ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
А.Н. ЖДАН
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая
психология в дореволюционной России. Дубна: Издательский центр
"Феникс", 1995. 336 с.
Книга принадлежит известному
своими трудами по истории русской возрастной и педагогической психологии
психологу А.А. Никольской. Основное содержание составляют три раздела, в
соответствии с авторской периодизацией истории этой отрасли русской
психологической науки дореволюционного периода. Каждый раздел завершается
итогами, в которых обобщаются результаты развития науки рассматриваемого
периода. В конце приведен список использованных источников, основных
периодических изданий, публиковавших статьи по возрастной и педагогической
психологии, трудов автора по отдельным вопросам, изложенным в книге. Справочный
аппарат включает также указатель имен.
В разделе I
"Становление русской возрастной и педагогической психологии (середина 50-х
- начало 70-х гг. XIX в.)"
рассматриваются условия и предпосылки формирования возрастной и педагогической
психологии в России. В ее центре - комплексное изучение ребенка, которое дало
мощный толчок для становления возрастной, педагогической психологии, школьной
гигиены как отдельных отраслей науки. В разделе II "Формирование основных
областей исследования возрастной и педагогической психологии (70-90-е гг. XIX
в.)" выявлены новые тенденции в развитии русской, в том числе
психологической, науки. Такие факты, как возникновение научных школ, участие
русских ученых в международных съездах, их выступления на страницах зарубежных
журналов свидетельствуют о том, что русская наука становится неотъемлемой
частью мировой научной мысли. Каждая из трех глав второго раздела посвящена
складывающимся в этот период в русской возрастной и педагогической психологии
областям исследования - психофизического развития ребенка психологических основ
обучения, развитию личности.
Обращают на себя внимание
такие положения, как вывод о специфическом содержании каждого из последовательных
возрастных периодов и о пагубности искусственного форсирования развития за счет
поспешного перехода с одного этапа на другой; о роли семьи, о единстве
физического и духовного воспитания, и другие, которые созвучны выводам
зарубежных авторов и сохраняют свою значимость в современной науке.
Автор воссоздает некоторые
требования и правила гигиены умственного труда Ф.Ф. Эрисмана, представления о
сущности умственной деятельности И.А. Сикорского. Их глубина прямо
пропорциональна незаслуженной невостребованности нашей наукой и, что главное,
практикой организации школьной жизни. Воспроизводятся идеи П.Ф. Каптерева о
психологических основах дидактики. Кроме психологических вопросов преподавания
обсуждаются и такие, как соотношение трудового начала и деятельности по
развитию собственно мыслительных процессов в ходе обучения, игры в обучении,
систематическое обучение и спонтанное развитие; мировоззренческий аспект
образования и др. Большой интерес представляет подход русских ученых к задачам,
целям и психологическим механизмам нравственного воспитания. Сквозной является
мысль о роли разума, сознательных представ-лений о нравственных ценностях, о
роли сострадания в нравственном развитии человека, о наказании и поощрении как
средствах нравственного воспитания и др.
Раздел III
"Теоретическая и научно-организационная деятельность в области возрастной
и педагогической психологии (начало XX в. - Октябрьская революция)" -
самый большой в книге. В этот период отечественная возрастная и педагогическая
психология становится неотъемлемой частью мировой науки. Раскрываются
направления научно-организационной деятельности в России: создание лабораторий,
институтов, организация съездов, журналов, выпуска книг по возрастной и
педагогической психологии. Этот раздел содержит поистине бесценный материал
справочного характера, позволяющий заинтересованному читателю ориентироваться в
соответствующей литературе. В отдельную главу выделены теоретические и
методологические проблемы педагогической психологии. Научные споры тех лет о ее
предмете и методах исследования, о соотношении с другими науками, и прежде
всего с педагогикой, о целях и задачах воспитания, о движущих силах развития
ребенка и другие, воссоздаваемые автором на большом фактическом материале,
сохраняют актуальность и сегодня.
Подробно рассматриваются
направления исследований, связанные с отдельными сторонами развития ребен-ка -
физическим, умственным, эмоциональным, а также работа по проблемам воли и
характер. Интересный материал содержится в разделе о характере образования в России
в начале XX в., в частности, данные о создании учебных заведений нового типа, в
том числе независимых от правительственной опеки. Весьма современны мысли
крупных деятелей педагогической науки тех лет о социальной важности образования
и просвещения народа, их размышления о путях его преобразования в условиях
социально-политических потрясений.
В заключительном разделе
"Итоги развития возрастной и педагогической психологии в XX веке"
схематично обозначены основные направления исследований в этой области отечественной
психологической науки и намечены некоторые задачи по их освоению современной
психологической наукой и педагогической практикой.
Книга А.А. Никольской
содержит большой фактический материал, знакомство с которым явится незаменимым
пособием для изучения и исследований в данной области психологической науки.
Гуманистическая направленность в постановке проблем возрастной и педагогической
психологии у Ф.Ф.
Эрисмана, И.А. Сикорского, М.М. Рубинштейна, А.П. Нечаева, В.М. Бехтерева, Г.И.
Челпанова и других выдающихся деятелей русской науки сохраняет свою значимость
и сегодня. Это делает актуальным переиздание их трудов.