбе, преодолении ошибок, в невероятных затруднениях, нечеловеческой схватке с тысячелетними предрассудками. Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков. В этом мы видим наше историческое право, указание на нашу историческую роль, претензию на осуществление психологии как науки" (Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 428).