150

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

IV ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНГРЕСС ПСИХОЛОГИИ

О.Н. АРЕСТОВА

(МОСКВА)

 

2-7 июля 1995 г. в Афинах состоялся IV Европейский конгресс психологии, организованный Ассоциацией психологов Греции под эгидой Европейской федерации профессиональных психологических ассоциаций.

Главной задачей конгресса было построение более полной картины европейской психологии на основе выделения научной и практической психологии. Эта цель нашла свое выражение в стремлении максимально полно осветить различные психологические направления в работе конгресса.

IV Европейский конгресс психологии стал крупным событием, объединившим психологические ассоциации и научные общества психологов Европы и других стран мира. Помимо 25 европейских психологических ассоциаций — членов Европейской федерации психологии (EFPPA) 25 европейских научных обществ и 12 международных ассоциаций официально участвовали в работе конгресса. Работа конгресса охватила практически все направления психологической науки: теоретическое, исследовательское, прикладное и учебное. Более 2300 специалистов участвовало в лекциях, симпозиумах, индивидуальных докладах, постерах и школах конгресса. Научная программа конгресса включала более 70 лекций, 152 симпозиума (более 850 докладов), 113 тематических секций (800 докладов), 9 сессий с представлением 530 постерных выступлений, 14 видеосессий и 42 школы.

Выбор Греции в качестве страны — хозяйки конгресса на пороге XXI в. знаменует преемственность психологического знания. Обращение к истокам психологической мысли символизирует и учреждение Аристотелевской премии в области психологии, впервые присужденной и врученной в ходе конгресса. Аристотелевская премия была вручена профессору психологии из Амстердамского университета Вридж П.Й.Д. Дренту за выдающийся вклад в теорию и приложения психологии труда, а также за его деятельность в качестве президента Международного психологического общества, ректора университета и президента Нидерландской Королевской Академии науки и искусства.

Все выступления были распределены по 29 разделам психологической науки: этология и поведение животных, клиническая психология, когнитивная психология, психологическое консультирование, кросс-культурная психология, корреляционные исследования, психология развития, экономическая психология, педагогическая психология, эмоции и мотивация, экопсихология, психология здоровья, история психологии, нейропсихология, психология труда и профессий, личность и индивидуальные различия, философская психология, психобиология, психодиагностика, психология и право, психометрика и математическая психология, психофизика, психосоциальная реабилитация, психотерапия, школьная психология, социальная психология, спортивная психология, психология транспорта, профессиональное издательское дело.

В выступлениях подчеркивалась социальная значимость профессиональной деятельности психолога и ее связь с насущными

 

151

 

проблемами общества: лекция Дж. Берри (США) «Психологическая адаптация иммигрантов», сессия «Социальные значимые приложения психологической науки». Большое внимание уделялось новой активно развивающейся области психологической науки, называемой «Психология здоровья»: сессия «Активность, психическое состояние и здоровье», лекция Коста-э-Сильва (Швейцария) «Психология здоровья и Всемирная организация здравоохранения: Программа психического здоровья», школа «Психология здоровья — 2000».

Актуальной, по мнению выступавших, является проблема интеграции научной деятельности внутри мирового психологического сообщества (сессия «Европейские перспективы исследовательских взаимосвязей: взгляд в будущее и 25-летние итоги», симпозиум «Интеграция в психотерапии: теория и исследования»).

Особенно интересным для психологов из России было обсуждение этнопсихологических проблем (сессия «Адаптационные процессы в этнических группах») и анализ кросс-культурных исследований (сессия «Кросс-культурные исследования личности», лекция Дж. Линдси «Развитие этнопсихологической практики»).

Широко обсуждались методологические проблемы психологического исследования: И. Лунт (Великобритания) «Компетентность в психологической практике», К. Паулика (Германия) «Амбулаторное тестирование вне психологических лабораторий», а также насущные проблемы самих психологов («круглый стол» на тему «Как опубликоваться в психологических журналах в США»).

Важное место в работе конгресса занимало обсуждение фундаментальных проблем психологической науки: сессии «Структура и прижизненное развитие темперамента», «Теория и методы кросс-культурного исследования», «Парадигмы и прогресс психологии личности», «Мотивация», «Когнитивное развитие» и многие другие.

Когнитивное направление психологической науки представляли традиционно многочисленные теоретические и конкретно-исследовательские выступления: лекции Р. Стернберга (США) «Стили мышления» и Р. Шварцера (Германия) «Социокогнитивные факторы в исследовании стресса и тревожности», сессия «Когнитивная психология: метапознание» и др.

Традиционно интенсивно обсуждались и различные проблемы педагогической и возрастной психологии: сессии «Основы общения в детском возрасте», «Семья, родители и развитие детей», «Дети: исследование и психотерапия возрастных проблем», «Трудности в учебе и специальная организация обучения», «Психологические проблемы образования».

Значительная часть выступлений в ходе симпозиумов носила обзорный информационный характер и знакомила слушателей с состоянием дел в конкретной области психологической науки в той или иной стране: «Ситуация в психологии труда в Испании и Южно-Европейских странах», лекция К.Р. Сатила (Испания); «Законодательство в работе психологов Великобритании», выступление И. Лунт (Великобритания); «Психология как профессия в арабских странах», И. Аль-Исса (Канада); «Психологическое исследование безработного в России», Е. Романова (Россия).

Под эгидой Российского общества психологов (президент — Ю. Забродин) был организован симпозиум «Мотивация и ценности в выборе профессии». В лекции Ю. Забродина освещались проблемы управления человеческими ресурсами в переходный период в России.

Отметив ряд интересных выступлений отечественных психологов (В. Петренко «Психосемантический подход в

 

152

 

этнопсихологии», Е. Климов «Психологическое понятие субъекта труда», Н. Березанская «Личностные факторы принятия решений в экстремальной ситуации», Ю. Бабаева «Развитие интеллекта и творческие способности»), следует признать, что целостной картины современного состояния психологической науки в России представлено не было. Однако первые шаги к интеграции отечественной науки в Европейское психологическое сообщество, были предприняты. Президент Российского психологического общества Е.А. Климов на встрече президентов психологических обществ сделал заявление о стремлении российских психологов вступить в Европейскую Федерацию профессиональных психологических ассоциаций.

Участники конгресса были вовлечены не только в активную научную, но и в интересную культурную программу. Работу конгресса приветствовало правительство Греции и греческая научная общественность.

На работавшей выставке конгресса была представлена психологическая литература, программная продукция, учебные и методические материалы. Объявлено и о предстоящем, V Европейском конгрессе психологии — 6-11 июля 1997 г. в Дублине (Ирландия).

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕМИЯХ

           

                           ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Премии Психологического института РАО учреждены Психологическим институтом и фирмой «С-Инструментс» для поддержки и поощрения талантливых ученых и молодых исследователей с целью содействия развитию психологической науки.

1.2. Учреждается ежегодная премия им. Г.И. Челпанова I степени для талантливых ученых и ежегодная премия им. Г.И. Челпанова II степени для талантливых молодых исследователей. Награды присуждаются российским ученым, постоянно работающим на территории Российской Федерации.

1.3. Учреждается ежегодная премия им. А.А. Смирнова I степени для талантливых ученых и ежегодная премия им. А.А. Смирнова II степени для талантливых молодых исследователей. Награды присуждаются ученым, работающим в Психологическом институте РАО.

1.4. Комитет по присуждению именных премий ежегодно присуждает две премии за выдающиеся научные результаты и две поощрительные премии молодым исследователям.

 

2. ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ПРИСУЖДЕНИЕ ПРЕМИИ

2.1. Кандидаты на соискание именных премий могут выдвигаться индивидуальными или коллективными членами психологического сообщества.

2.2. Премия им. Г.И. Челпанова I степени и премия им. А.А. Смирнова I степени присуждаются за выдающиеся работы в области психологии.

Премии выплачиваются в рублях и составляют в рублевом эквиваленте 600 долларов США каждая. Выплата производится в российских рублях по курсу доллара США, складывающемуся на Межбанковской валютной бирже РФ.

 

153

 

На соискание премий могут выдвигаться отдельные работы или цикл работ, выполненные индивидуально или авторским коллективом. К представлению прилагаются оттиски работ, выдвигаемых на получение премии, в трех экземплярах, краткие биографические справки кандидатов на получение премии, адреса и телефоны для связи.

2.3. Поощрительные премии (премия им. Г.И. Челпанова II степени и премия им. А.А. Смирнова II степени) присуждаются индивидуально молодым ученым в возрасте не более 40 лет и составляют в рублевом эквиваленте 200 долларов США каждая.

Порядок представления такой же, как и при представлении на премию I степени.

2.4. Материалы для присуждения наград могут присылаться в комитет по присуждению премий в течение года, но не позднее чем за месяц до очередного присуждения.

 

3. ПОРЯДОК ПРИСУЖДЕНИЯ ПРЕМИЙ

3.1. Состав комитета (7 человек) по присуждению премий представляется директором Психологического института и утверждается генеральным директором фирмы «С-Инструментс».

3.2. Комитет принимает свои решения тайным голосованием, и его решения считаются окончательными.

3.3. Комитет сам определяет характер экспертизы выдвинутых работ.

3.4. Комитет не вправе исключать из своего состава членов, утвержденных генеральным директором фирмы «С-Инструментс».

3.5. Член комитета, выдвинутый на соискание премии и решивший принять участие в конкурсе, выбывает из состава комитета. Комитет вправе ввести нового члена также и вместо выбывшего по естественным причинам или официально заявившего о невозможности или нежелании продолжать работу в комитете.

3.6. Тайное голосование осуществляется следующим образом. Каждый член комитета располагает кандидатов по порядку предпочтения. Затем подсчитывается сумма мест для каждого кандидата. Победителем считается набравший минимальную сумму мест. При равенстве баллов проводится второй тур с участием двух лучших кандидатов. Голосование проводится реально присутствующими на заседании членами комитета. При этом должно присутствовать не менее двух третей списочного состава.

3.7. Решение комитета объявляется ежегодно на Челпановских чтениях, проводимых Психологическим институтом РАО в апреле месяце.

 

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИЙ

 

Первый раз присуждение премий состоялось 1 апреля 1995 г. Их удостоились:

Авторский коллектив:

 

М.Э. БОЦМАНОВА,

Е.П. ГУСЕВА,

И.В. РАВИЧ-ЩЕРБО —

за исторический очерк «Психологический институт на Моховой» (Премия им. Г. И. Челпанова I степени).

 

М.В. ТЕЛЕГИН

за комплекс экспериментальных исследований по формированию философских понятий у младших школьников

(Премия им. Г.И. Челпанова II степени).

 

А.И. МИРАКЯН

за рукопись монографии «Контуры трансцедептальной психологии» (Премия имени А.А. Смирнова I степени^.

 

А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВ

за рукопись монографии «Психологические основы способностей к художественному творчеству» (Премия им. А.А. Смирнова I степени).