127
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗРИТЕЛЬНОЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
А.С. БАТУЕВ, А.Г. КАЩАВЦЕВ,
М.В. СОБОЛЕВА
Привязанность к взрослому человеку является биологической
необходимостью и изначальным психологическим условием для развития младенца.
Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной
связи является мать. В последнее время специалисты рассматривают младенца как
инициативное существо, играющее активную роль во взаимодействии с находящимися
рядом, познающее окружающий мир и действующее в нем [5]-[7]. В связи с этим логично
предположить, что младенец сам активно "выбирает" мать из окружающего
его мира.
Существование привязанности
между матерью и ребенком старше восьми месяцев доказано в многочисленных
экспериментах "с незнакомцем", проводившихся начиная с 70-х гг. [12]. Вместе с тем в последние 10 лет
появились исследования, свидетельствующие о диадных отношениях между ребенком и
матерью в пренатальном и раннем постнатальном периодах [13], [19], [23]. Эти факты, а также данные о
зрелости зрительной системы к моменту рождения [8], [9], [22]
позволяют сделать вывод о способности зрительного выделения ребенком матери из
находящихся рядом людей уже в первые часы жизни [10], [15], [19].
На наш взгляд, именно такое
выделение матери из окружающих живых и неживых объектов и лежит в основе
возникновения и ранней привязанности к матери, достоверным показателем чего
может служить фиксация взора.
Задача нашего исследования и
состояла в определении длительности и устойчивости предпочтения лица матери
одушевленным и неодушевленным, лицеподобным и нелицеподобным стимулам, что
может служить показателем становления и развития привязанности у детей первого
года жизни.
В нашем исследовании
участвовали 145 детей в возрасте от 7 дней до 14 мес с типичными для
данного возрастного контингента неврологичесими диагнозами. Возрастные
характеристики группы детей, принявших участие в экспериментах, представлены
128
в таблице. Дети в возрасте от 7 до 23 дней
находились вместе с матерями в отделении новорожденных детской городской
больницы №22 Санкт-Петербурга. Дети в возрасте старше месяца приносились
матерями на комплексное медико-психологическое тестирование в Диагностический
центр.
Таблица
Возрастные показатели обследованных групп
детей и зрительное предпочтение у младенцев
№ группы |
Число детей |
Возрастные показатели |
Выбор между погремушкой и куклой с лицом (в %) |
Выбор между куклой с лицом и лицом матери (в %) |
Выбор между лицом матери и лицом незнакомца (в
%) |
|||||||
Возраст- ной разброс |
Средний возраст |
Погре- мушка |
Кукла с лицом |
Амби- валентный выбор |
Кукла с лицом |
Лицо матери |
Амби- валент- ный выбор |
Лицо матери |
Лицо незна- комца |
Амби- валент- ный выбор |
||
1 |
25 |
7 — 23 дня |
14,4+3 дня |
20 |
80 |
0 |
24 |
76 |
0 |
26 |
74 |
0 |
2 |
19 |
1,5 — 2,3 мес |
1,8+0,09 мес |
0 |
87 |
13 |
60 |
7 |
33 |
20 |
53 |
27 |
3 |
9 |
2,5 — 3,0 мес |
2,4+0,11 мес |
0 |
100 |
0 |
75 |
25 |
0 |
42 |
29 |
29 |
4 |
12 |
3,5 — 4,3 мес |
3,5+0,12 мес |
0 |
83 |
17 |
0 |
8 |
92 |
33 |
33 |
33 |
5 |
11 |
4,5 — 5,2 мес |
4,6+0,12 мес |
33 |
44 |
22 |
67 |
22 |
11 |
0 |
37 |
63 |
6 |
17 |
5,5 — 6,2 мес |
5,7+0,09 мес |
7 |
71 |
21 |
77 |
8 |
15 |
25 |
50 |
25 |
7 |
7 |
6,5 — 7,0 мес |
6,7+0,15 мес |
0 |
29 |
71 |
43 |
14 |
43 |
71 |
14 |
15 |
8 |
4 |
7,5 — 8,2 мес |
7,6+0,23 мес |
0 |
50 |
50 |
0 |
50 |
50 |
0 |
50 |
50 |
9 |
3 |
8,5 — 9,0 мес |
8,7+0,27 мес |
0 |
75 |
25 |
0 |
100 |
0 |
50 |
25 |
25 |
10 |
2 |
10,7 — 11,0 мес |
10,75 мес |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
0 |
100 |
0 |
0 |
11 |
4 |
14,0 мес |
14 мec |
0 |
75 |
25 |
25 |
25 |
50 |
75 |
0 |
25 |
За основу исследования была
взята разработанная и предложенная ранее методика исследования зрительного
предпочтения у детей в ситуации выбора [2].
Ребенку предлагали три
различные ситуации выбора между следующими подвижными объектами: погремушка и
кукла с лицом; кукла с лицом и лицо матери, лицо матери и лицо незнакомца.
Объекты располагались прямо
перед глазами ребенка на оптимальном фокусном расстоянии для детей каждого
возраста [3], после фиксации на них взора
новорожденного начинали одновременно с одинаковой скоростью (20 см/с) разводить
их по периметру на 90°, причем стороны движения
объектов, как и ситуации выбора, выбирались в случайном порядке.
Каждая пара объектов для
выбора предлагалась ребенку трижды. Слежение путем движения глазных яблок с
поворотом головы вслед за одним и тем же двигающимся по периметру объектом хотя
бы два раза считалось положительным результатом. О том или ином предпочтении в
ситуации выбора в каждом случае судили по устойчивому прослеживанию, которое
129
заключалось в выраженном повороте глаз и головы
младенца в сторону одного из двигающихся предметов. Случаи, когда дети часть
времени следили за одним объектом, а часть - за другим, расценивались как амбивалентное
предпочтение. Оценку предпочтения младенцем того или иного объекта проводили
независимые эксперты из числа людей, не знавших цели эксперимента, и по
видеозаписи.
Общее время одного
исследования составляло 15 минут.
У детей старше семи месяцев наряду
с описанной процедурой исследования зрительного предпочтения проверяли тип
взаимодействия между матерью и ребенком [12].
Полученные результаты
представлены в таблице. Из нее видно, что с возрастом происходит смена объектов
зрительного предпочтения. При этом следует отметить, что в ситуации выбора
между куклой с лицом и погремушкой значимый выбор лицеподобного стимула
сохраняется во всех возрастных группах, за исключением возраста 6,5 — 7 мес,
когда его сменяет преобладание амбивалентного выбора. Это свидетельствует о
том, что дети первого года жизни характеризуются выраженным предпочтением
лицеподобных стимулов [15], [19].
В ситуации выбора между
лицеподобным стимулом и лицом матери было обнаружено существование определенной
закономерности в изменении предпочтения лица матери: в отличие от новорожденных
в возрасте от 7 до 23 дней [2], у
которых отмечалось предпочтение лица матери, у детей более старшего возраста
наблюдается предпочтение игрушки с лицом, которое постепенно, начиная с 7 мес,
вновь сменяется устойчивым предпочтением лица матери. Следует также отметить
значительное увеличение амбивалентного выбора в возрасте от 3,5 до 4,5 мес.
Начиная с 8 мес
предложенная процедура исследования зрительной фиксации не соответствовала
моторному развитию детей, в связи с чем количество детей в старших группах было
преднамеренно уменьшено с тем, чтобы проверить наше предположение о возможности
использования метода зрительной фиксации для регистрации проявления
привязанности к матери у детей первого года жизни.
В ситуации выбора между
лицом матери и лицом незнакомца наблюдалась закономерная смена предпочтения
(см. таблицу). При этом важно отметить, что наиболее четко выраженное
предпочтение лица матери наблюдалось начиная с 9 мес, что подтверждают и
результаты, полученные нами на детях старшей возрастной группы при исследовании
привязанности к матери в классической ситуации с незнакомцами. У детей,
сделавших выбор лица матери при исследовании зрительного предпочтения,
отмечался "надежный тип" привязанности, т.е. они не очень сильно
огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко
успокаивались.
Увеличение с возрастом
процента детей, чаще делавших выбор лица матери в третьей ситуации (лицо матери
- лицо незнакомца), свидетельствует о развитии с возрастом у ребенка
представления о себе и матери как единой биосоциальной системе безопасного
окружения. Уже в 2 мес младенец начинает разделять окружающий его мир на
три составные части: Я, мать и другие окружающие его люди. У него, как правило,
существует один основной объект привязанности - мать - и ряд вспомогательных
объектов (отец, старший брат
130
или сестра, бабушка и т.д.), которые как бы
выстраиваются в некоторую иерархию [12], [23]. При этом привязанность к другим людям
формируется у него лишь к девятому месяцу [21].
Существуют данные, что ребенок до 9 мес при наличии дискомфорта
обращается к матери, когда же он чувствует себя хорошо, привязанность может
проявляться и по отношению к вспомогательным объектам [17].
Вероятно, к этому возрасту у ребенка завершается стадия пассивного запечатления
окружающих его людей как своей непосредственной биосоциальной среды. В качестве
подтверждения этого вывода может служить и тот факт, что с восьми месяцев
ребенок начинает проявлять тревогу при разлучении со знаковым человеком [5]-[7], [12] и отрицательно реагировать на
незнакомого взрослого человека [12], [14], [17].
То, что ребенок отрицательно
реагирует на незнакомого взрослого человека, с точки зрения [12] является вполне естественной
реакцией: как хищник для детенышей животных, так и незнакомый взрослый человек для
ребенка является тем фактором среды, от которого должна защищать его мать.
Оценка интенсивности страха по отношению к взрослому человеку в зависимости от
возраста ребенка, местонахождения матери и незнакомца показала, что, чем ближе
находится незнакомец, старше ребенок и дальше мать, тем ярче проявляется
негативная реакция [5]. Существует несколько теорий,
объясняющих данный феномен. С точки зрения одних исследователей, боязнь
незнакомца есть проявление общей отрицательной реакции на все новое и
неизвестное [17]. Однако экспериментально было
показано, что не все новое вызывает у ребенка отрицательную реакцию: незнакомая
вещь небольшого размера вызывает реакцию всматривания (что мы и наблюдали в
возрастном периоде от 3,5 до 7 мес), незнакомый ребенок - интерес и
улыбку [12]. Существует предположение, что
дети боятся не незнакомого человека, как такового, а его необычного, непохожего
на материнское, поведения [12].
Известно, что мать в ответ на реакции младенца проявляет мимическую и голосовую
экспрессию, в чем-то повторяющую "разговор" ребенка, производит
определенную имитацию его движений и жестов [11], [12], [23].
По данным [23], если незнакомый человек подражает
поведению матери, то негативной реакции на него не возникает. Отмечалось также,
что дети в возрасте 6 мес при появлении незнакомого человека реагируют
на него так же, как и мать, подражая ее реакциям [17].
Выше уже отмечалось, что в
два месяца ребенок начинает разделять окружающий его мир на три составные
части: Я, мать и другие окружающие его люди. В возрасте двух месяцев у него
начинает формироваться привязанность к дополнительным объектам. Поэтому
предпочтение незнакомца в третьей ситуации выбора (мать - незнакомец) в этом
возрасте, вероятно, можно объяснить поиском новых объектов привязанности.
Становление общения ребенка
первого года жизни включает в себя две стадии: 1) ситуативно-личностную (2 — 6 мес)
и 2) начало ситуативно-деловой (от 6 мес и старше). На этапе от 2 до 6 мес
ведущий мотив общения младенца со взрослым - это личностный мотив, возникающий
на основе потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого, который
в то же время является основным предметом познания для ребенка [5]-[7].
Однако взрослый характеризуется как "неиндивидуализированный
131
источник активной ласки и внимания" [5; 52]. "Младенцы умеют тонко
различать градации внимания взрослого и в то же самое время не отличают одного
взрослого от другого" [5; 81].
Исследования показали [6],
что уверенное узнавание матери младенцы обнаруживают лишь на шестом месяце.
Однако другие исследования [14]
свидетельствуют о том, что уже в первый час жизни новорожденный демонстрирует
реакцию выделения голоса матери из голосов прочих окружающих его людей. В
исследованиях зрительного предпочтения у новорожденных в первые два часа жизни [13], [15], [19] достоверно показано предпочтение
лица матери лицам других людей.
На второй стадии
(ситуативно-деловой) согласно [5]
ведущим мотивом общения младенца со взрослым является деловой мотив,
формирующийся на основе потребности в ласковом внимании со стороны взрослого и
потребности в сотрудничестве.
Показано, что матери,
имевшие контакт со своими детьми в первые часы после рождения ребенка, способны
распознавать своих детей лишь по тактильным признакам. Известно также, что поведение
новорожденного в первые два часа жизни значительно отличается от поведения на
протяжении первых четырех месяцев жизни по таким характеристикам, как
соотношение времени сон - бодрствование, активация внимания и общая активность.
Следовательно, можно предположить наличие сверхранних (в первые часы жизни)
механизмов возникновения привязанности в системе "мать - дитя" [1]. Имеющиеся в литературе данные о
выборе лица и голоса матери в первые часы после рождения, а также наши данные о
более ярком предпочтении лица матери в ситуации выбора у новорожденных в
возрасте от 7 до 23 дней, т.е. самых младших по фактическому психологическому
возрасту среди принимавших участие в нашем исследовании детей [2], свидетельствуют в пользу
предложенного тезиса.
Привязанность, возникающая в
системе "мать - дитя", как всякое биологически оправданное явление,
должна иметь свои критические периоды для возникновения и наиболее ярко
выраженного проявления. Имеющиеся в литературе факты о возрастной динамике
социального развития младенцев, формировании взаимодействия между матерью и
ребенком, а также собственные экспериментальные результаты позволяют
предположить наличие двух наиболее отчетливо выраженных периодов яркого
проявления привязанности к матери со стороны младенца - в первые дни, а может
быть, и часы жизни ребенка, и в 8 — 9 мес.
К сожалению, ставшие уже
классическими экспериментальные исследования привязанности проводились на детях
второго полугодия жизни, так как наиболее распространенная модель
"ситуации с незнакомцем" неприменима к детям более младшего возраста,
что не позволяет оперировать экспериментальными материалами других авторов в
пользу предложенного нами положения о двухфазности проявления привязанности у
детей первого года жизни.
Нельзя исключить того, что
термины "предпочтение" и "привязанность", используемые в
нашей работе как синонимы, могут иметь и различное значение. Так, вероятно,
термин предпочтение чаще используют применительно к детям первого месяца жизни,
а может быть, даже первых недель. Тогда как говорить о привязанности более
правомерно для детей в возрасте от 8 мес и старше. Есть основание
132
предполагать существование различных механизмов
возникновения этих явлений. Так, в основе предпочтения, по всей видимости,
лежит запечатление, имеющее в своей основе пассивное запоминание. В основе же
привязанности лежат уже более сложные психофизиологические механизмы (страх,
защищенность и пр.). Таким образом, первичное биологическое пассивное
запечатление сменяется в динамике развития и усложнения иными
психофизиологическими механизмами (страх, уверенность в защищенности и пр.).
Показанное в наших исследованиях наличие периода амбивалентного выбора
свидетельствует в пользу существования такой динамики в постепенном созревании
у младенцев механизмов привязанности.
На основе анализа
собственных экспериментальных данных и литературных сведений обсуждается
динамика формирования привязанности в системе мать - дитя.
Установлено, что
новорожденные в возрасте от 7 до 23 дней предпочитают в ситуации выбора
лицеподобные стимулы. В ситуации выбора между лицеподобным стимулом и лицом
матери все младенцы в этом возрасте предпочитают мать. В ситуации выбора между
лицом матери и лицом незнакомца младенцы выбирают незнакомое лицо.
У детей первого года жизни
отмечено наличие двух периодов в развитии предпочтения лица матери. Первый - в
возрасте до одного месяца, второй - в 8 мес, причем между этими
возрастными периодами отмечается возрастание активности ребенка, его
коммуникативной деятельности и "развернутости" младенца ко всему
новому в целом.
Предпочтение лица матери,
которая является ведущим информационно-коммуникативным стимулом для ребенка в
возрастном промежутке от рождения до года, временно сменяется (с первой недели
жизни до 6 месяцев) на предпочтение лица незнакомца. Последнее связано с
постепенным формированием иерархии привязанностей.
Таким образом,
предполагается, что зрительное предпочтение матери является ранней формой созревания
привязанности, которая наиболее ярко проявляется у детей к годовалому возрасту.
Если в основе зрительного предпочтения матери у новорожденных допускается
существование биологических механизмов пассивного запечатления, то в основе
предпочтения матери у годовалых детей допускаются более сложные биосоциальные
факторы, такие, как страх, потребность в защищенности и пр.
1. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о
доминанте как теоретическая основа формирования система "мать - дитя"
// Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. 1994. Сер. 3. Вып. 2. № 10. С. 82 — 102.
2. Батуев А.С., Кащавцев А.Г., Соболева М.В.
Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора
// Вопр. психол. 1995. № 3. С. 114 — 118.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца.
М., 1985.
4. Крачун
Г.П. Анатомо-физиологические механизмы формирования зрительного
психического образа у детей. Кишинев, 1990.
5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза развития.
М., 1986.
6. Мазитова Г.Х. О развитии взаимоотношений с
окружающими взрослыми у младенцев // Экспериментальные исследования по
проблемам общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии / Под
ред. Э.А. Голубевой и В.Б. Ольшанского. М., 1976. С. 15 — 31.
7. Мещерякова С.Ю. Влияние общения со
взрослыми на психическое развитие младенца // Мозг и поведение младенца / Под
ред. О.С. Андрианова. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. С. 184 — 220.
133
8. Митькин
А.А., Сергиенко Е.А., Ямщиков А.Н. Некоторые формы глазодвигательного
поведения в раннем онтогенезе человека // Системный анализ механизмов
поведения. М., 1979. С. 143 — 153.
9. Ямщиков А.Н. Зрительное восприятие формы
младенцами // Вопр. психол. 1978. № 4. С.
165 — 173.
10. Belsky J., Fish M.,
Russel D. Continuity and discontinuity in infant negative and positive
emotionality: Family antecedents and attachment consequences // Devel. Psychol.
1991. V. 32. P. 421 — 431.
11. Brazherton J.
Engaging strangers in proximal interaction. Infants social initiative // Devel.
Psychol. 1986. V. 17. P. 273 — 284.
12. Bretherton I. The
origins the attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Devel.
Psychol. 1992. V. 28. P. 759 — 775.
13. Condon W.S., Sander
L.W. Neonate movement as synchronized with adult speech; interactional
participation and language aquisition // Science. 1974. V. 183. P. 99 — 101.
14. DeCasper A.G., Fifer
W.P. On human bonding: newborns prefer their mother voices // Science.
1980. V. 208. P. 1174 — 1176.
15. Goren C.C., Sarty M.
Visual following and pattern discrimination of face-like stimuli by newborn
infants // Pediatrics. 1975. V. 56. P. 172 — 177.
16. Haith M.M.,
17. Hoffman J. Effect
of material employment of the child-review of research // Devel. Psychol. 1974.
V. 10. P. 204 — 218.
18. Johnson M.N. et al. Newborns preferential
tracking of face-like and its subsequent decline // Cognition. 1991. V. 40. P.
1 — 19.
19. Miller P.A.
Mother's emotional arousal a moderator in the socialization of children's
empathy // New J. Child. Devel. 1989. V. 44. P. 65 — 83.
20. Lamb M., Thompson J. Stranger sociability
and its relationships to temperament and social experience during the second year
// Infant Behav. and Devel. 1982. V. 5. P. 277 — 278.
21.
22. Salfer H.R., Emerson
P.E. The development of social attachments in infancy // Monogr. Soc. Res.
Child. Devel. 1975. V. 29. P. 1 — 77.
23. Yeshida M. et al.
Behavioral pattern of newborn. Earliest timing for indicating attachment
behavior in the infants // Acta med. Nagasak. 1991. V. 36. P. 94 — 97.
Поступила в редакцию 21.II 1996 г.