Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИ СМЫСЛА ЖИЗНИ

 

17-18 апреля 1996 г. в Психологическом институте РАО состоялся симпозиум "Психологические аспекты смысла жизни". Он явился продолжением "круглого стола" по данной проблеме, который проходил в 1995 г. (см.: Вопросы психологии. 1995. № 4). В симпозиуме участвовали сотрудники ПИ РАО и ИП РАН, преподаватели и студенты МГУ и Открытого Российского университета, ряда педагогических и других вузов страны и научно-исследовательских центров; он привлек внимание не только психологов, но и философов, филологов, педагогов, историков, журналистов.

Открывая симпозиум, В.Э. Чудновский посвятил свой доклад двум взаимосвязанным проблемам - смысла жизни и судьбы человека. Докладчик отметил, что издавна существовали два противоположных отношения к понятию "судьба": с одной стороны, как к чему-то неизбежному, неотвратимому, с другой - как результату активной деятельности человека, который должен стать хозяином своей судьбы. В социалистическом обществе преобладала вторая тенденция. При этом само понятие "судьба" объявлялось ненаучным или околонаучным.

Докладчик подчеркнул, что как ни привлекательна оптимистическая позиция, утверждающая, что человек полностью (или почти полностью) хозяин своей судьбы, такая позиция уязвима и ограничена: уход от проблемы предопределенности лишь уменьшает шансы человека в построении своей судьбы - проблема остается "темной", непознанной, и это сковывает свободу человека, ибо лишает возможности принимать решения со знанием дела. Как и понятие "судьба", понятие "предопределенность" считалось в нашей науке предосудительным, ибо напрямую связывалось с идеей божественного предопределения. Фактически в отечественной науке проблема судьбы не разрабатывалась, хотя в зарубежной психологии ею занимаются уже давно. Л. Зонди еще в 1947 г. основал Общество судьбопсихологов, а несколько позднее возникло Общество судьботерапевтов. В последнее время к этой проблеме подключились уральские психологи (уже вышло два сборника "Психология судьбы"). Вместе с тем эта работа ведется в достаточно ограниченных рамках. В.Э. Чудновский остановился на составляющих механизма предопределенности, выделив такие из них, как планетарно-космическая, биологическая, социальная, и показал сложности процесса поиска и обретения смысла жизни: характер этого процесса обусловлен не только особенностями социальной среды и воспитания, но и индивидуальными потребностями и влечениями (которые не всегда осознаются), а также социальной наследственностью (родовой, коллективной), учет которой - необходимое условие эффективности воспитания.

Темой выступления А.В. Суворова было "Обжитое социальное пространство и смысл жизни". При всей инвариантности развития - саморазвития содержание этого процесса у людей сводится к обживанию социального

 

152

 

пространства, которое можно определить как сферу решенных проблем и известных алгоритмов их решения. Социальное пространство - время есть, в сущности, история человечества (включая ее текущий момент в виде окружающих людей и вещей), которую и приходится обживать в течение всего жизненного цикла (от рождения до смерти), чтобы реализоваться в качестве члена общества - в качестве личности. Докладчик конкретизировал свою мысль на примере воспитания слепоглухонемых детей, подчеркнув, что прямое, непосредственное общение первично по отношению к опосредованному, совершающемуся как уединенный труд души. Как показывает анализ состояния ранооглохших и глухорожденных слепых детей, первоначально ребенок не является субъектом общения; он изначально - объект тотального обслуживания. И.А. Соколянский с А.И. Мещеряковым по существу решали задачу превращения ребенка из объекта тотального обслуживания в субъект непосредственного, первоначально бытового, общения, посредством обучения ребенка навыкам самообслуживания, т.е. посредством элементарной бытовой реабилитации, которая содержит ряд этапов. Далее, подчеркнул докладчик, необходима также первичная творческая реабилитация, т.е. обучение ребенка творческим видам деятельности, предполагающим уже уединение и сосредоточенность. Среди таких видов деятельности психологи выделяют лепку, чтение и конструирование. Элементарная бытовая и творческая реабилитации создают необходимые предпосылки уединенного труда души - основной формы саморазвития, которая также может видоизменяться.

Говоря о структуре обжитого социального пространства, А.В. Суворов отметил, что она может быть как "островной", так и "монолитной", изменялись по мере обживания. В процессе обживания социального пространства - времени меняется также и смысл жизни.

В своем выступлении Н.Л. Карпова рассмотрела динамику осознания жизненных смыслов на основных этапах социореабилитации в комплексной группе заикающихся и их родственников, которая занималась по методике Ю.Б. Некрасовой. Понимая психологическую категорию "смысл" как "отношение мотива к цели", отношение, которое "создается в жизни, в деятельности субъекта", Н.Л. Карпова выделила такой факт: при всем том, что цель любого процесса лечения - избавление от недуга и, соответственно, необходимость подчинения всех мотивов, усилий воли пациента - является очевидной,  психологические исследования показывают, что 80% заикающихся дают прогноз неблагоприятной субъективной оценки результатов лечения.

Исходя также из психологического понимания смысла как "переработанного личностью значения чего-либо" (К.К. Платонов), на всех этапах социореабилитации (пропедевтическом, сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной логопсихотерапии, контрольно-поддерживающем) необходима организация переосмысления пациентом своего отношения к процессу лечения и осознания себя в этом процессе. Но так же как сугубо индивидуален, уникален смысл жизни каждого человека, столь же уникальны и жизнесмыслы в процессе логопсихотерапии на всех ее этапах у каждого пациента и его родственников. Эти жизнесмыслы затрагивают прежде всего нравственно-психологическую сферу личности всех участников процесса социореабилитации. И более глубокому осознанию данного явления и более глубокому его исследованию могут помочь, по определению Б.С. Братуся, "этически ориентированная психология" и "психологически обоснованная этика".

 

153

 

В.Г. Асеев в докладе "Мотивационные характеристики смыслового потенциала личности" подчеркнул, что в последнее время в условиях обеднения потребностей, сужения направленности интересов россиян, дискредитации и потери идеалов, а также тенденции потребительства и стяжательства все более актуальной становится разработка вопросов духовного богатства личности, ее духовного потенциала. Отметив, что под психологическим потенциалом личности чаще всего подразумевается ее функционально-динамический, деятельностный потенциал, докладчик остановился на новом дополнительном понимании психологического потенциала как актуализации и более или менее длительного поддержания самих мотивационных установок. Ссылаясь на авторитет А.С. Макаренко и К. Левина, В.Г. Асеев обратил внимание на важность формирования у человека побуждений перспективного плана, которые облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное ее психологическое существование.

В.Т. Ганжин остановился на проблеме смыслообретения и смыслоутраты в культуре и личной биографии. Совершенно неоспоримо то, что жизнь обретает смысл в укреплении позиций жизни, а не в самоубийстве, самоумерщвлении человечества, а за ним и биосферы планеты. Но наряду с этим, совершенно явным и признаваемым абсолютным большинством людей, культур, государств и народов, аспектом есть и другой, сугубо личностный аспект, который всегда держит вопрос открытым вплоть до кончины человека. В данном случае вопрос "в чем смысл жизни?" модифицируется в следующую формулировку: "в чем смысл моей жизни как уникальной личности в жизни всего человечества как уникального соборного субъекта?".

В.Т. Ганжин выделил еще несколько формулировок в современном мышлении. "В чем смысл мира?", "В чем смысл человека?", "В чем смысл личности?", "В чем смысл культуры?", "Как связаны качество и смысл жизни?" - эти и некоторые другие формулы-вопросы не дают духовного покоя современникам и заставляют вести работу смыслообразования, целеполагания, а затем и целедостижения, переоценки результатов - и так без конца. И, как подчеркнул докладчик, весьма важно за многообразием аспектов и толкований генерального вопроса "в чем смысл жизни?" увидеть не только то, что здесь проявляется сверхмощность и избыточность человеческого сознания.

Выступление А.Л. Киселева было посвящено вопросам смысла жизни в творчестве М.М. Пришвина. Исходным в рассмотрении данной темы для докладчика явились теоретические положения В.С. Соловьева, изложенные в статье "Красота в природе", где речь идет о смысле факта как такового. Исходя из этих теоретических положений, можно видеть в искусстве пример широкого и проницающего взгляда на смысл человеческой жизни, так как бесконечно объемный характер связей человека с миром в произведении искусства сфокусирован, организован в образ, который обладает качеством целостности, чувственного (материального) единства, языковой доступности и выразительности.

Всю творческую и гражданскую жизнь писателя М.М. Пришвина, подчеркнул докладчик, можно рассматривать как факт воплощения подлинного и истинного смысла человеческой жизни. Объединение в творческой личности М.М. Пришвина деятельностей охотника, путешественника, этнографа, краеведа, журналиста-очеркиста, ученого-натуралиста, фотографа (мастера), писателя и фольклориста - есть признак редкого в истории искусства

 

154

 

примера самопознания личности в мире и в искусстве. И сам пример жизни М.М. Пришвина - конкретный случай ответа на вопрос: может ли быть писательство быть смыслом жизни.

В.С. Трипольский в докладе "О психологической защите личностного смысла жизни" рассмотрел его в нескольких аспектах: как реализацию биологического предназначения живого существа; как индивидуальную, социально ориентированную программу жизнедеятельности личности; как групповую социально ориентированную программу, в которой отдельным личностям отводятся определенные роли. Отметив особо, что у человека как личности (носителя сознания) смысл жизни выступает как особая осмысленная психологическая реальность, в которую каждая личность вкладывает свой сугубо индивидуализированный смысл, докладчик подчеркнул, что потеря этого смысла чревата дезинтеграцией личности, поэтому в стремлении сохранить целостность индивид оказывает психологическое сопротивление мощным внутренним биологическим факторам (вплоть до самопожертвования во имя реализации личностно-значимого смысла). Не менее значительное психологическое сопротивление индивид оказывает различным внешним факторам (воздействиям), препятствующим осуществлению индивидуальной программы смысла жизни. Примером подобных внешних воздействий выступает убеждающее воздействие (пропагандистская деятельность) отдельных социальных (в том числе и политических) групп, целью которых является нейтрализация (подавление) индивидуального смысла жизни и подмена его групповым. В течение ряда лет докладчик проводит исследование психологических механизмов сопротивления личности убеждающему воздействию, источником которого выступает референтная социальная группа. Получен ряд экспериментальных данных, позволяющих проникнуть в весьма интимный и до последнего времени малоизученный процесс возникновения внутренних барьеров личности.

Г.А. Вайзер в своем докладе "Смысл жизни и возраст" представила обобщения некоторых данных экспериментального исследования, проведенного весной 1996 г. с учащимися VII-XI классов и представителями старшего поколения, в основном пенсионного и предпенсионного возраста с целью выявления особенностей смысла жизни и его становления у учащихся современной школы и сопоставления с содержанием смысла жизни старшего поколения в настоящее время. Использовался метод анкетирования (с учащимися) и интервью (со взрослыми) на основе анкеты, разработанной В.Э. Чудновским. Смысл жизни рассматривался как динамическая иерархическая система, в которой наряду со множеством "малых" смыслов жизни существует и "большой", главный жизненный смысл, как бы своеобразное ядро, которое конкретизируется, воплощается в жизненных ситуациях, то обрастая оболочками, то оголяясь и освещая, как факел, путь в неведомое или, наоборот, помогая оценить прожитые годы. В докладе глубоко и содержательно было проанализировано понимание смысла жизни в группе испытуемых предпенсионного и пенсионного возраста. Г.А. Вайзер отметила, что у учащихся VII-VIII классов представление о смысле жизни еще достаточно общее: это цель жизни, то, чего хочешь добиться, достигнуть. Учащиеся старших классов характеризуются полнотой смыслового поля каждого выделяемого жизненного смысла, - здесь намечается иерархия смыслов и определяются смыслы групповые, индивидуальные, эмоциональные, познавательные. Среди учебных предметов, влияющих на осознание смысла жизни, старшеклассники выделяют прежде всего литературу. В заключение докладчик подчеркнула,

 

155

 

что среди факторов, влияющих на смысл жизни учащихся средних и старших классов, резко повышается значение собственного опыта, приближаясь к значению примера родителей, а на последнем месте оказались средства массовой информации.

А.М. Моисеева в сообщении "Смысл жизни и проблема целостности человека" отметила, что сегодняшняя экономическая ориентация личности на "минусовую" духовность или бездуховность вообще в корне подрывает целостную в своей основе природу человека. Выступающая подчеркнула необходимость срочной переориентации подрастающего поколения, учителей, воспитателей на осознание целостной природы человека, включающей в себя предличностную, личностную и сверхличностную формы жизни человека.

Ю.В. Волкова отметила, что изучение феномена деформации смысла жизни невротической личности позволяет выявить ряд факторов, помогающих приблизиться к пониманию общего механизма смыслообразования. С одной стороны, наблюдается, что у большого числа невротиков несмотря на наличие декларируемого смысла жизни, ощущения осмысленности жизни нет, а вместо него присутствует экзистенциальная фрустрация (В.Франкл). С другой - достаточно часто описывается в литературе и встречается в жизни тип людей, ощущающих осмысленность жизни, но не способных сразу его определить, выразить вербально. Эти два факта, демонстрируя взаимодействие чувственной и рациональной сферы личности, позволяют выдвинуть предположение о ведущей, может быть, решающей роли переживания в процессе осмысления жизни, особенно нравственного переживания.

Т.Т. Соколова в выступлении "Вивекананда о философских и психологических аспектах смысла жизни" кратко остановилась на основных вехах жизненного пути индийского философа-йога и отметила, что его идеи о смысле жизни, с которыми он выступал в западных странах, основываются на древнейших индийских источниках и собственном жизненном опыте.

Н.Б. Шкопоров остановился на вопросе о возможности применения иной научной парадигмы к проблеме смысла жизни при новом понимании жизни как таковой, включающей не только формальные ее признаки, но и присущие ей интенции. Пример такого понимания жизни дает ведическая традиция, которая имеет много разнообразных знаний о способах существования человека. В настоящее время это особо актуальная тема, поскольку мы констатируем проблему наличия культуры ума и отсутствия культуры интеллекта, разгул чувств и отсутствие культуры их переживания.

Б.В. Бочаров - сотрудник газеты для пожилых людей "Достоинство" - выразил особую заинтересованность своих читателей в более полном как научном, так и популярном освещении вопросов смысла жизни. В.Н. Рыжков внес предложение следующую встречу посвятить рассмотрению вопросов смысла жизни в различных философских теориях и религиозных учениях.

По материалам двух прошедших научных встреч будет подготовлен сборник "Проблемы смысла жизни".

 

 

Н.Л. Карпова

Москва